Конституция Республики Узбекистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:21, статья

Краткое описание

Народ Узбекистана,
торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,
осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,
опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,
подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,
признавая приоритет общепризнанных норм международного права,
стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики,
ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,
в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия
принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.

Файлы: 1 файл

конституция РУз.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

ГЛАВА ХХ. КАБИНЕТ  МИНИСТРОВ

Статья 98. Исполнительную власть осуществляет Кабинет Министров  Республики Узбекистан. Кабинет Министров  Республики Узбекистан состоит из Премьер-министра Республики Узбекистан, его заместителей, министров, председателей государственных  комитетов. В состав Кабинета Министров  входит по должности глава правительства  Республики Каракалпакстан.

Кабинет Министров  обеспечивает руководство эффективным  функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов  Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и  распоряжений Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров  в соответствии с действующим  законодательством издает постановления  и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и  гражданами.

Премьер-министр  Республики Узбекистан организует и  руководит деятельностью Кабинета Министров, несет персональную ответственность  за эффективность его работы, председательствует на заседаниях Кабинета Министров, подписывает  его решения, по поручению Президента Республики Узбекистан представляет Кабинет  Министров Республики Узбекистан в международных отношениях, выполняет другие функции, предусмотренные законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров  в своей деятельности ответственен перед Президентом Республики Узбекистан и Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Кабинет Министров  слагает свои полномочия перед вновь  избранным Олий Мажлисом.

Порядок организации  деятельности и компетенция Кабинета Министров определяются законом.

Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в  Законодательную палату Олий Мажлиса  Республики Узбекистан, или несколькими  политическими партиями, получившими  равное наибольшее количество депутатских  мест.

Президент Республики Узбекистан после рассмотрения представленной кандидатуры на должность Премьер-министра в десятидневный срок предлагает ее на рассмотрение и утверждение  палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Кандидатура Премьер-министра считается утвержденной, если за нее  будет подано более половины голосов  от общего числа соответственно депутатов  Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Члены Кабинета Министров  Республики Узбекистан утверждаются Президентом  Республики Узбекистан по представлению  Премьер-министра.

В случае возникновения  устойчивых противоречий между Премьер-министром  Республики Узбекистан и Законодательной  палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной  палаты в количестве не менее одной  трети от их общего числа, вопрос о  выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного  заседания палат Олий Мажлиса  Республики Узбекистан.

Вотум недоверия  Премьер-министру считается принятым, если за него проголосует не менее  двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В этом случае Президент  Республики Узбекистан принимает решение  об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров  Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром.

овая кандидатура  Премьер-министра для представления  на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан предлагается Президентом Республики Узбекистан после соответствующих  консультаций со всеми фракциями  политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса  Республики Узбекистан.

В случае двукратного  отклонения Олий Мажлисом кандидатуры  на должность Премьер-министра Президент  Республики Узбекистан назначает исполняющего обязанности Премьер-министра и  распускает Олий Мажлис Республики Узбекистан. (Статья в редакции Закона РУз от 18.04.2011 г. № ЗРУ-284)

ГЛАВА ХХI. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

Статья 99. Представительными  органами власти в областях, районах  и городах (кроме городов районного  подчинения, а также районов, входящих в состав города) являются Кенгаши  народных депутатов, возглавляемые  хокимами, которые, исходя из интересов  государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компетенции. (Статья в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 100. К ведению  местных органов власти относятся:

обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан;

вопросы экономического, социального и культурного развития территорий;

формирование и  исполнение местного бюджета, установление местных налогов, сборов, формирование внебюджетных фондов;

руководство местным  коммунальным хозяйством;

охрана окружающей среды;

обеспечение регистрации  актов гражданского состояния;

принятие нормативных  актов и иные полномочия, не противоречащие Конституции и законодательству Республики Узбекистан.

Статья 101. Местные  органы власти проводят в жизнь законы Республики Узбекистан, указы Президента Республики Узбекистан, решения вышестоящих  органов государственной власти, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и местного значения.

Решения вышестоящих  органов, принятые в пределах предоставленной  им компетенции, обязательны для  исполнения нижестоящими органами.

Срок полномочий Кенгашей народных депутатов и хокимов - 5 лет.

(Статья в редакции  Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 102. Представительную и исполнительную власть на соответствующей  территории возглавляет хоким области, района и города.

Хоким области и  города Ташкента назначается и освобождается  от должности Президентом Республики Узбекистан в соответствии с законом. (Часть в редакции Закона РУз от 11.04.2007 г. № ЗРУ-89)

Хокимы районов  и городов назначаются и освобождаются  от должности хокимом соответствующей  области и утверждаются соответствующим  Кенгашем народных депутатов.

Хокимы районов  в городах назначаются и освобождаются  от должности хокимом соответствующего города и утверждаются городским  Кенгашем народных депутатов.

Хокимы городов  районного подчинения назначаются  и освобождаются от должности  хокимом района и утверждаются районным Кенгашем народных депутатов.

(Статья в редакции  Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 103. Хоким области, района и города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и несет персональную ответственность  за решения и действия руководимых  им органов.

Организация деятельности, объем полномочий хокимов и местных  Кенгашей народных депутатов и порядок  выборов местных Кенгашей народных депутатов регулируются законом.

(Статья в редакции  Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 104. Хоким в  пределах предоставленных ему полномочий принимает решения, которые обязательны  для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, а также должностными лицами и  гражданами на соответствующей территории.

Статья 105. Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов  являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя Совета (аксакала) и его советников. Порядок выборов, организация деятельности и объем  полномочий органов самоуправления регулируются законом.

ГЛАВА ХХII. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 106. Судебная власть в Республике Узбекистан действует  независимо от законодательной и  исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений.

Статья 107. Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, верховных  судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, избираемых сроком на пять лет, областных, Ташкентских городских судов  по гражданским и уголовным делам, межрайонных, районных, городских судов  по гражданским и уголовным делам, военных и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.

Организация и порядок  деятельности судов определяются законом.

Создание чрезвычайных судов не допускается. Статья в редакции Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 108. Конституционный  суд Республики Узбекистан рассматривает  дела о конституционности актов  законодательной и исполнительной власти.

Конституционный суд  избирается из числа специалистов в  области политики и права в  составе председателя, заместителя  председателя и судей Конституционного суда, включая представителя от Республики Каракалпакстан.

Исполнение обязанностей председателя и члена Конституционного суда несовместимо с депутатским  мандатом.

Председатель и  члены Конституционного суда не могут  состоять членами политических партий и движений и занимать какую-либо другую оплачиваемую должность.

Судьи Конституционного суда пользуются правом неприкосновенности.

В своей деятельности судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции  Республики Узбекистан.

Статья 109. Конституционный  суд Республики Узбекистан:

1) определяет соответствие  Конституции Республики Узбекистан  законов Республики Узбекистан  и постановлений палат Олий  Мажлиса Республики Узбекистан, указов Президента Республики  Узбекистан, постановлений правительства  и местных органов государственной  власти, межгосударственных договорных  и иных обязательств Республики  Узбекистан;

2) дает заключение  о соответствии Конституции Республики  Каракалпакстан Конституции Республики  Узбекистан, законов Республики  Каракалпакстан - законам Республики  Узбекистан;

3) дает толкование  норм Конституции и законов  Республики Узбекистан;

4) рассматривает  другие дела, отнесенные к его  компетенции Конституцией и законами  Республики Узбекистан.  Решения  Конституционного суда вступают  в силу с момента опубликования.  Они окончательны и обжалованию  не подлежат.

Организация и порядок  деятельности Конституционного суда определяются законом.

(Статья в редакции  Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 110. Верховный  суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в  сфере гражданского, уголовного и  административного судопроизводства.

Принимаемые им акты являются окончательными и обязательны  для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом надзора  за судебной деятельностью верховных  судов Республики Каракалпакстан, областных, городских, межрайонных, районных и  военных судов.

(Статья в редакции  Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 111. Разрешение возникающих в экономической  сфере и в процессе управления ею хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными  на различных формах собственности, а также между предпринимателями, осуществляется Высшим хозяйственным  судом и хозяйственными судами в  пределах их компетенции.

Статья 112. Судьи независимы, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей  по отправлению правосудия недопустимо  и влечет ответственность по закону.

Неприкосновенность  судей гарантируется законом.

Судьи не могут быть сенаторами, депутатами представительных органов государственной власти.

Судьи не могут состоять членами политических партий, участвовать  в политических движениях, а также  заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной  и педагогической.

До истечения срока  полномочий судья может быть освобожден от должности лишь по основаниям, указанным  в законе.

(Статья в редакции  Закона РУз от 24.04.2003 г. № 470-II)

Статья 113. Разбирательство  дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается  лишь в случаях, установленных законом.

Информация о работе Конституция Республики Узбекистан