Уголовно-правовая характеристика грабежа

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2011 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении, обобщении и анализе проблем теории и практики расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, и разработке на этой основе частной криминалистической методики расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

98.doc

— 228.00 Кб (Скачать)
e="1" start="3">
  • Типичные исходные и последующие следственные ситуации, возникающие на различных этапах расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, а также криминалистические алгоритмы  и типовые программы следственных действий и иных мероприятий. Основными субъектами исполнения данных алгоритмов и программ, а также взаимодействия в ходе расследования исследуемых преступлений выступают следователи (дознаватели), оперуполномоченные уголовного розыска, инспекторы по делам несовершеннолетних и школьные инспекторы. Взаимодействие с инспектором по делам несовершеннолетних и школьным инспектором осуществляется в следующих формах: получение сведений о преступных группах несовершеннолетних, склонных к совершению грабежей или разбоев, при проверке версий в условиях неочевидности; получение информации о группе несовершеннолетних, причастной к совершению конкретного грабежа или разбоя, ее лидере, структуре, взаимоотношениях между ее членами; изучение и использование в ходе расследования материалов профилактического дела подразделения по делам несовершеннолетних, заведённого на интересующую группу.
  • Разработанные соискателем программы использования специальных знаний в ходе расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, которые предполагают привлечение специалиста-педагога (психолога) для проведения следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых); назначение судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении подозреваемого (обвиняемого).
  • Авторская разработка частной криминалистической методики расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, которая состоит из следующих элементов: обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию; типичные модели механизма грабежей и разбоев; особенности первоначального, последующего и заключительного этапов расследования; особенности тактики отдельных следственных действий (особо допрос и предъявление для опознания несовершеннолетних); особенности использования специальных знаний и организации взаимодействия при расследовании указанных преступлений; криминалистические методы нейтрализации противодействия расследованию по делам данной категории.
  • Проект системы практических рекомендаций по применению криминалистических методов нейтрализации противодействия расследованию грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, в ходе проведения следственных действий, организационных и оперативно-розыскных мероприятий.
  •      Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется сделанными в ходе исследования выводами и рекомендациями, направленными на совершенствование расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних.

         Практическая  значимость диссертации заключается в том, что автором обобщен опыт расследования данной категории преступлений, который может быть использован в качестве рекомендаций в ходе повседневной практической деятельности сотрудников следственных, оперативных, экспертно-криминалистических подразделений, подразделений по делам несовершеннолетних и др., а также в процессе профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел.

         Результаты  проведенного диссертационного исследования могут быть использованы в нормотворческой деятельности по совершенствованию действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации; при подготовке рекомендаций по расследованию групповых корыстно-насильственных преступлений; в учебном процессе в образовательных учреждениях юридического профиля при изучении соответствующих тем криминалистики, курсов по особенностям тактики отдельных следственных действий и расследования отдельных видов преступлений.

         Апробация и внедрение результатов  исследования осуществлялись по следующим направлениям:

         - результаты подготовки диссертационного  исследования и его отдельные положения докладывались на заседаниях кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России;

         - результаты исследования, предложения, выводы и рекомендации докладывались автором на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы реформирования правовой системы Российской Федерации» (Белгород, 2002 г.); межвузовской научно-практической конференции «Проблемы управления органами расследования преступлений в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства» (Москва, 2008 г.); вузовской юбилейной научно-практической конференции «Учёные-криминалисты и их роль в совершенствовании научных основ уголовного судопроизводства» (к 85-летию со дня рождения Р.С. Белкина) (Москва, 2007 г.); межвузовском научно-практическом семинаре «Особенности уголовно-процессуальной деятельности в органах и учреждениях ФСИН России» (Вологда, 2006 г.); вузовских научно-практических семинарах «Современные тенденции управления расследованием преступлений» (Москва, 2006, 2007 гг.); 48-х Криминалистических чтениях «Значение трудов профессора И.Ф. Крылова в становлении и развитии криминалистики (к 100-летию со дня рождения)» (Москва, 2006 г.).

         - положения и выводы диссертации  внедрены в учебный процесс  Вологодского института права и экономики ФСИН России и Академии управления МВД России; а также в практическую деятельность СУ при УВД по Липецкой области и ГУВД по Московской области.

          Основные  положения диссертации отражены в 11 научных статьях общим объемом 3,1 п.л.

          Структура и объем диссертации  определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений. 

    СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

          Во  введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи диссертационного исследования; характеризуется эмпирическая база, научная новизна, теоретическая и практическая значимость; формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов работы.

          Первая  глава – «Теоретические основы методики расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних» - состоит из четырех параграфов. Глава посвящена теоретическому обоснованию научных положений методики расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию, а также установлению и исследованию наиболее типичных моделей механизмов совершения данных преступлений.

          Оптимизация расследования групповых корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, является одной из первоочередных задач, решаемых правоохранительными органами на современном этапе. Для улучшения качества и эффективности проводимого расследования многими учеными-криминалистами указывается на необходимость постоянного усовершенствования частных методик расследования отдельных видов (групп) преступлений.

          Так, Р.С. Белкин, В.Н. Григорьев, Ю.Г. Корухов, Н.П. Яблоков и ряд других ученых-криминалистов придерживаются мнения о необходимости выделения предмета доказывания в структуре частных методик. А.М. Кустов предлагает разрабатывать частные методики на основе познания обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам, и типовых моделей механизмов преступлений, полагая, что отдельные элементы структуры частной криминалистической методики расследования преступлений недостаточно способствуют формированию программ для разрешения конфликтных следственных ситуаций. Исследования этих и других ученых-криминалистов явились научным обоснованием настоящей диссертационной работы по методике расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних (без участия взрослых), на основе познания обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по уголовным делам.

          Проведенное исследование позволяет сделать  вывод о том, что к обстоятельствам, подлежащим установлению и доказыванию по данной категории уголовных дел, следует отнести: 1) место, время и другие элементы обстановки совершения грабежа или разбоя; 2) способ совершения грабежа или разбоя; 3) сведения об орудиях преступления; 4) мотивы и цели совершенного преступления; 5) наличие причинной связи между действиями виновных и наступившими последствиями; 6) совершение грабежа или разбоя группой несовершеннолетних; 7) обстоятельства, характеризующие личность каждого несовершеннолетнего обвиняемого; 8) предмет похищенного в результате разбоя (грабежа); 9) характер и размер ущерба, причиненного данным преступлением; 10) обстоятельства, характеризующие личность потерпевшего; 11) свидетелей грабежа или разбоя, совершенного группой несовершеннолетних; 12) место сокрытия или сбыта похищенного имущества; 13) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, наличие взрослых подстрекателей и др.; 14) обстоятельства, способствовавшие грабежу или разбою, совершенному группой несовершеннолетних; 15) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновных; 16) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 1041 УК РФ, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления, и др.

          Приведенный перечень обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию, по грабежам и разбоям, совершаемым группами несовершеннолетних, не является исчерпывающим. С учетом специфики механизма совершения конкретного преступления он может быть дополнен.

          Методика  расследования грабежей и разбоев, совершаемых группами несовершеннолетних, формируется на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем, ряд особенностей, связанных не только с характеристиками личности несовершеннолетних преступников, но и потерпевших.

          Специфика криминалистического исследования личности преступника и жертвы состоит в том, что оно носит комплексный характер и строится с учетом достижений в этой области других наук. Однако автор останавливается лишь на криминалистических вопросах, то есть тех, которые участвуют в процессе детерминации механизма преступления, обусловливают особенности его отражательных возможностей и процесса следообразования и вместе с тем испытывают на себе и запечатлевают воздействие других лиц, предметов и процессов, взаимодействующих с ними.

         В ходе расследования этой категории  уголовных дел диссертант считает  целесообразным установление следующих  криминалистически значимых личностных особенностей несовершеннолетних, совершивших групповой грабеж или разбой: социально-демографических; нравственно-психологических; биологических.

         В данном случае речь идет о знаниях, умениях, навыках, связанных не только с прошлым противоправным поведением, но и с жизненным опытом членов групп несовершеннолетних, совершающих грабежи и разбои. Такую информацию подростки получают из самых различных источников: средств массовой информации, литературы, опыта сверстников и более старших товарищей, родственников, знакомых. Очевидно, что подобная осведомленность групп несовершеннолетних в криминальных вопросах позволяет им выбирать наиболее оптимальные способы подготовки, совершения и сокрытия преступлений, уменьшает временные и материальные затраты на их выбор и реализацию.

         Проведенные автором исследования показали, что по данной категории преступлений, женщины составили лишь 26,1 %. По возрастной характеристике – доминирует возрастная группа 16-17 лет (51,9%). Более 25,9% из несовершеннолетних нигде не учились и не имели постоянного заработка.

         Автор полагает, что само участие подростка в преступной группе не определяет некоторую психическую аномалию его поведения, хотя подростки склонны присоединяться к неформальным группам, в том числе и антисоциальной направленности. Тем не менее, психические аномалии подростков хотя и могут способствовать возникновению и развитию преступного поведения, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.

         Представляется, что с проблемами психического здоровья подростков теснейшим образом связаны такие черты характера, как эгоизм, агрессивность, жестокость, дерзость, проявляемые ими при совершении преступлений.

         Диссертант  отмечает, что всего 33,2 % групповых грабежей и разбоев совершалось несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. Тем не менее, именно это обстоятельство часто определяло способ преступления. В ходе исследований не выявлено подготовленных и заранее спланированных грабежей и разбоев, совершенных группами несовершеннолетних в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения. Представляется, что это связано с более тщательной подготовкой к совершению преступления, имеющимся преступным навыком у одного или нескольких членов групп несовершеннолетних, повышенной степенью криминального риска. Таким образом, совершение несовершеннолетними грабежей и разбоев в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения характерно для стихийных преступлений.

    Информация о работе Уголовно-правовая характеристика грабежа