Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Уголовное законодательство — система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и освобождения от неё, определением преступности деяний и иные отношения, входящие в предмет регулирования уголовного права.
Правовой статус иностранных граждан в уголовном судопроизводстве определяется, прежде всего, тем объемом прав, обязанностей и законных интересов, который содержит в себе уголовно-процессуальный закон.

В процессе применения закона нормы Общей и Особенной частей применяются во взаимодействии: невозможно привлечь лицо к уголовной ответственности, не обратившись к нормам Общей части (например, о возрасте уголовной ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах) и не квалифицировав содеянное им по конкретной статье Особенной части.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Правовой статус иностранных граждан: общая характеристика и его особенности в российском уголовном судопроизводстве………………...4
1.1. Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации…4
1.2. Иностранный гражданин……………………………………………..10
1.3. Характерные черты в Российском законодательстве………………15
2. Правовое регулирование…………………………………………………...18
2.1. Особенности правового регулирования……………………………..18
2.2. Статус иностранного гражданина……………………………………19
3. Ответственность иностранных граждан………………………………….23
3.1. Территориальный принцип…………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Малый.docx

— 58.93 Кб (Скачать)

 

3.1. Территориальный  принцип

 

Если преступление совершено  в пределах территории определённого государства, то ответственность наступает по уголовному законодательству этого государства независимо от того, кто совершил преступление: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

В соответствии с положениями международного права к территории государства относятся суша, воды (внутренние и территориальные), недра и воздушное пространство в пределах его государственной границы.

Ширина территориальных  вод в различных государствах составляет от 3 (Великобритания) до 24 морских миль. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года устанавливает максимальную протяжённость территориальных вод в 12 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, предусматриваемых конвенцией (по общему правилу это линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба). К внутренним водам в соответствии с этой конвенцией относятся воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря (за исключением государств-архипелагов).

При этом устанавливаются  ограничения в отношении осуществления  уголовной юрисдикции по преступлениям, совершённым на борту морских судов, находящихся в пределах территориального моря, и воздушных судов, находящихся в пределах воздушного пространства иностранного государства. Ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву устанавливает, что юрисдикция прибрежного государства распространяется только на случаи, когда последствия преступления распространяется на прибрежное государство, либо преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, либо если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель государства флага обратится с просьбой о помощи к местным властям, либо если эти меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических или психотропных средств.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву суверенитет государства (в том числе и связанный с осуществлением уголовно-правовой юрисдикции) распространяется на континентальный шельф в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Кроме того, этой конвенцией государствам предоставляется право устанавливать за пределами своих территориальных вод исключительную экономическую зону, ширина которой не должна превышать 200 морских миль; уголовная и иная юрисдикция государства в отношении исключительной экономической зоны распространяется на отношения, связанные с использованием и разведкой природных ресурсов, созданием и использованием искусственных островов, установок и сооружений, морскими научными исследованиями, защитой и сохранением морской среды.

Согласно Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, все государства обладают полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией. Однако Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года устанавливает, что в отношении преступлений, совершённых на борту воздушных судов других государств, находящихся в территориальном воздушном пространстве, уголовная юрисдикция осуществляется лишь если преступление имеет последствия на территории государства, либо совершено гражданином (резидентом) или в отношении гражданина (резидента) такого государства, либо направлено против безопасности государства, либо связано с нарушением правил воздушных полётов, либо если вмешательство требуется для выполнения международных обязательств данного государства.

По Договору о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государство, которому принадлежит объект, запущенный в космическое пространство, в том числе находящийся на небесном теле, сохраняет над ним и его экипажем контроль и осуществляет в отношении него уголовную юрисдикцию.

В отношении Международной космической станции соответствующим договором установлен специальный уголовно-правовой режим: государства-участники вправе осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении своих граждан, находящихся на борту МКС. Однако если преступление затрагивает жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера либо совершено внутри или на орбитальном элементе другого государства-партнера или причиняет ущерб такому орбитальному элементу уголовную юрисдикцию может осуществлять также государство, интересы которого были затронуты преступлением, по соглашению с государством гражданства преступника или если это государство не предоставило гарантий осуществления уголовного преследования в отношении этого лица.

Международным правом могут устанавливаться исключения из территориальной уголовной юрисдикции. Одним из наиболее известных таких исключений является дипломатический и консульский иммунитет. Дипломатическим иммунитетом от уголовной ответственности обладают глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советник, торговые представители и их заместители; военные, военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, атташе и секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами государства, в котором действует дипломатическая миссия, и проживающие с ними совместно.

Ограниченным иммунитетом  от уголовной юрисдикции, связанным  с выполняемой данными лицами деятельностью, обладают консульские  должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций.

Если такие лица совершают  преступление, как правило, за этим следует их объявление персоной non grata и их высылка. Известны также случаи лишения таких лиц дипломатического иммунитета той стороной, представителями которой они являются, чтобы дать стране пребывания возможность привлечь их к уголовной ответственности.

Не является территорией  иностранного государства территория его посольства в другой стране; тем не менее, здания посольств и автомашины послов пользуются иммунитетом от осуществления в отношении их действий правоохранительных органов иностранных государств, связанных с уголовным преследованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, обобщив все  вышеизложенное, мы можем сделать  несколько выводов.

1. Правовое положение  – это система, включающая в себя правовой статус, систему правовых принципов и юридических гарантий прав, обязанностей и законных интересов.

2. Правовой статус – это комплексный элемент правового положения, включающий в себя правосубъектность, систему юридических прав, обязанностей и законных интересов личности.

3. Правовой статус можно  подразделить на 3 группы:

1) Общеправовой (конституционный);

2) Отраслевой (специальный);

3) Конкретный (индивидуальный).

Общеправовой (конституционный) статус включает в себя общую правоспособность и основные права, свободы и обязанности. Человек и гражданин выступает  как субъект соответствующих  прав, свобод и обязанностей, определяемых нормами конкретной отрасли права, основываясь на конституционном  статусе личности. В той мере, в какой конституционный статус личности находит свое выражение  в отраслевом статусе, соответственно, отраслевой статус личности (специальный), в свою очередь проявляется в  конкретном (индивидуальном статусе  личности того или иного субъекта процесса. Конкретный (индивидуальный) статус личности закрепляет все связи  и отношения данного субъекта с обществом, государством, выражая  тем самым его положение и  определяя свою функциональную роль в данной сфере правоотношений.

Общеправовой статус личности соотносится с отраслевым так  же, как соотносятся между собой  конституционное право и другие отрасли права. А именно, общеправовой статус личности является базовым или  первичным по отношению к отраслевому (специальному) статусу, который является производным от общеправового (конституционного).

При наделении личности кроме  основных прав и свобод юридическими (отраслевыми), она приобретает отраслевой (специальный) статус.

4. Правовой статус иностранных  граждан в уголовном судопроизводстве  определяется, прежде всего, тем  объемом прав, обязанностей и  законных интересов, который содержит  в себе уголовно-процессуальный  закон. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. Учебник // Академический правовой университет. Институт государства и права РАН – М: Спарк, 2009.
    2. Медведев А.М. Пределы действия Уголовного Кодекса Российской Федерации. Практическое пособие // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации – М: Юридическая литература, 1998.
    3. Цепелев В.Ф. Уголовная ответственность иностранных граждан. Учебное пособие // Академия МВД – М., 2002.
    4. Лазарев Л.В., Марыщева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане (правовое положение) – М: Российское право, 2006.
    5. Марыщева Н.И. Иностранец: правовая защита // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - М: Известие, 2009.
    6. Горюнова Н.А., Цепелев В.Ф. Криминологическая характеристика преступлений, сверенных с иностранными гражданами, и мера борьбы с ними. Лекция // Академия МВД России – М., 2006.
    7. Цепелев В.Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: уголовно- правовые, криминологические и организационно-правовые аспекты. Монография // Академия управления МВД России – М., 2010.

 


Информация о работе Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ