Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:24, курсовая работа
Уголовное законодательство — система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и освобождения от неё, определением преступности деяний и иные отношения, входящие в предмет регулирования уголовного права.
Правовой статус иностранных граждан в уголовном судопроизводстве определяется, прежде всего, тем объемом прав, обязанностей и законных интересов, который содержит в себе уголовно-процессуальный закон.
В процессе применения закона нормы Общей и Особенной частей применяются во взаимодействии: невозможно привлечь лицо к уголовной ответственности, не обратившись к нормам Общей части (например, о возрасте уголовной ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах) и не квалифицировав содеянное им по конкретной статье Особенной части.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Правовой статус иностранных граждан: общая характеристика и его особенности в российском уголовном судопроизводстве………………...4
1.1. Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации…4
1.2. Иностранный гражданин……………………………………………..10
1.3. Характерные черты в Российском законодательстве………………15
2. Правовое регулирование…………………………………………………...18
2.1. Особенности правового регулирования……………………………..18
2.2. Статус иностранного гражданина……………………………………19
3. Ответственность иностранных граждан………………………………….23
3.1. Территориальный принцип…………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………
3.1. Территориальный принцип
Если преступление совершено в пределах территории определённого государства, то ответственность наступает по уголовному законодательству этого государства независимо от того, кто совершил преступление: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства.
В соответствии с положениями международного права к территории государства относятся суша, воды (внутренние и территориальные), недра и воздушное пространство в пределах его государственной границы.
Ширина территориальных вод в различных государствах составляет от 3 (Великобритания) до 24 морских миль. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года устанавливает максимальную протяжённость территориальных вод в 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, предусматриваемых конвенцией (по общему правилу это линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба). К внутренним водам в соответствии с этой конвенцией относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря (за исключением государств-архипелагов).
При этом устанавливаются
ограничения в отношении
В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву суверенитет государства (в том числе и связанный с осуществлением уголовно-правовой юрисдикции) распространяется на континентальный шельф в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Кроме того, этой конвенцией государствам предоставляется право устанавливать за пределами своих территориальных вод исключительную экономическую зону, ширина которой не должна превышать 200 морских миль; уголовная и иная юрисдикция государства в отношении исключительной экономической зоны распространяется на отношения, связанные с использованием и разведкой природных ресурсов, созданием и использованием искусственных островов, установок и сооружений, морскими научными исследованиями, защитой и сохранением морской среды.
Согласно Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, все государства обладают полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией. Однако Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года устанавливает, что в отношении преступлений, совершённых на борту воздушных судов других государств, находящихся в территориальном воздушном пространстве, уголовная юрисдикция осуществляется лишь если преступление имеет последствия на территории государства, либо совершено гражданином (резидентом) или в отношении гражданина (резидента) такого государства, либо направлено против безопасности государства, либо связано с нарушением правил воздушных полётов, либо если вмешательство требуется для выполнения международных обязательств данного государства.
По Договору о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государство, которому принадлежит объект, запущенный в космическое пространство, в том числе находящийся на небесном теле, сохраняет над ним и его экипажем контроль и осуществляет в отношении него уголовную юрисдикцию.
В отношении Международной космической станции соответствующим договором установлен специальный уголовно-правовой режим: государства-участники вправе осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении своих граждан, находящихся на борту МКС. Однако если преступление затрагивает жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера либо совершено внутри или на орбитальном элементе другого государства-партнера или причиняет ущерб такому орбитальному элементу уголовную юрисдикцию может осуществлять также государство, интересы которого были затронуты преступлением, по соглашению с государством гражданства преступника или если это государство не предоставило гарантий осуществления уголовного преследования в отношении этого лица.
Международным правом могут устанавливаться исключения из территориальной уголовной юрисдикции. Одним из наиболее известных таких исключений является дипломатический и консульский иммунитет. Дипломатическим иммунитетом от уголовной ответственности обладают глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советник, торговые представители и их заместители; военные, военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, атташе и секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами государства, в котором действует дипломатическая миссия, и проживающие с ними совместно.
Ограниченным иммунитетом
от уголовной юрисдикции, связанным
с выполняемой данными лицами
деятельностью, обладают консульские
должностные лица, сотрудники обслуживающего
персонала дипломатических
Если такие лица совершают преступление, как правило, за этим следует их объявление персоной non grata и их высылка. Известны также случаи лишения таких лиц дипломатического иммунитета той стороной, представителями которой они являются, чтобы дать стране пребывания возможность привлечь их к уголовной ответственности.
Не является территорией иностранного государства территория его посольства в другой стране; тем не менее, здания посольств и автомашины послов пользуются иммунитетом от осуществления в отношении их действий правоохранительных органов иностранных государств, связанных с уголовным преследованием.
Заключение
Таким образом, обобщив все вышеизложенное, мы можем сделать несколько выводов.
1. Правовое положение – это система, включающая в себя правовой статус, систему правовых принципов и юридических гарантий прав, обязанностей и законных интересов.
2. Правовой статус – это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности.
3. Правовой статус можно подразделить на 3 группы:
1) Общеправовой (конституционный);
2) Отраслевой (специальный);
3) Конкретный (индивидуальный).
Общеправовой (конституционный) статус включает в себя общую правоспособность и основные права, свободы и обязанности. Человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, определяемых нормами конкретной отрасли права, основываясь на конституционном статусе личности. В той мере, в какой конституционный статус личности находит свое выражение в отраслевом статусе, соответственно, отраслевой статус личности (специальный), в свою очередь проявляется в конкретном (индивидуальном статусе личности того или иного субъекта процесса. Конкретный (индивидуальный) статус личности закрепляет все связи и отношения данного субъекта с обществом, государством, выражая тем самым его положение и определяя свою функциональную роль в данной сфере правоотношений.
Общеправовой статус личности соотносится с отраслевым так же, как соотносятся между собой конституционное право и другие отрасли права. А именно, общеправовой статус личности является базовым или первичным по отношению к отраслевому (специальному) статусу, который является производным от общеправового (конституционного).
При наделении личности кроме основных прав и свобод юридическими (отраслевыми), она приобретает отраслевой (специальный) статус.
4. Правовой статус иностранных
граждан в уголовном
Список литературы
Информация о работе Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ