Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• проанализировать понятие и определить место суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве;
• изучение правовых основ осуществления правосудия с привлечением присяжных заседателей;
• исследование правового статуса присяжных заседателей в Российской Федерации;
• определить особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие присяжных заседателей в уголовном процессе
1.1 Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
1.2 Составление списка и формирование коллегии присяжных заседателей
1.3 Права и обязанности присяжных заседателей
Глава 2. Особенности рассмотрения дел с участием присяжных заседателей
2.1 Судебное следствие в суде присяжных
2.2 Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Вердикт присяжных заседателей
2.3 Действия председательствующего после вынесения вердикта
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 67.14 Кб (Скачать)

Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные  заседатели высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда101. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в  присяжные заседатели.

Граждане имеют право  обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования  и высший исполнительный орган государственной  власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно102.

В соответствии с действующим  законодательством списки кандидатов в присяжные заседатели составляются сроком на четыре года.

В соответствии с ч. 3 ст. 328 УПК РФ103 при формировании коллегии присяжных заседателей кандидаты в присяжные заседатели обязаны правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства. Впоследствии если окажется, что в составе коллегии присяжных заседателей окажутся лица, предоставившие не достоверные сведения или скрывшие информацию об отношениях с кем-либо из участников судопроизводства, то приговор подлежит отмене.

Пример из судебной практики104:

1. На основании вердикта присяжных заседателей Верховного Суда Республики Марий Эл Спиридонов оправдан по ч. 1 ст. 111 УК РФ106 за отсутствием состава преступления, по ч. 1 ст. 105 УК РФ107 - за непричастностью к совершению преступления.

Из материалов уголовного дела видно, что при формировании коллегии кандидат в присяжные заседатели И. скрыла факт знакомства с подсудимым и его матерью.

Войдя в состав коллегии присяжных заседателей, она впоследствии была избрана старшиной.

Указанное нарушение уголовно-процессуального  закона повлекло отмену приговора, поскольку  участники процесса, и в их числе  сторона обвинения, были лишены права  на избрание беспристрастной и объективной  коллегии присяжных заседателей, в  частности, не смогли заявить отвод  по основаниям, предусмотренным ст.ст. 61, 62 и чч. 7, 10 ст. 328 УПК РФ108, а также безмотивный отвод в соответствии с чч. 13, 14 этой же статьи.

После составления высшим органом исполнительной власти субъекта Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий  суд.

После назначения судебного  заседания судья даёт распоряжение секретарю судебного заседания  или своему помощнику о составлении  предварительного списка кандидатов в  присяжные заседатели в следующем  порядке:

отбор кандидатов в присяжные  заседатели из общего и запасного  списков путём случайной выборки;

проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лиц в  качестве присяжных заседателей;

непосредственное составление  предварительного списка кандидатов с  указанием их фамилий, имён, отчеств  и домашних адресов. Фамилии кандидатов в присяжные заседатели вносятся в список в том порядке, в каком  проходила случайная выборка. При  этом лица, в отношении которых  установлены обстоятельства, препятствующие их участию в присяжных, занесению  в данный список не подлежат;

включённым в предварительный  список кандидатам не позднее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства  вручаются извещения с указанием  даты и времени прибытия в суд.

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании с участием присяжных заседателей должно быть начато не позднее 30 суток со дня  вынесения постановления о его  назначении114.

Секретарь судебного заседания  или помощник судьи методом случайной  выборки отбирают из общего основного  и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели нужное число  лиц для участия в данном судебном заседании. Это число определяется судьей и не должно составлять менее 20 лиц115. Задача секретаря судебного заседания или помощника судьи состоит в том, чтобы выявить и не допустить к участию в судебном разбирательстве лиц, ошибочно включенных в общие списки кандидатов в присяжные заседатели руководителями исполнительной власти субъектов Федерации, а также изменивший свой статус (например, призванных в армию, достигших преклонного возраста и т.д.).

Если явилось менее 20 присяжных, судья дает указание аппарату суда дополнить состав присяжных из запасного  списка методом случайной выборки116.

Явившиеся присяжные заседатели размещаются компактно и по номерам  в зале суда возможно ближе к столу  председательствующего. Формирование коллегии присяжных заседателей  производится в закрытом заседании.

Председательствующий произносит перед присяжными краткое вступительное  слово, объявляя, какое дело слушается, разъясняя, для чего вызваны присяжные, каковы цель и порядок предстоящего отбора присяжных заседателей.

Каждый из кандидатов в  присяжные заседатели, явившихся  в судебное заседание, вправе указать  на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности  участия в судебном разбирательстве  заслушивается мнение сторон, после  чего судья принимает решение.

Кандидаты в присяжные  заседатели, ходатайства которых  об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются  из предварительного списка и удаляются  из зала судебного заседания.

После удовлетворения самоотводов  кандидатов в присяжные заседатели председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод.

Председательствующий предоставляет  сторонам возможность задать каждому  из оставшихся кандидатов в присяжные  заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Первой проводит опрос кандидатов в присяжные  заседатели сторона защиты. Если сторону  представляют несколько участников, то очередность их участия в опросе, производимом стороной, устанавливается  по договоренности между ними117.

При постановке вопросов кандидатам в присяжные заседатели для выявления  их соответствия требованиям закона следует руководствоваться следующими общими правилами118:

1. Вопросы должны быть  сформулированы в простых и  понятных людям разного интеллектуального  уровня выражениях.

2. В начале вопроса  следует предусмотреть такую  форму обращения к кандидатам  в присяжные заседатели, чтобы  каждый из них воспринимал  вопрос как задаваемый ему  лично. Например: «Кто из вас...?»;  «Кому из присутствующих...?»; «Кому  из вас известно...?»; «Кто из  вас когда-нибудь...?», «Поднимите, пожалуйста, руки те, кто полагает...?»;  «Кому из вас доводилось видеть, как...?»; «Кто из вас слышал от уважаемого вами человека, что...».

3. Каждый вопрос должен  предполагать единственный однозначный  ответ - утвердительный либо отрицательный.  Нельзя ставить вопросы, громоздкие, запутанные, допускающие двоякие  ответы на них.

4. Вопросы не должны  формировать предубеждение присяжных  по отношению к подсудимому,  а также преждевременно раскрывать  обстоятельства дела.

5. В вопросах не должна  проявляться позиция государственного  обвинителя или защиты.

6. Мнение, на которое делается  ссылка в вопросе, не следует  приписывать определенному, в  особенности авторитетному лицу. Например, нельзя ставить такой  вопрос: «Президент России требует  борьбы с коррупцией самыми  жестокими мерами. Кто из вас  против борьбы с коррупцией?»119.

7. Вопросы должны задаваться  с определенной целью - для  выявления тех присяжных заседателей,  которые будут участвовать в  рассмотрении дела. Если на него  одинаково могут ответить все  или почти все кандидаты, он, как правило, неудачен. Например, неправильно ставить вопрос: «Кто  из присутствующих когда-либо  обращался к врачу?». Вместо  него целесообразно поставить  (если в нем есть необходимость)  такой вопрос: «Кто из вас в  последние три года лечился  или проходил профилактическое  обследование в больнице?»120.

8. Не нужно ставить  бессмысленные, то есть бесполезные  для целей судебного разбирательства  вопросы. Если вопрос может  восприниматься присяжными как  бессмысленный, необходимо пояснить, зачем он задается.

9. В любом случае целесообразно  ставить только такие вопросы,  ответы на которые позволяют:

а) устранить тех кандидатов, которые не отвечают требованиям, предъявляемым  законом к присяжным заседателям,

б) решить вопрос об освобождении кандидатов, которые, скорей всего, не станут точно следовать требованиям  закона, изложенным в тексте присяги  и напутственном слове председательствующего  судьи;

в) освободить от участия  в данном процессе потенциально необъективных, предубежденных кандидатов;

г) дать государственному обвинителю и защитнику дополнительную информацию о присяжных заседателях для  возможного мотивированного или  не мотивного отвода некоторых из них.

Для обеспечения качественного  состава присяжных заседателей, способных добросовестно и эффективно исполнять эти обязанности, кандидатам могут быть поставлены следующие  виды вопросов121:

1) вопросы для выявления  лиц, которые по закону не  могут быть присяжными заседателями  либо могут быть освобождены  от обязанностей присяжного заседателя;

2) вопросы для выявления  предубежденности в связи с  характером предъявленного подсудимому  обвинения;

3) вопросы для выявления  предубежденности в связи с  возможностью назначения подсудимому  исключительной меры наказания;

4) вопросы для выявления  предубежденности в связи с  личностью подсудимого, потерпевшего, свидетеля и эксперта.

Таким образом, основной смысл  процедуры опроса кандидатов в присяжные  заседатели заключается в том, чтобы  предоставить каждой стороне возможность  своевременно выявить необъективных, предубежденных лиц.

После завершения опроса кандидатов в присяжные заседатели происходит обсуждение каждого кандидата в  последовательности, определенной списком  кандидатов. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими  участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела.

Стороны передают председательствующему  мотивированные письменные ходатайства  об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства  разрешаются судьей без удаления в совещательную комнату. Отведенные кандидаты в присяжные заседатели исключаются из предварительного списка122.

Председательствующий доводит  свое решение по мотивированным отводам  до сведения сторон. Он также может  довести свое решение до сведения кандидатов в присяжные заседатели.

Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее восемнадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий принимает  меры, предусмотренные ч.3 ст.327 УПК РФ123. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет восемнадцать или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

Своеобразие суда присяжных  состоит в том, что правом безмотивного отвода присяжных заседателей обладают прокурор и подсудимый или его  защитник. Но такого права лишены потерпевший, гражданский истец, гражданский  ответчик, их представители. Предоставление права на немотивированный отвод присяжных всем участникам судебного разбирательства сделало бы процесс излишне громоздким.

Каждая из сторон может  немотивированно отвести двух присяжных  заседателей. Но принцип равноправия  сторон нарушается в случаях, когда  в деле участвуют несколько подсудимых. Независимо от их числа они все  вместе могут отвести только двух присяжных заседателей. И лишь в  случаях, когда прокурор не воспользовался правом заявления немотивированных отводов, защита может отвести до четырех присяжных заседателей (но таких случаев почти не бывает). Установленное российским законодательством  число безмотивных отводов (2+2) ниже международных стандартов.

Информация о работе Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей