Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 17:04, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении, обобщении и анализе проблем теории и практики расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, и разработке на этой основе частной криминалистической методики расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних.
В отличие инспектора ПДН, который работает с несовершеннолетними на конкретном участке, школьные инспекторы милиции работают с учащимися конкретного учебного заведения. В зону их обслуживания входят образовательное учреждение и прилегающая к нему территория, а также место жительства учащихся7. В обязанности школьных инспекторов входят выявление и раскрытие преступлений, совершенных на территории школы или ее учащимися, обеспечение общественного порядка и др. Совместно со школьным психологом инспектор также изучает образ жизни правонарушителей, причины и условия, способствующие их противоправному поведению.
Для эффективной совместной деятельности по расследованию грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, необходимо поручать сотрудникам уголовного розыска: выявление неизвестных участников преступной группы несовершеннолетних и их задержание; установление лидера в группе; проверку причастности несовершеннолетних к совершению других преступлений; установление потерпевших в случаях выявления незарегистрированных фактов преступной деятельности группы несовершеннолетних; поиск свидетелей и др.
Представляется, что взаимодействие с инспектором по делам несовершеннолетних и школьным инспектором осуществляется в следующих формах: получение сведений о преступных группах несовершеннолетних, склонных к совершению грабежей или разбоев, при проверке версий в условиях неочевидности; получение информации о группе несовершеннолетних, причастной к совершению конкретного грабежа или разбоя, ее лидере, структуре, взаимоотношениях между ее членами; изучение и использование в ходе расследования материалов профилактического дела ПДН, заведённого на интересующую группу.
Основное направление расследования на последующем этапе, в зависимости от сложившейся следственной ситуации к моменту окончания первоначального этапа, определяется задачей установления личности всех членов группы несовершеннолетних, совершивших грабеж или разбой; её лидера; способа совершения преступления и роли каждого из участников в его совершении, а также выявлением обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер по их устранению.
Проведенное исследование показало, что только в 53 % случаев данные обо всех несовершеннолетних, совершивших грабеж или разбой в группе, становятся известны на первоначальном этапе расследования. Следовательно, на последующем – основным направлением расследования в одних случаях является розыск известных несовершеннолетних, в других – установление личности и местонахождения преступников, в третьих – сбор дополнительных сведений, изобличающих подозреваемых несовершеннолетних, предъявление им обвинения.
Представляется, что типичные следственные ситуации и программы расследования на данном этапе главным образом связаны с качеством и полнотой уже проведенных следственных действий, а также новыми обстоятельствами, открывшимися при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также в ходе расследования других аналогичных преступлений. Диссертант выделяет следующие типичные следственные ситуации последующего этапа расследования:
Возможность привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности за совершение грабежа или разбоя оценивается с учетом результатов таких проведенных следственных действий: осмотр места происшествия; допросы потерпевших и свидетелей-очевидцев; освидетельствование потерпевшего, обвиняемых (подозреваемых); опознание потерпевшим (свидетелем) подозреваемых (обвиняемых); очные ставки между участниками уголовного судопроизводства; опознание потерпевшими (свидетелями) имущества, изъятого у обвиняемых (подозреваемых), а также вещей и предметов, забытых, оставленных или утерянных последними на месте совершения преступления; личный обыск, обыск в жилище, по месту учебы (работы) подозреваемых (обвиняемых); проверка показаний на месте и следственные эксперименты; допросы иных участников уголовного судопроизводства, опровергающих ложное алиби обвиняемых (подозреваемых) и т.д. Выводы следователя (дознавателя) опираются также на заключения экспертиз.
Раскрытие преступлений во второй и третьей следственных ситуациях последующего этапа расследования данных преступлений достигается в результате проведения комплекса не только следственных действий, но и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение новой криминалистически значимой информации.
На заключительном этапе расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, возможно проведение не только процессуальных действий по завершению производства расследования, но и ранее не проводившихся следственных действий, а также повторное проведение тех или иных следственных действий в силу допущенных процессуальных нарушений и тактических ошибок. На данном этапе может также производиться дальнейшее расследование в случаях, когда раскрываются преступления прошлых лет; по вновь открывшимся обстоятельствам; при отмене постановления о прекращении уголовного дела либо при отмене приговора кассационной или надзорной инстанцией.
Типовая
программа расследования
Анализ следственной и судебной практики по грабежам и разбоям, совершаемым группами несовершеннолетних, показал, что срок расследования уголовных дел составлял: до 2 месяцев – 23,4%; свыше 2 месяцев – 76,6%. При этом причинами, которыми было обусловлено продление сроков предварительного расследования являлись: установление и допрос большого количества свидетелей – 39,7%; проведение экспертиз (в большинстве случаев судебно-медицинских и судебных психолого-психиатрических экспертиз) – 60,6%.
В настоящее время большинство грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, расследуется в условиях противодействия, оказываемого различными субъектами, которых, исходя из их отношения к процессу расследования, можно разделить следующим образом: 1) участники уголовного процесса, в число которых входят несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые); потерпевшие; законные представители; свидетели; следователь (дознаватель); эксперты (специалисты); защитники; понятые; начальники следственных органов; прокуроры; судьи и др.; 2) лица, не являющиеся участниками процесса – руководители и сотрудники предприятий, учреждений, организаций; руководители, сотрудники правоохранительных органов, средств массовой информации; лица из числа «связей» обвиняемых и следователя (дознавателя), ведущего расследование и др.
При изучении уголовных дел указанной категории автором были получены следующие данные о способах противодействия расследованию, применяемых несовершеннолетними преступниками в ходе досудебного производства: дача ложных показаний (89,8%); сокрытие следов преступления (50,4%); уничтожение следов преступления и избавление от орудий преступления (2,9%); использование «ложного алиби» (19,7%); оказание психического или физического давления на потерпевшего, его близких, свидетелей и иных лиц (5,8%); организация жалоб в прокуратуру иные государственные органы (25,5%).
Среди способов противодействия со стороны субъектов второй группы респондентами назывались следующие – отсутствие надлежащего взаимодействия органов предварительного следствия, дознания и иных служб (98,4%), нарушения сроков проведения экспертиз (100%).
Изучение материалов уголовных дел о грабежах и разбоях, совершаемых группами несовершеннолетних, показало, что различные меры по нейтрализации противодействия давали положительный результат лишь в 39% случаях.
В этой связи диссертант выделяет следующие криминалистические методы и приемы нейтрализации противодействия расследованию грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних: проверка достоверности показаний; преодоление лжи; выявление фактов психического или физического воздействия на участников уголовного процесса с целью принуждения к даче ложных показаний; обеспечение безопасности отдельных участников уголовного судопроизводства в предусмотренных ч. 3 ст. 11 УПК РФ случаях; обеспечение явки к следователю (дознавателю); привлечение к уголовной ответственности за противодействие в предусмотренных ст. 294, 295, 296, 298, 303, 307, 309, 310, 311 УК РФ случаях; обеспечение исполнения требований следователя (дознавателя); разъяснения в процессе расследования (при отказе от дачи показаний или от подписания протокола следственного действия); обеспечение тайны следствия; использование возможностей оперативных подразделений; выявление негативных обстоятельств и их использование в процессе доказывания; обеспечение личной безопасности следователя (дознавателя); обеспечение сохранности материальных носителей криминалистически значимой информации о преступлении и лицах его совершивших; обоснование законности решений и действий следователя (дознавателя). Выбор и осуществление конкретного метода или приема нейтрализации оказываемого противодействия во многом определяется творческим отношением следователя (дознавателя) к расследуемому преступлению, общей и специальной профессиональной подготовкой, а также текущей следственной ситуацией.
В заключении в сжатой форме сформулированы основные положения, выводы и рекомендации по результатам проведенного диссертационного исследования, которое показало, что имеются достаточные основания для формирования частной методики расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних.
Автором конкретизирован и уточнен содержащийся в ст.ст. 73, 421 УПК РФ перечень обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по делам о грабежах и разбоях, совершаемых группами несовершеннолетних.
На основе изучения преступной деятельности групп несовершеннолетних корыстно-насильственной направленности, диссертантом предложено авторское определение механизма умышленного преступления, проанализированы его основные элементы, а также выделены типичные модели механизма грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних.
В диссертации нашли отражение результаты анализа и описание ситуационных особенностей первоначального этапа расследования при выдвижении криминалистической версии о совершении грабежа или разбоя группой несовершеннолетних, а также программы проверки этой версии.
В
настоящем диссертационном
В работе изложены особенности тактики следственных действий (допрос, предъявление для опознания и др.), проводимых с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), что в свою очередь позволит правильно организовать их проведение при расследовании грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних.
Автором проведен анализ практики применения специальных знаний, на основе которого предложен вариант алгоритма их использования с учетом специфики расследования данных преступлений. В ходе исследования подробно освещаются вопросы, связанные с участием специалистов (особо педагога и психолога) в следственных действиях, а также при проведении комплексных психолого-психиатрических экспертиз.
Соискателем определены и основные направления взаимодействия следователя (дознавателя) с оперативными работниками, инспекторами ПДН, школьными инспекторами в ходе расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних.
Информация о работе Уголовно-правовая характеристика грабежа