Конституция Республики Узбекистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:21, статья

Краткое описание

Народ Узбекистана,
торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,
осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,
подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,
признавая приоритет общепризнанных норм международного права,
стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики,
ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,
в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия
принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.

Файлы: 1 файл

конституция РУз.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть досрочно отозван по решению  Сената, принятому более чем двумя  третями голосов от общего числа  сенаторов тайным голосованием.

Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

1) созывает заседания  Сената, председательствует на них;

2) осуществляет общее  руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Сената;

3) координирует деятельность  комитетов, комиссий Сената;

4) организует контроль  за исполнением законов Республики  Узбекистан и постановлений Сената;

5) руководит работой  по осуществлению межпарламентских  связей и деятельностью групп  Сената, связанных с работой международных  парламентских организаций;

6) представляет Сенат  во взаимоотношениях с Законодательной  палатой Олий Мажлиса Республики  Узбекистан, другими государственными  органами, иностранными государствами,  международными и иными организациями;

7) подписывает постановления  Сената;

8) осуществляет иные  полномочия, предусмотренные настоящей  Конституцией и законодательством.

Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.

Статья 87. Законодательная  палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан на срок своих полномочий избирает из числа депутатов Законодательной  палаты комитеты для ведения законопроектной  работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых в  Законодательную палату, контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений, принимаемых  Законодательной палатой.

Сенат Олий Мажлиса  Республики Узбекистан на срок своих  полномочий избирает из числа сенаторов  комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых в  Сенат, контроля за исполнением законов  Республики Узбекистан и решений, принимаемых  Сенатом.

Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в случае необходимости, для выполнения конкретных задач  создают комиссии из числа депутатов, сенаторов.

Статья 88. Депутатам  Законодательной палаты и членам Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в установленном порядке возмещаются  расходы, связанные с депутатской  или сенаторской деятельностью.

Депутаты Законодательной  палаты и члены Сената, работающие в Сенате на постоянной основе, на период своих полномочий не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической.

Депутат Законодательной  палаты и член Сената Олий Мажлиса  Республики Узбекистан пользуются правом неприкосновенности. Они не могут  быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны, заключены под стражу или подвергнуты мерам административного  взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия соответственно Законодательной палаты или Сената.

ГЛАВА ХIХ. ПРЕЗИДЕНТ  РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 89. Президент  Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. (Статья в редакции Закона РУз от 11.04.2007 г. № ЗРУ-89)

Статья 90. Президентом  Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий  государственным языком, постоянно  проживающий на территории Узбекистана  не менее 10 лет непосредственно перед  выборами. Одно и то же лицо не может  быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.

Президент Республики Узбекистан избирается гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании сроком на семь лет. Порядок выборов Президента определяется законом Республики Узбекистан.

(Статья в редакции  Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 91. Президент  на период исполнения своих обязанностей не может занимать иную оплачиваемую должность, быть депутатом представительного  органа, заниматься предпринимательской  деятельностью.

Личность Президента неприкосновенна и охраняется законом.

Статья 92. Президент  считается вступившим в должность  с момента принесения на заседании  Олий Мажлиса Республики Узбекистан присяги следующего содержания:

”Торжественно клянусь  верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и  законам республики, гарантировать  права и свободы граждан, добросовестно  выполнять возложенные на Президента Республики Узбекистан обязанности”.

Статья 93. Президент  Республики Узбекистан:

1) выступает гарантом  соблюдения прав и свобод граждан,  Конституции и законов Республики  Узбекистан;

2) принимает необходимые  меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной  целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам  национально-государственного устройства;

3) представляет Республику  Узбекистан внутри страны и  в международных отношениях;

4) ведет переговоры  и подписывает договоры и соглашения  Республики Узбекистан, обеспечивает  соблюдение заключенных республикой  договоров, соглашений и принятых  ею обязательств;

5) принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитованных  при нем дипломатических и  иных представителей;

6) представляет Сенату  Олий Мажлиса Республики Узбекистан  кандидатуры для назначения дипломатических  и иных представителей Республики  Узбекистан в иностранных государствах;

7) представляет Олий  Мажлису Республики Узбекистан  ежегодные доклады по важнейшим  вопросам социально-экономической  жизни, внутренней и внешней  политики страны;

8) обеспечивает взаимодействие  высших органов власти и управления  республики; образует и упраздняет  министерства, государственные комитеты  и другие органы государственного  управления с последующим внесением  указов по этим вопросам на  утверждение палат Олий Мажлиса  Республики Узбекистан; (Пункт в  редакции Закона РУз от 18.04.2011 г. № ЗРУ-284)

9) представляет Сенату  Олий Мажлиса Республики Узбекистан  кандидатуру для избрания на  должность Председателя Сената;

10) представляет для  рассмотрения и утверждения палатами  Олий Мажлиса Республики Узбекистан  кандидатуру Премьер-министра Республики  Узбекистан и освобождает его  от должности;

11) утверждает по  представлению Премьер-министра  Республики Узбекистан членов  Кабинета Министров Республики  Узбекистан и освобождает их  от должности;

12) назначает и  освобождает от должности Генерального  прокурора Республики Узбекистан  и председателя Счетной палаты  с последующим утверждением их  Сенатом Олий Мажлиса Республики  Узбекистан; (Пункт в редакции  Закона РУз от 18.04.2011 г. № ЗРУ-284)

13) представляет Сенату  Олий Мажлиса Республики Узбекистан  кандидатуры на должности председателя  и судей Конституционного суда, председателя и судей Верховного  суда, председателя и судей Высшего  хозяйственного суда, председателя  правления Центрального банка  Республики Узбекистан, председателя  Государственного комитета Республики  Узбекистан по охране природы;

14) назначает и  освобождает от должности судей  областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных  судов;

15) назначает и  освобождает по представлению  Премьер-министра Республики Узбекистан  от должности хокимов областей  и города Ташкента в соответствии  с законом. Президент вправе  освободить своим решением от  должности хокимов районов и  городов в случае нарушения  ими Конституции, законов или  совершения действий, порочащих  честь и достоинство хокима; (Пункт  в редакции Закона РУз от 18.04.2011 г. № ЗРУ-284)

16) приостанавливает, отменяет акты органов государственного  управления республики, а также  хокимов; вправе председательствовать  на заседаниях Кабинета Министров  Республики Узбекистан; (Пункт в  редакции Закона РУз от 18.04.2011 г. № ЗРУ-284)

17) подписывает и  обнародует законы Республики  Узбекистан; вправе возвратить закон  со своими возражениями в Олий  Мажлис Республики Узбекистан  для повторного обсуждения и  голосования;

18) объявляет состояние  войны в случае нападения на  Республику Узбекистан или в  случае необходимости выполнения  Договорных обязательств по взаимной  обороне от агрессии и в  течение трех суток вносит  принятое решение на утверждение  палат Олий Мажлиса Республики  Узбекистан;

19) в исключительных  случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в  интересах обеспечения безопасности  граждан вводит чрезвычайное  положение на всей территории  или в отдельных местностях  Республики Узбекистан и в  течение трех суток вносит  принятое решение на утверждение  палат Олий Мажлиса Республики  Узбекистан. Условия и порядок  введения чрезвычайного положения  регулируются законом;

20) является Верховным  главнокомандующим Вооруженными  Силами Республики Узбекистан, назначает  и освобождает от должности  высшее командование Вооруженных  Сил, присваивает высшие воинские  звания;

21) награждает орденами, медалями и грамотой Республики  Узбекистан, присваивает квалификационные  и почетные звания Республики  Узбекистан;

22) решает вопросы  гражданства Республики Узбекистан  и предоставления политического  убежища;

23) вносит в Сенат  Олий Мажлиса Республики Узбекистан  представления о принятии актов  об амнистии и осуществляет  помилование лиц, осужденных судами  Республики Узбекистан;

24) формирует Службу  национальной безопасности Республики  Узбекистан. Назначает и освобождает  от должности председателя Службы  национальной безопасности с  последующим внесением указов  по этим вопросам на утверждение  Сената Олий Мажлиса Республики  Узбекистан;

25) осуществляет иные  полномочия, предусмотренные настоящей  Конституцией и законами Республики  Узбекистан.

Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или  должностным лицам.

(Статья в редакции  Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 94. Президент  Республики Узбекистан на основе и  во исполнение Конституции и законов  Республики Узбекистан издает указы, постановления  и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

Статья 95. Законодательная  палата, Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан могут быть распущены  решением Президента Республики Узбекистан, принятым по согласованию с Конституционным  судом Республики Узбекистан, в случае возникновения в составе Законодательной  палаты или Сената непреодолимых  разногласий, ставящих под угрозу их нормальное функционирование, или неоднократного принятия ими решений, противоречащих Конституции Республики Узбекистан, а также возникновения непреодолимых  разногласий между Законодательной  палатой и Сенатом, ставящих под  угрозу нормальное функционирование Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В случае роспуска Законодательной  палаты, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан новые выборы проводятся в течение трех месяцев.

Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан не могут быть распущены  в период действия чрезвычайного  положения.

(Статья в редакции  Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 96. При невозможности  исполнения действующим Президентом  Республики Узбекистан своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с  Законом "О выборах Президента Республики Узбекистан" выборов  Президента страны. (Статья в редакции Закона РУз от 18.04.2011 г. № ЗРУ-284)

Статья 97. Президент, ушедший в отставку по истечении  своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Сената. (Статья в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Информация о работе Конституция Республики Узбекистан