Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:17, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена такой теме Уголовно-процессуального права, как «Особенности надзорного производства». Надзорное производство по уголовному делу является одной из стадий уголовного судопроизводства, в которой суды осуществляют деятельность по исправлению судебных ошибок путем пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений и вынесения решения по делу.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основания и нормативно-правовая основа процедуры надзорного производства по уголовному делу……………………………...…..5
1.1.Понятие и значение процедуры надзорного производства по уголовному делу…………………………………………………………………………….......5
1.2.Нормативно-правовое регулирование процедуры надзорного производства по уголовному делу (порядок производства в соответствии с УПК РФ, гарантии участников)……………………………………………………………...12
Глава 2. Практика, проблемные аспекты надзорного производства по уголовному делу……………………………………………………………..…………..17
2.1.Практический аспект…………………………………………………..……17
2.2. Пределы прав суда надзорной инстанции. ………………………….…….21
2.3. Проблемы надзорного производства по уголовному делу……………….23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы…………………
Анализ норм
Уголовно-процессуального
С момента введения
в действие т.е. 1 июля 2002 года нового
Уголовно-процессуального
Неужели законодатель
действительно "…довольно изящно
и на самом высоком уровне решил
комплекс достаточно дискуссионных
доктринальных проблем, длительное
время обсуждавшихся
Нормы обновленного института надзорного производства вместо предварительного изучения надзорной жалобы прокурором либо председателем суда (его заместителями), решающих вопрос о необходимости внесения надзорного протеста, закрепляют предварительный контроль судьи, имеющий целью установить наличие достаточных оснований для возбуждения надзорного производства или отказа в этом. Это, конечно, весьма важное положение в плане утверждения должного порядка рассмотрения надзорных жалоб и представлений, если учесть, что на самом деле до введения в действие УПК РФ рассмотрение конкретных надзорных жалоб в судах осуществляли консультанты. В Верховном Суде Российской Федерации, в частности, подготовленные консультантами ответы, подписывали судьи, а если жалобщик был настойчив, то заместители председателей судов, затем - их первые заместители и только после этого - председатели судов16.
Вместе с тем, анализ содержания статей 404 и 406 УПК РФ позволяет констатировать, что, по всей видимости, и это изменение ожидаемого эффекта не даст.
С одной стороны, в части 2 статьи 406 УПК РФ говорится: "В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать в пределах компетенции, установленной статьей 403 настоящего Кодекса любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления". Таким образом, во-первых, судья вправе, но не обязан истребовать дело. Во-вторых, дело истребовать он может только в необходимых случаях. Каких-либо определенных критериев того, при каких условиях должна возникнуть необходимость в истребовании дела, закон также не называет. В-третьих, порядок, когда надзорная инстанция может разрешить надзорную жалобу, не истребуя (а значит, не исследуя) дела, вряд ли согласуется с ревизионными началами проверки.
В итоге публично-
С другой стороны,
закон требует (п. 1 ч. 2 ст. 404 УПК РФ),
чтобы при обращении с
А это означает,
что, отказывая заявителю в
В соответствии со статьей 403 УПК РФ в случае оставления надзорных жалобы или представления без удовлетворения судьей или судом нижестоящей надзорной инстанции заявитель имеет право обратиться с подобной жалобой в вышестоящую надзорную инстанцию. Руководители судебных органов, наделенных полномочиями надзорных инстанций, т.е. председатели судов среднего звена и председатель суда высшего звена либо его заместители, вправе не согласится с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб или представлений (ч. 4 ст. 406 УПК РФ).
По смыслу закона, согласиться либо не согласиться с решением судьи - право, а не обязанность указанных должностных лиц. Также является правом, а не обязанностью субъектов обжалования обращение к этим лицам с ходатайством об отмене постановления судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления.
Проведенное нами исследование показало, что в большинстве случаев надзорные жалобы осужденных, направленные по инстанции в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации после того, как их жалобы в Президиумы судов субъектов Российской Федерации оставались без удовлетворения, возвращаются вновь в суд субъекта Российской Федерации18.
Поводом для возвращения жалоб является то, что осужденные, обратившись с жалобой в Верховный суд Российской Федерации, предварительно не обращались к председателям судов субъектов Федерации с ходатайствами об отмене решений судей соответствующей надзорной инстанции об отказе в удовлетворении надзорных жалоб. По всей видимости, в данном случае необходимо говорить о явном, в нарушении закона, желании высшего судебного органа общей юрисдикции остановить поток жалоб, хлынувших непосредственно в суды высшей надзорной инстанции.
Часть 1 статьи 412 УПК РФ устанавливает запрет на внесение повторных надзорных жалоб или представлений в порядке надзора в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения. Однако законодатель не уточняет, как понимать (а значит, и применять) эту норму закона. В связи с этим представляется закономерной постановка вопроса: имеют ли право субъекты обжалования вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений суда направлять повторно надзорные жалобу или представление в суд, судья которого отказал ранее в их удовлетворении?
Ведь оставить жалобу или представление без удовлетворения может как судьи, оказавший в удовлетворении жалобы или представления (п. 1 ч. 3 ст.406 УПК РФ), так и суд надзорной инстанции своим решением, принятым по результатам надзорного пересмотра дела (п. 1 ч. 1 ст. 408 УПК РФ). Кроме того, не совсем понятно, будет ли суд рассматривать повторную (самостоятельную) жалобу, если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а первоначальные надзорная жалоба или представление были принесены только одним из них?
В связи с этим видится вполне логичным суждение Н.Н. Ковтуна и А.С. Подшибякина. по мнению которых, ч. 1 ст. 412 может быть истолкована только в том смысле, что повторное обращение с надзорной жалобой или представлением в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, если решение по жалобе принимал суд, а не судья, т.к. в силу ревизионного начала проверки дело уже пересмотрено (проверено) в полном объеме и в отношении всех осужденных19.
Надзорная инстанция дала ответ, как по существу заявленных требований, так и по существу приговора. Поэтому же повторные (самостоятельные) жалобы участников судебного разбирательства, не согласных с принятым решением, могут быть поданы по правилам инстанционности лишь в вышестоящую надзорную инстанцию.
Другое дело, когда в удовлетворении жалобы отказано решением судьи, принимающего решение о необходимости возбуждения надзорного производства или отказе в этом (ч. 3 ст. 406 УПК РФ). Поскольку подобным решением заинтересованному участнику уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 402 УПК РФ) отказано в правосудии, в судебной защите своих нарушенных интересов, он, безусловно, вправе подать новую жалобу в тот же суд надзорной инстанции. Это особенно важно, если эта надзорная инстанция после кассационного пересмотра дела является единственной (п.5 ст. 403 УПК РФ). Иное явилось бы нарушением конституционного права граждан на защиту.
Б.Т. Безлепкин считает также, что не следует упускать из виду, что председатель суда субъекта Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления и возбудить надзорное производство (ч. 4 ст. 406 УПК РФ). Так что в этом контексте рассмотрение повторной надзорной жалобы или представления в одном и том же суде надзорной инстанции также возможно.
При этом авторы
"Научно-практического
Однако практика, к сожалению, показывает, что указанные разъяснения не нашли применения в практической деятельности судов надзорной инстанции, которые в большинстве случаев трактуют рассматриваемые положения по принципу "закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло". При этом поворот всегда осуществляется в сторону, нужную для суда.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что опыт применения новых положений главы 48 Уголовно-процессуального кодекса РФ участниками уголовного судопроизводства еще не достаточен для каких-либо однозначных выводов о позитивности изменений в институте надзорного производства. Однако уже сейчас есть все основания, чтобы усомниться в том, что эти изменения повысят эффективность работы судов надзорной инстанции и качество устранения судебных ошибок, допущенных судами первой и кассационной инстанций. Это означает, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, несмотря на внесенные в его содержание значительные изменения и дополнения, требует серьезной доработки.
Заключение
Результаты настоящего исследования позволяют сформулировать некоторые выводы и рекомендации, которые, в известной степени, будут способствовать дальнейшему совершенствованию процедуры производства в надзорной инстанции в уголовном процессе, в первую очередь, с точки зрения ее приведения в соответствие с положениями Конституции РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права.
Теоретической основой пересмотра вступившего в законную силу судебного решения является научная теория презумпции истинности такого решения, т.е. приговор или иной акт судебной власти, вынесенные в порядке уголовного судопроизводства, признаются истинными (с точки зрения юридической или судебной истины) до тех пор, пока они в установленном законом порядке не пересмотрены в целях устранения судебной ошибки и не отменены либо не изменены.
В свою очередь,
правовой основой теории презумпции
истинности вступившего в законную силу судебного
решения, а, стало быть, и правовой основой
пересмотра такого решения, являются:
п.2 ст.4 Протокола №7 (в редакции Протокола
№11) Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод, допускающий
пересмотр окончательного судебного решения;
б) ст. 126 Конституции РФ и решения Конституционного Суда
РФ по проверке отдельных положений, регламентирующих
производство в надзорной инстанции, в
которых сформулирована конституционно-правовая
позиция относительно природы и характера
надзорного производства, как средства
правовой защиты, а также федеральные конституционные
Равенство процессуальных прав участников уголовного судопроизводства в надзорном производстве предполагает необходимость обеспечения законодателем и равных возможностей для обжалования судебного решения в порядке надзора с тем, чтобы исключить какие-либо преимущества для одного субъекта обжалования, по сравнению с другим. Достижение указанной цели возможно путем нормативного регулирования сроков обжалования судебного решения, вступившего в законную силу.
Как известно, недоступность надзорного производства Европейский Суд усматривает в том, что процедура пересмотра дела в суде надзорной инстанции возбуждается не самим гражданином, а соответствующим должностным лицом, т.е. в зависимости от его дискреционных полномочий.
Одним из основополагающих, доктринальны