Оперативно - розыскные мероприятия. Проблемы соблюдения прав и интересов граждан при осуществлении ОРМ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы уголовно-процессуального характера следственных действий; выделить особенности и порядок проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан; выявить проблемы связанные с проведением следственных действий; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере уголовного процесса.

Оглавление

Введение
Основная часть:
1. Охрана прав и свобод человека как принцип уголовного судопроизводства
2. Следственные действия. Общие правила, условия и основания их проведения.
2.1 Проблемы, возникающие при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.
2.2 Непроизвольное ограничение прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве.
3. Оперативно - розыскные мероприятия. Проблемы соблюдения прав и интересов граждан при осуществлении ОРМ.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Научка.docx

— 76.81 Кб (Скачать)

 

План:

  • Введение
  • Основная часть:

       1. Охрана прав и свобод человека как принцип    уголовного    судопроизводства

      2.  Следственные действия.  Общие правила, условия и основания их проведения.

      2.1 Проблемы, возникающие при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.

      2.2 Непроизвольное ограничение прав потерпевшего в уголовном  судопроизводстве.

       3. Оперативно - розыскные мероприятия. Проблемы соблюдения прав и  интересов граждан при осуществлении ОРМ.

  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    В Конституции Российской Федерации закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» т.е. интересы отдельного индивида признаны приоритетными над интересами государственными. Развивает и проводит в жизнь эту формулировку и закрепленное в Конституции РФ разделение ветвей власти в России на законодательную, исполнительную и судебную. Независимая судебная власть способна осуществить действительный контроль за соблюдением законности во всех отраслях правоприменения, в том числе - в области уголовного судопроизводства. Уголовное судопроизводство, согласно ст. 6 УПК РФ, призвано защищать как нарушенные преступлением права и законные интересы потерпевших, так и права и законные интересы лиц, совершивших деяния, запрещенные уголовным законом, и всех иных лиц, которые волей или неволей оказались вовлеченными в уголовное судопроизводство по конкретному уголовному делу.

     Успешное расследование преступлений невозможно без своевременного и эффективного производства следственных действий. Именно в ходе осуществления указанных действий формируется основа доказательственной базы по уголовным делам. Из этого вытекает актуальность данной темы.

    Следственное действие обоснованно считается центральным звеном в системе тактических средств расследования преступлений. Его особенность заключается в сочетании регламентированной процессуальной формы и тактического содержания, определяемого совокупностью тактических приемов осуществления познавательной и преобразовательной деятельности следователя. Следственные действия являются надежным средством процессуальной реализации всех приемов, методов и средств расследования преступлений. Только с их помощью могут быть выражены вовне и закреплены в материалах уголовного дела общие и частные результаты тактических операций, взаимодействия с органами дознания, общественностью и т.д. Разнообразная криминалистическая информация, надлежащим образом полученная и закрепленная в протоколах следственных действий и приложениях к ним, имеет силу судебных доказательств.

    Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, урегулированные уголовно-процессуальным законодательством в сфере производства следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.

    Предметом исследования являются следственные действия, ограничивающие конституционные права и свободы граждан.

    Цель данной работы – проанализировать теоретические основы уголовно-процессуального характера следственных действий; выделить особенности и порядок проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан; выявить проблемы связанные с проведением следственных действий; разработать мероприятия по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере уголовного процесса.

    Задачами данной работы являются:

1) дать юридическую характеристику следственным действиям и их классификацию в соответствии с УПК РФ;

2) определить особенности проведения следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и выделить проблемы, возникающие при их проведении и наметить пути их устранения.

 

 

 

 

1.Охрана прав  и свобод человека как принцип  уголовного судопроизводства.

    Слово принцип происходит  от латинского « начало», « основа» - основно, исходное положение какой – либо науки либо теории.

  Принципы уголовного судопроизводства - это закрепленные в Конституции Российской Федерации  основополагающие правовые идеи, определяющие построение всего уголовного судопроизводства, его сущность характер и демократизм. Они составляют базу, фундамент всего уголовного процесса.

  Действующая Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой   правления. Из этого положения следуют другие конституционные установления: « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Воплощение  этих положений означает, что государство и право существуют, прежде всего, и главным образом для человека, реально отражают потребности членов общества, защищают и оберегает их1.

Систему принципов уголовного процесса образуют:

1.законность

2. неприкосновенность личности

3. осуществление правосудия только судом

4. независимость судей 

5.всеобщее равенство перед  законом и судом

6.уважение чести и достоинства  личности

7. неприкосновенность жилища

8. состязательность сторон

9.презумция невиновности

10. охрана прав и свобод  человека как принцип уголовного  судопроизводства и т.д.

11. тайна переписки, телефонных  и иных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений

12. обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту

13.свобода оценки доказательств

14. язык уголовного судопроизводства

15. право на обжалование  процессуальных действий и решений

16. разумный срок уголовного  судопроизводства и т.д.2

Рассмотрим наиболее важный принцип, касающийся данной работы - охрана прав и свобод человека как принцип уголовного судопроизводства.

  Формально рассматриваемый  принцип уголовного судопроизводства  провозглашен ст.11 УПК РФ. Предпосылкой  реализации своих прав любым  человеком и гражданином, вовлеченным  в сферу уголовного судопроизводства, является знание им своих процессуальных  прав, обязанностей и ответственности. Поэтому в законе особо подчеркивается необходимость разъяснения участникам уголовного судопроизводства их прав и обязанностей. Знаменательно, что обязанность разъяснять участникам уголовного судопроизводства их процессуальный права, обязанности и ответственность закон возлагает на всех субъектов уголовно-процессуальных отношений, ответственных за ведение дела.

Безусловно, важным является положение ч.2 ст.11 УПК, в соответствии с которым дознаватель, следователь и суд обязаны предупредить обладающих свидетельским иммунитетом лиц, изъявивших согласие дать показания, что их показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному  делу. Последующие положения ст.11 УПК направлены на обеспечение применения специальных мер безопасности при наличии угрозы участникам процесса, их родственникам по существу. И наконец, в ч.4 ст.11 УПК законодатель счел возможным специально обратить внимание на то, что вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод (в том числе властными субъектами (должностными лицами), осуществляющими уголовное преследование), подлежит возмещению. Усиление защиты прав потерпевших, свидетелей, обвиняемых, и других участников уголовного судопроизводства способствуют нормы Федерального закона от 20.08.2004 года № 119 – ФЗ « О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Мною осуществлен анализ основных точек зрения по вопросу о сущности уголовно – процессуальных гарантий и сделан вывод, что под ними чаще всего понимают:

- субъективные права участников  уголовного судопроизводства, когда  право участника уголовного судопроизводства  действует как средство обеспечения  другого права личности;

- соответствующие обязанности  государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по делу3.

  Права участников  уголовного процесса и обязанности  уполномоченных государственных  органов и должностных лиц  взаимосвязаны. Положения принципа  охраны прав и свобод человека  и гражданина  в уголовном судопроизводстве  основаны на понимании обязанностей  государства по охране прав  и свобод личности как гарантии  прав и свобод человека и  гражданина в уголовном судопроизводстве. Обязанность суда, прокурора, следователя, дознавателя по охране прав  и свобод личности является  важнейшей гарантией прав личности. Одновременно эта гарантия выступает  в качестве важного условия  достижения назначения уголовного судопроизводства и одного из элементов принципа охраны прав и свобод в российском уголовном судопроизводстве4.

Можно сделать вывод, что личность в уголовно - процессуальных отношениях выступает как полноправный субъект, наравне с государством, однако для полной реализации прав она нуждается в корреспондирующей обязанности должностных лиц государства. При производстве процессуальных действий должностные лица обязаны обеспечивать охрану прав и свобод человека и гражданина. С этим утверждением солидарно  большинство сотрудников практических органов (91,3 %), однако,  при этом  27% считают, что такой элемент назначения уголовного судопроизводства как защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, имеет приоритет по отношению к защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.5

Таким образом, можно сделать вывод из выше сказанного, что с обязанностью государства охранять права и свободы человека и гражданина сопряжено конституционное право (ст.53) каждого гражданина требовать возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц. Реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию, является одним из значимых назначений уголовного судопроизводства6.

 

 

2. Следственные действия. Общие правила и условия их проведения. Проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении отдельных видов следственных действий.

Понятие «следственные действия», многократно встречающиеся в уголовно процессуальном кодексе, не приведено и не объяснено в числе основных понятий, перечисленных в ст.5 УПК РФ. Нет в законе и исчерпывающего обозначения видов следственных действий.

Такая ситуация порождает определенные сложности в правоприменительной практике. Так в ч.3 ст.209 УПК  говорится, что после приостановления предварительного следствия  производство следственных действий не допускается. В условиях, когда система следственных действий четко не урегулирована, выполнить такое предписание не просто. В п.5 ч.1 ст.53 УПК регламентируется право защитника участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, проводимых с участием данных лиц. Вновь возникает вопрос о том, что понимать под следственными действиями. Описанная проблема кратко может быть изложена следующим образом: законодатель не формирует ни понятие, ни систему следственных действий  и в тоже время в ряде норм и институтов использует это понятие как абсолютно определенное7.

          В этих условиях необходимо прибегать к анализу закона, теоретических взглядов, чтобы сформулировать исходные положения, лежащие в основе понимания сущности следственных действий и построения их системы8.

           В юридической литературе в настоящее время сложилось два основных подхода к понятию следственных действий:

1. широкий, предлагающий рассматривать указанные действия как любые мероприятия, осуществляемые  следователем, дознавателем;

2. узкий, основанный на  восприятии следственных действий  как действий , связанных исключительно с формированием по делу доказательственной базы.

  Следственные действия - это регламентированные уголовно - процессуальным законодательством и осуществляемые уполномоченные государственными органами и должностными лицами мероприятия, носящие познавательно - поисковый характер, направленные на формирование доказательств и связанные с возможностью применения при их производстве мер государственного принуждения9.

Признаки следственных действий:

  1.производятся лишь специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами (следователь, дознаватель);

2. имеют познавательно  – поисковый характер – в  ходе осуществления следователь, дознаватель получают данные, имеющие  значения для дела; кроме того  принципиальным отличием следственных  от иных процессуальный действий  является процесс непосредственного  восприятия либо отыскания следователем, дознавателем  информации, предметов, следов, которые позволяют установить  значимые по делу обстоятельства;

3. в ходе проведения  следственных действий формируется  доказательства 

( сведения, полученные при  даче показаний на допросе, информация  отраженная в протоколах как результатах осмотра, обыска и т.д);

4. при производстве следственных  действий возможно применения  мер уголовно – процессуального  принуждения (привод, наложения денежного  взыскания  в случае неявке  лица по неуважительной причине);

5. процессуальный порядок  осуществления и оформления результатов  следственных действий достаточно  детально регламентированы УПК10.

Условия производства следственных действий:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.  УПК сохранил верность принципиальной позиции, что следственные действия могут осуществляться только в рамках возбужденного уголовного дела. Проведение  следственных действий не допускается также после приостановления предварительного следствия. Исключение сделано для осмотра места происшествия, осмотра трупа и освидетельствования, в случаях,  не терпящих отлагательства , эти следственные действия могут произведены до возбуждения уголовного дела.
  2. Наличие специального основания.

Информация о работе Оперативно - розыскные мероприятия. Проблемы соблюдения прав и интересов граждан при осуществлении ОРМ