Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
• проанализировать понятие и определить место суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве;
• изучение правовых основ осуществления правосудия с привлечением присяжных заседателей;
• исследование правового статуса присяжных заседателей в Российской Федерации;
• определить особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие присяжных заседателей в уголовном процессе
1.1 Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
1.2 Составление списка и формирование коллегии присяжных заседателей
1.3 Права и обязанности присяжных заседателей
Глава 2. Особенности рассмотрения дел с участием присяжных заседателей
2.1 Судебное следствие в суде присяжных
2.2 Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Вердикт присяжных заседателей
2.3 Действия председательствующего после вынесения вердикта
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 67.14 Кб (Скачать)

 

Введение

Глава 1. Понятие присяжных заседателей в уголовном процессе

1.1 Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1.2 Составление списка и формирование коллегии присяжных заседателей

1.3 Права и обязанности присяжных заседателей

Глава 2. Особенности рассмотрения дел с участием присяжных заседателей

2.1 Судебное следствие в суде присяжных

2.2 Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Вердикт присяжных заседателей

2.3 Действия председательствующего после вынесения вердикта

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена следующими причинами: во-первых, возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений российской судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства; во-вторых, суд присяжных по сравнению с обычной формой судопроизводства обладает большей коллегиальностью и независимостью от узковедомственных соображений, стимулирует состязательность уголовного процесса и имеет другие преимущества, уменьшающие риск судебных ошибок и злоупотреблений при осуществлении правосудия. Вышеназванные аспекты и определяют интерес к исследованию судопроизводства с участием присяжных заседателей не только со стороны юристов-правоведов, но и деятелей искусства и культуры. Так, например, большую известность и общественный резонанс получил вышедший на экраны страны в 2007 году и удостоившийся ряда престижных премий и наград фильм Никиты Михалкова «Двенадцать».

Традиционно основную роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве видят в обеспечении прав человека быть признанным виновным в преступлении не иначе как по решению равных обвиняемому людей - представителей народа. Важным моментом закрепления  прав является статья 20 Конституции, гарантирующая  право каждого обвиняемого на рассмотрение дела судом присяжных  в случаях, предусмотренных федеральным  законом. Конституционный статус института  суда присяжных заседателей является важнейшей гарантией, защищающей от возможности конъюнктурного отказа от него в интересах очередного руководства  страны в целом или отдельной  ветви власти, т.к. не может быть изменен  обычным законом, а только конституционным, принимаемым в порядке усложненной процедуры.

Институт суда присяжных  основывается на принципах и постулатах, которые до последнего времени либо считались чуждыми нашему уголовному процессу (определение функции суда как арбитра, а не активного участника  процесса доказывания, обязанного осуществлять собирание доказательств по своей  инициативе) либо трактовались в несколько  ином свете (принцип состязательности). Новизна проявляется в отходе от роли суда как правоохранительного  органа, вменения ему обязанности  борьбы с преступностью, появлении  институтов разграничения функции  вынесения решения, функций обвинения, защиты. Особенности проявляются  и в оценке доказательств, в напутственном  слове, в формировании вопросного листа  и др. Сказанное предопределяет теоретическую  и чисто практическую значимость вопросов, затронутых в исследовании.

Целью курсовой работы является исследование особенностей уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.

В соответствии с целью  исследования были поставлены следующие задачи:

• проанализировать понятие  и определить место суда присяжных  в российском уголовном судопроизводстве;

• изучение правовых основ  осуществления правосудия с привлечением присяжных заседателей;

• исследование правового  статуса присяжных заседателей  в Российской Федерации;

• определить особенности  рассмотрения уголовных дел с  участием присяжных заседателей.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием, организацией и деятельностью института суда присяжных заседателей в России.

Предметом исследования составляют нормы уголовно-процессуального права, а также нормы законодательства о судебной системе и судоустройстве, с помощью которых определяются правовой механизм и особенности организации деятельности института суда присяжных заседателей в России.

Научно-методическая база исследования включает в себя: учебные пособия, монографии, статьи таких известных специалистов в области уголовного права, как Зарудный С.И., Фойницкий И.Я., Ильюхов А.А., Радченко В.И., Лупинская П.А.,     Яровая М.В., Золотых В.В. и др.

Нормативно-правовая база исследования - Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В качестве методов  исследования применялись метод научного анализа, сравнительно-правовой метод, историко-правовой и формально-логический методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

Способность коллегии присяжных  заседателей правильно и справедливо  решать сложные и ответственные  вопросы о виновности зависит, прежде всего, от ее качественного состава, наличия в составе коллегии присяжных  заседателей людей, способных быстро и эффективно включиться в деятельность по исполнению обязанностей присяжного заседателя.. Формированию качественного  состава коллегии присяжных заседателей  способствуют, прежде всего, предусмотренные  законом требования к кандидатам в присяжные заседатели, которые  позволяют:

1) включать в состав  коллегии присяжных заседателей  только лиц, обладающих достаточной  социальной, нравственной и интеллектуальной  зрелостью и эмоционально-волевой  устойчивостью, способных быстро  и эффективно включиться в  исполнение обязанностей присяжного  заседателя;

2) не включать в состав  коллегии присяжных заседателей:  а) лиц, не способных быстро  и эффективно включиться в  исполнение обязанностей присяжного  заседателя из-за преклонного  возраста, состояния здоровья, физических  и психических недостатков; б)  лиц, которые не могут отключиться  от исполнения своих функциональных  обязанностей на государственной  службе или в других важных  сферах деятельности.

Требования к гражданам, участвующим в осуществлении  правосудия, устанавливаются Федеральным  законом «О присяжных заседателях  федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»84.

В деятельности суда присяжных  вправе принимать участие граждане России независимо от социального, имущественного положения, национальности, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания.

Исключение лица из списков  либо освобождение его от участия  в суде может быть осуществлено в  одних случаях по его волеизъявлению, в других по требованию закона.

Так, согласно статье 3 Федерального закона «О присяжных заседателях  федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»85, в списки присяжных не включаются лица:

не достигшие к моменту  составления списков присяжных  заседателей возраста 25 лет;

имеющие не снятую или не погашенную судимость;

признанные судом недееспособными  или ограниченные судом в дееспособности;

состоящие на учете в наркологическом  или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических  и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации86, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

невладеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

имеющие физические или психические  недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом  уголовного дела.

Статья 7 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»91:обязанностей присяжных заседателей на основании письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению этих обязанностей освобождаются:

лица, замещающие государственные  должности или выборные должности  в органах местного самоуправления;

военнослужащие;

судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, имеющие  специальное звание сотрудники органов  внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии).

При отсутствии соответствующего письменного заявления от лиц  указанных категорий, решение об их освобождении от обязанностей присяжных  принимается председательствующим судьей по своему усмотрению.

Применяемые при этом оценочные  критерии неизбежно сложны и субъективны. Поэтому для того, чтобы исключить  саму возможность проявления обвинительного уклона, а также профессиональных стереотипов в принятии решений, коллегию присяжных необходимо формировать  из лиц, не являющихся юристами (тем  более, судьями, прокурорами, следователями) и не принадлежащих ни к одной  из других указанных категорий. Этот важный принцип должен быть закреплен законодателем в качестве императива.

По письменному заявлению  лица могут быть также освобождены92:

лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

лица, не способные исполнять  обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному  медицинскими документами;

лица, достигшие возраста 65 лет;

женщины, имеющие ребенка  в возрасте до трех лет;

лица, которые в силу религиозных  убеждений считают для себя невозможным  участие в осуществлении правосудия;

лица, отвлечение которых  от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным  интересам;

иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Причины, вызывающие обоснованные сомнения объективности кандидата в присяжные заседатели, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые могут являться источником произвола присяжных заседателей, препятствовать честному и беспристрастному исполнению ими своих обязанностей присяжного заседателя, правильному и справедливому разрешению дела.

Для формирования качественного  состава коллегии присяжных заседателей, обеспечения ее способности правильно  и справедливо решать вопросы  о виновности особенно важное значение имеют разнородный личный состав коллегии присяжных заседателей и ее возрастной состав (от 25 до 65 лет). Такой возрастной состав обеспечивает формирование коллегии присяжных заседателей из числа лиц, обладающих достаточной социальной, нравственной и интеллектуальной зрелостью, достаточным запасом житейской мудрости, практического рассудка, достаточным развитием умения логически мыслить и жизненного опыта личности, которые необходимы для правильного решения вопросов о фактической стороне, виновности.

 

1.2 Составление списка и формирование коллегии присяжных заседателей

Вопросы формирования списков  присяжных заседателей в настоящее  время регулируются Федеральным  законом от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции в Российской Федерации»97.

Согласно указанному закону председатель суда не позднее, чем за три месяца до истечения срока  полномочий кандидатов в присяжные  заседатели, ранее включенных в общий  и запасной списки кандидатов в присяжные  заседатели, вносит руководителю высшего  исполнительного органа государственной  власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом  для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок  и сроки составления списков  кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований  число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные  заседатели от соответствующих муниципальных  образований. При составлении списков  кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может  быть превышено не более чем на 10 процентов98.

Списки кандидатов в присяжные  заседатели составляются исполнительно-распорядительными  органами муниципальных образований  отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан99.

О составлении списков  кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган  муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные  заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает  поступающие от них письменные заявления  об исключении граждан из списков  кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели100.

Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные  главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования  такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании  поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований  списков кандидатов в присяжные  заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который  подписывается руководителем высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  и скрепляется печатью.

Информация о работе Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей