Уголовно-правовая характеристика экологических преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является изучение уголовно-правовой характеристики экологических преступлений. В связи с поставленной целью, перед настоящим исследованием стоят следующие задачи:
Изучить современное понятие экологических преступлений;
Исследовать систему экологических преступлений;
Рассмотреть объективные признаки экологических преступлений;
Исследовать субъективные признаки экологических преступлений;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..3

ГЛАВА 1. Понятие и система экологических преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации……………………………………………….5
§1. Понятие экологических преступлений …………………………………..5
§2. Система экологических преступлений………………………………….10

ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика экологических преступлений……………………………………………………………………………..16
§1. Объект и предмет экологического преступления……………………...17
§2. Объективная сторона экологического преступления………………….21
§3. Субъект экологического преступления…………………………………25
§4. Субъективная сторона экологического преступления…………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_UP_Sambaevoy_S_B_izm.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

Видовым объектом экологических преступлений являются общественные отношения по обеспечению охраны окружающей среды.

Непосредственный объект преступления – это часть родового (специального) объекта. Конкретно – это то благо (интерес, общественное отношение), которому причиняется вред в результате совершения конкретного преступления.

В зависимости от объекта преступного посягательства, система экологических преступлений включает32: а) преступления, выражающиеся в нарушении правил общей экологической безопасности (ст. 246–248 УК РФ); б) преступления в отношении базовых объектов природной среды: вод, атмосферы, почвы, недр, континентального шельфа (ст. 250–255 УК РФ); в) преступления в отношении рыбных запасов, животного, растительного, иного органического мира: связанные с уничтожением или повреждением указанных объектов природной среды (ст. 249, 257, 259–262 УК);  связанные с добычей животных, растений (ст. 256, 258 УК РФ).

Абсолютное большинство экологических преступлений относится «по горизонтали» к числу многообъектных (см.: ст.ст. 246-248, 250, 254-257 УК РФ). Помимо основного непосредственного объекта в составах этих преступлений можно выделить такие дополнительные непосредственные объекты, как жизнь человека и его здоровье, имущественный вред и др.33. Предметом же экологического преступления выступают природные богатства в целом и отдельные их виды (вода, недра, земля, животный и растительный мир, атмосфера и т. д.).

Предмет экологических преступлений включает в себя, с одной стороны, природные и природно-антропогенные объекты (ст.ст. 256-259, 260-261 УК РФ), с другой - продукты человеческой деятельности, оказывающие или способные оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды и ее элементов (опасные отходы, радиоактивные, бактериологические, химические вещества, микробиологические агенты, токсины - ст.ст. 246-248 УК РФ).

Предмет экологического преступления - это предмет материального мира (элемент окружающей природной среды или антропогенный объект), экологически значимые свойства которого (экологическая полезность или экологическая вредность) предусмотрены нормативными правовыми актами. Предмет экологического преступления характеризуется тремя признаками: материальным, экологическим, юридическим34.

Материальный (физический) признак означает, что предметом экологического преступления могут быть элементы окружающей среды (объекты природы и антропогенные объекты), которые объективно существуют, имеют материализованное выражение. Ввиду этого не могут считаться предметами экологических преступлений солнечная, тепловая, электрическая и иные виды энергии, информация, а также правила охраны окружающей природной среды и иные правила осуществления экологически значимой деятельности.

Экологический признак означает, что объекты природы, как предмет экологического преступления, являются неотъемлемым элементом экологической системы и выполняют в этой системе экологически значимую функцию, и в результате этого имеют экологическую ценность (полезность), а антропогенные объекты обладают экологической вредностью (опасностью).

 

§2. Объективная сторона экологического преступления

 

Большинство экологических преступлений имеют следующую характеристику объективной стороны35:

а) они совершаются в виде действия или бездействие, нарушающего правила обеспечивающие охрану окружающей среды. Это такие преступления, в частности, как: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251). Ряд преступлений могут быть совершены только в виде действия - это, например, ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов», ст. 258 «Незаконная охота».

б) они содержат обязательный конструктивный признак характерный для материального состава преступления как наступление, предусмотренных законом, общественно опасных последствий, например, в виде вреда окружающей среде, здоровью человека, иные тяжкие последствия.

в) наличие причинной связи между деянием (действием или бездействием) и общественно опасными последствиями. Особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости».

Подавляющее большинство диспозиций норм, устанавливающих ответственность за экологические преступления, - бланкетные. Поэтому при квалификации экологических преступлений следует применять не только нормы и институты общей части экологического законодательства, содержащиеся в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», но и положения ряда других федеральных законов: Водного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ.

Итак, большинство экологических преступлений имеют материальный состав преступления. К ним относятся, в частности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255)36.

Некоторые составы преступлений сконструированы по типу формальных это, например, ч. 1 ст. 252 «Загрязнение морской среды», два самостоятельных состава преступления, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 253 «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Выделяются среди экологических преступлений и так называемые составы «угрозы причинения вреда» - это, в частности, ч. 1 ст. ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов».

Существуют и формально-материальные составы, когда в рамках одной части статьи есть и материальный и формальный состав. Так, п. «а» ч.1 ст. 256 УК РФ и п. «а» ч.1 ст. 258 УК РФ содержат такое общественно опасное последствие как «с причинением крупного ущерба», поэтому относятся к материальным составам; пп. «б» - «г» как ч.1 ст. 256 УК РФ, так и ч.1 ст. 258 УК РФ - относятся к формальным составам преступлений37.

Понятие значительного ущерба как конструктивного признака объективной стороны отдельных экологических преступлений разъясняется в п. 27 постановления Верховного Суда РФ применительно к преступлению, предусмотренному ст. 262 УК. При этом высшей судебной инстанцией страны указано, что при решении вопроса о том, причинен ли в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории значительный ущерб, надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, в частности категории особо охраняемых природных территорий, их экономической, социальной, исторической, культурной, научной значимости, способности природного ресурса к самовосстановлению, количества и стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды; в необходимых случаях суд привлекает соответствующих специалистов либо экспертов. Вместе с тем, категория значительного ущерба не раскрывается применительно к ст. 255 УК, предусматривающей ответственность за нарушение правил охраны и использования недр38.

Так, согласно положениям п. 5 данного постановления под иными тяжкими последствиями применительно к статье 246 УК РФ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза39.

При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.

Для квалификации некоторых составов экологических преступлений необходимо установление способов их совершения. Так, способом загрязнения атмосферы выступает нарушение правил выброса загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов; способом порчи земли – нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Деяние, как элемент объективной стороны экологического преступления, представляет собой несоблюдение требований экологического законодательства или совершение действий, прямо запрещенных этим законодательством. Для отдельных составов обязательным признаком становится место совершения преступления (например, в преступлениях в форме незаконной добычи водных животных и растений местом преступления должно быть место нереста или миграционные пути к нему, территория заповедника, заказника либо зона экологического бедствия и т.п.).

Некоторые составы предусматривают ответственность только в случае угрозы наступления указанных в них последствий («состав угрозы», например нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, - ст. 247 УК РФ). Среди норм об экологических преступлениях встречаются нормы, одновременно содержащие разновидности преступлений как с материальным, так и с формальным составом40.

 

§3. Субъект экологического преступления

 

Преступления экологической направленности (ст. 246–262 УК РФ) совершаются двумя категориями субъектов: рядовыми гражданами (общий субъект) и лицами, выполняющими служебные функции (специальный субъект)41.

Рядовыми гражданами совершаются те экологические преступления, которые не требуют обязанности соблюдать специальные природоохранительные правила и не связаны с производственно-хозяйственной деятельностью. К ним относятся лица, совершающие преступления, предусмотренные ст. 250, 255, 256, 258–262 УК РФ.

В диспозициях экологических преступлений требуется так же конкретизация субъекта этих составов. Применительно к совершению экологических преступлений, в юридической литературе выдвигается предложение предусмотреть пониженный возраст наступления уголовной ответственности за совершение некоторых из них. Так, Н.Л. Романова пишет, что если придерживаться такого основания определения возраста уголовной ответственности, как уровень сознания, представляется целесообразным включение в этот перечень некоторых экологических преступлений, в частности, уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ)42.

Часть составов экологических преступлений предполагает наличие специального субъекта, то есть лицо, совершившее преступление, наделено дополнительными признаками субъекта. Законодатель непосредственно указывает на наличие специального субъекта в основном составе лишь применительно к ст. 246 УК РФ (Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ), говоря о лице, ответственном за соблюдение указанных в данной норме правил. Кроме того, применительно к ч. 3 ст. 256 (Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов), ч. 2 ст. 258 (Незаконная охота), ч. 2 ст. 260 (Незаконная рубка лесных насаждений) УК РФ в качестве признака, отягчающего ответственность, законодатель указывает на лицо, совершившее преступление с использованием служебного положения. Однако это не означает, что все остальные составы экологических преступлений предполагают наличие общего субъекта. Анализируя нормы, предусматривающие ответственность за экологические преступления, можно констатировать наличие признаков специального субъекта применительно к ряду составов.

В доктрине высказано мнение, что использование служебного положения применительно к ч. 3 ст. 256 и другим статьям гл. 26 УК РФ может состоять в получении информации, необходимой для добычи, обеспечении ее скрытого характера, приобретении или использовании необходимых технических средств (химических веществ, взрывчатки и пр.) и иных аналогичных действиях43.

Допустимо ли в этих случаях признавать субъектом экологических преступлений, совершенных с использованием служебного положения, любого служащего? Как справедливо подчеркивается в специальной литературе, в действующем законодательстве общее понятие служащего и его правовой статус четко не определены. Это обстоятельство не дает оснований относить всех служащих к числу субъектов преступлений, совершенных с использованием служебного положения. Недопустимо возложение повышенной уголовной ответственности на соответствующие категории лиц при отсутствии легальной дефиниции «служащий». Если социальные отношения законодательно не урегулированы, то это может означать, что они не обладают той особой ценностью для общества, которая требует их усиленной уголовно-правовой охраны44.

С учетом вышеизложенного видится вполне оправданным разъяснение данного вопроса Пленумом Верховного Суда РФ в п. 3 постановления от 18 октября 2012 г. № 21: «к лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258 и п. «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением»45.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика экологических преступлений