Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:37, курсовая работа
Цель исследования. Целью работы является комплексное, системное исследование допроса свидетеля и потерпевших.
Задачи исследования. Исходя из цели исследования, его основными задачами являются:
Охарактеризовать понятие допроса свидетеля и потерпевших, как следственное действие;
Изучить виды допроса;
Проанализировать основания допроса свидетеля и потерпевших.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие и виды допроса в уголовном процессе 5
ГЛАВА II. Основания и порядок допроса свидетелей и потерпевших 8
§ 2.1. Порядок допроса свидетелей и потерпевших 8
§ 2.1.1. Порядок вызова на допрос 12
§ 2.1.2. Время допроса 13
§ 2.1.3. Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего 13
§ 2.1.4. Общие правила производства допроса 14
§ 2.1.5. Применение фото- и киносъёмки, звуко- и видеозаписи при допросе 16
§ 2.1.6. Протокол допроса 16
§ 2.2. Основания допроса свидетеля и потерпевших 18
ГЛАВА III. Психологические основы тактики допроса 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Необходимо учитывать и психологическое состояние свидетеля, пришедшего на допрос, так как для большинства людей вызов к следователю является необычным событием, вызывающим волнение и растерянность. Помехой на пути установления надлежащей психологической обстановки допроса становятся и отдельные психологические качества свидетеля, в частности недоверчивость, замкнутость, чрезмерная стеснительность, необщительность15.
Во всех случаях допросу должна предшествовать беседа следователя со свидетелем. Беседа с учетом его взглядов, интересов, настроения, психологических особенностей способствует снятию психического напряжения, устранению недоверия, появлению готовности дать правдивые показания.
Еще большей психологической подготовки требует допрос потерпевших. Опытный следователь на допросе, целенаправленно воздействуя на личность допрашиваемого в рамках закона, умеет выбрать тот единственный катализатор, который открывает интимный мир человека, его душу. Одной из ведущих характеристик этого процесса является закономерность его динамики, установление последовательных этапов, раскрытие психологических факторов, которые определяют особенности каждого из этапов.
Первая, внешняя сторона – это вводная часть допроса, в ходе которой следователь получает от допрашиваемого анкетные данные: фамилию, имя, отчество, год рождения семейное положение и т. д. Ее внутренним содержанием является определение обоими собеседниками пути своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу.
Вторая стадия допроса – стадия перехода к психологическому контакту, под которым понимается готовность допрашиваемого к общению со следователем, к даче правдивых показаний. На этой стадии определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности, основные состояния собеседников и главные аргументы, которыми они будут убеждать друг друга в своей правоте.
Способы установления психологического контакта весьма разнообразны и многочисленны. Их выбор зависит от сложившейся следственной ситуации, особенностей личности, психологического состояния допрашиваемого и самого следователя. Психологический контакт может быть установлен путем воздействия на социально-психологические качества потерпевших, свидетелей. Иногда следователь добивается психологического контакта, пробуждая доверие к себе, интерес у потерпевших, свидетелей к общению стремлением найти общие склонности, увлечения.
Объяснив свидетелю, потерпевшему, в связи, с чем они вызваны на допрос, следователь должен выслушать их свободный рассказ, что дает допрашиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить обстоятельства, а следователю – избежать постановки наводящих вопросов, внушающего воздействия. Уважительность и доверие к показаниям свидетелей и потерпевших должны быть обязательными для следователя. С его стороны недопустимы грубость, насмешки, подчеркнутая недоверчивость, невнимательность, торопливость и т. п16.
В ходе свободного рассказа или после его окончания, если следователь увидит, что допрашиваемый значительно отклоняется от интересующих следствие обстоятельств, он может задавать дополняющие, уточняющие, контрольные вопросы. Следователь должен при этом внимательно следить за формой их постановки, за своей интонацией, контролировать свою мимику и жесты, так как и они могут оказывать внушающее воздействие. Установив мотивы дачи ложных показаний, следователь должен стараться убедить недобросовестного потерпевшего, свидетеля в необходимости изменить позицию.
При расследовании преступлений
очень часто возникает
В ходе заключительной части допроса следователь различными способами (рукопись, машинопись, магнитофонная запись) фиксирует полученную в результате допроса информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает.
В ходе допроса между следователем и допрашиваемым происходит обмен информацией, в которой выделяются два аспекта: это словесный обмен информацией между допрашиваемым и допрашивающим и получение информации о состоянии допрашиваемого и даже направление его мыслей путем наблюдения за его поведением (жесты, мимика, цвет кожных покровов и т. д.).
В ходе допроса всегда должно быть обеспечено тщательное наблюдение за допрашиваемым для установления его состояния, которое определяется по его внешнему виду, поведению, реакции на передаваемую ему информацию, на основании анализа его речи (темп, связность, повторения, отрывистость и т. д.). Так, например, неожиданные спазмы, изменения скорости и ритма звука или хохот, быстрое или поверхностное дыхание и постоянное прерывание других... рассматриваются как симптомы напряжения17.
Допрос потерпевших, свидетелей требует глубокого изучения их личности, ее психологического содержания, что позволит оказать воспитательное воздействие на потерпевших и свидетелей с антиобщественными взглядами, частнособственнической психологией, ведущих паразитический образ жизни, алчных, жестоких, трусливых, грубо нарушающих нормы морали, тем более если эти социально-психологические отклонения вошли в число причин, условий, способствовавших совершению преступления.
В заключении подведём некоторые итоги:
Допрос – это получение в соответствии с установленной законом процедурой от допрашиваемого лица сведений о существенных обстоятельствах дела, т.е. устных показаний путём постановки перед ним задачи на воспроизведение и передачу информации, которой он располагает.
Доказательственное значение допроса в том, что в результате его проведения следователь получает показания.
Свидетели подразделяются на свидетелей-очевидцев, и свидетелей, которые могут показать о различных обстоятельствах. Среди очевидцев выделяются активные свидетели-очевидцы и пассивные.
В начале допроса свидетеля основное внимание уделяется установлению с ним надлежащего психологического контакта.
При допросе свидетелей и потерпевших важное значение имеют приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств.
При допросе потерпевшего необходимо в каждом случае учитывать глубину его психических переживаний и те факторы, которые предопределяют его психическое состояние.
В зависимости от процессуального положения допрашиваемого различается допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, эксперта.
Для проведения допроса необходимы основания.
Допросу могут быть подвернуты лица, занимающие разное процессуальное положение.
Закон исключает из круга свидетелей некоторых лиц, располагающих информацией, полученной в процессе осуществления ими своих профессиональных обязанностей (судья, присяжный заседатель – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу; адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием; адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи; священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.).
Не подлежат допросу лица, страдающие физическими и психическими недостатками.
Особенно важное значение имеет разъяснение права на отказ от показаний, т. е. на свидетельский иммунитет.
Чтобы предотвратить внушающее воздействие вопросов, закон категорически запрещает задавать наводящие вопросы.
Значимый тактический прием, направленный на активизацию памяти допрашиваемых, предъявление им вещественных доказательств.
Важную роль в обеспечении надлежащей обстановки допроса и устранении возможных злоупотреблений со стороны допрашивающих играет ограничение продолжительности допроса.
I. Нормативные акты и судебная практика
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. 21.07.2007 № 5-ФКЗ).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 04.03.2008). СПС КонсультантПлюс.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 08.04.2008). СПС КонсультантПлюс.
II. Специальная литература
1. Васильев А.Н., Корнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М., 1970. С. 72.
2. Волков В.Н. Психологические особенности проведения допроса в свете судебных реформ // Закон и право. – 2005. – № 1.
3. Володина А.Н. Психологические методы получения информации при осуществлении допроса // Актуальные проблемы юриспруденции. Тюмень, 2004. Вып.4.
4. Груничева Г.А., Гурова Е.А. Особенности допроса на первоначальном этапе расследования дел об убийствах // Российский следователь. – 2006. – № 7.
5. Гусаков А.Н., Филющенко А.А. Следственная тактика в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. Свердловск: Урал. гос. ун-т, 2003.
6. Гусаков А.Н. Следственные действия и тактические приемы. – М., 2006.
7. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 2000.
8. Ефимчев СП., Кулагин Н.И., Ямпольский А.Е. Допрос: учеб. пособие. – Волгоград, 2002.
9. Зорин Г.А. Многовариантные программы допросов: Технологии построения и применения – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2005.
10. Капустянский В.В. Допрос как средство достижения целей на стадии предварительного расследования уголовных дел // Российский следователь. – 2006. – № 8.
11. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005.
12. Криминалистика: Учебник под ред. проф. Р.С. Белкина – М.: НОРМА-ИНФРА, 2007. – 784 с.
13. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 718 с.
14. Леви А.А. К вопросу об обязанностях и правах свидетеля в уголовном процессе // Правоведение. – 2000. – № 1.
15. Михайлов А.И., Соя-Серко Л.А., Соловьев А.Б. Научная организация труда следователя. – М.: Юридическая литература, 1974. – 168 с.
16. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев – М.: Норма, 2003.
17. Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. Учебник – СПб.: Питер, 2005. – 160 с.
18. Петуховский А. Свидетельский иммунитет: проблемы развития процессуального института // Российская юстиция. – № 9. – 2003. – С. 39.
19. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйш. шк., 1973. – 368 c.
20. Проблемы доказывания в современном уголовном процессе России. Учебное пособие / Лазарева В.А. – Самара: Самарский ун-т, 2007. – 303 c.
21. Проблемы судебной этики. Под ред. Строговича М.С. М., 1974. – 183.
22. Рзаев Т.Ю. Современные проблемы теории и практики допроса: Автореф. дис… канд. юр. наук. – М., 2002.
23. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М.: Юрлитинформ, 2001. – 352 c.
24. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, - 588 с.
25. Саморока В.А. Тактика допроса и стратегия поведения // Российский следователь. – 2005. – № 12.
26. Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 704 с.
27. Соловьев А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. М., 1974. – 128 с.
28. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учеб. – 2-е изд., перераб и доп. / Л.Н. Башкатов [и др.]; отв. Ред. И.Л. Петрухин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.
29. Центров Е.Е. Наводящий вопрос и пределы использования информации на допросе // Ученые-юристы МГУ о современном праве. – М.: ИД Городец, 2005.
30. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1978.
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 14.03.2009) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
2 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учеб. – 2-е изд., перераб и доп. / Л.Н. Башкатов [и др.]; отв. Ред. И.Л. Петрухин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 377.
3 Криминалистика: Учебник под ред. проф. Р.С. Белкина – М.: НОРМА-ИНФРА, 2008, С. 601.
4 Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. Учебник. – СПб.: Питер, 2009. С. 9.
5 Михайлов А.И., Соя-Серко Л.А., Соловьев А.Б. Научная организация труда следователя. – М.: Юридическая литература, 1974. С. 127.
Информация о работе Допрос свидетелей и потерпевших процессуальные и тактическкие проблемы