Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Уголовное законодательство — система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и освобождения от неё, определением преступности деяний и иные отношения, входящие в предмет регулирования уголовного права.
Правовой статус иностранных граждан в уголовном судопроизводстве определяется, прежде всего, тем объемом прав, обязанностей и законных интересов, который содержит в себе уголовно-процессуальный закон.

В процессе применения закона нормы Общей и Особенной частей применяются во взаимодействии: невозможно привлечь лицо к уголовной ответственности, не обратившись к нормам Общей части (например, о возрасте уголовной ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах) и не квалифицировав содеянное им по конкретной статье Особенной части.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Правовой статус иностранных граждан: общая характеристика и его особенности в российском уголовном судопроизводстве………………...4
1.1. Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации…4
1.2. Иностранный гражданин……………………………………………..10
1.3. Характерные черты в Российском законодательстве………………15
2. Правовое регулирование…………………………………………………...18
2.1. Особенности правового регулирования……………………………..18
2.2. Статус иностранного гражданина……………………………………19
3. Ответственность иностранных граждан………………………………….23
3.1. Территориальный принцип…………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Малый.docx

— 58.93 Кб (Скачать)

Российское законодательство в послереволюционный период сохранило  преемственность в основных принципах  по регулированию взаимоотношений  с иностранными гражданами. Однако, на него повлиял целый ряд как  объективных, так и субъективных факторов. Так, развитие и становление  самого общества, его социальной структуры  и международных отношений, политические и экономические процессы оказали  как позитивное, так и негативное влияние. Одним из примеров тому может  служить политика государственных  деятелей в период "холодной" войны.

В первые годы советской  власти правовое положение иностранных  граждан определялось прежде всего  их классовой принадлежностью. В  частности, в ст.20 Конституции РСФСР 1918 г. отмечалось: "Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права советских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Федерации, для трудовых занятий, принадлежащих к рабочему классу и к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права Российского гражданства".

Иностранцы-трудящиеся наравне  с российскими гражданами, обладали рядом привилегий, в том числе  политических. Правовое положение иностранных  граждан из числа нетрудовых элементов  определялось аналогично соответствующей  категории российских граждан.

Развитию правового положения  иностранных граждан в начале 20-х годов способствовало принятие таких нормативных актов, как  Декрет Совета Народных Комиссаров от 29.08.1921 г. "О въезде иностранцев  из-за границы на территорию РСФСР" , Декрет Совета Народных Комиссаров от 22.08.1921 г. "О принятии иностранцев  в Российское гражданство" . Названными декретами регламентировались вопросы  о защите личных прав и имущественных  интересов иностранных граждан; об уголовной ответственности за совершенное преступление; о порядке  въезда, выезда и высылки иностранцев  и ряд других вопросов и др.

 

    1. Статус иностранного гражданина

 

Принятие Конституции  СССР 1936 г. , закрепив новое соотношение  классовых сил, расширило содержание прав личности, установило дополнительные гарантии личных прав и свобод, в  том числе и для иностранных  граждан. На основе Конституции был  принят Закон "О гражданстве СССР" . Упомянутый закон впервые в советском  законодательстве установил категорию  лиц без гражданства, исключив тем  самым механизм автоматического  зачисления лиц в категорию советских  граждан. В то же время в Конституции СССР 1936 г. (также, как и в Конституции 1924 г.) не разграничивался правовой статус иностранцев.

Становление и развитие статуса  иностранных граждан и, в первую очередь, совершенствование нормативного регулирования прав и обязанностей иностранных граждан получило свое закрепление в Основах уголовного, гражданского и др. законодательствах  Союза ССР и союзных республик, принятых в 50-60 г.г. . Активизировавшиеся к тому времени процессы расширения международных отношений привели  к заметному увеличению числа  заключенных договоров, соглашений и конвенций, которыми специально или  косвенно регламентировались вопросы  положения иностранных граждан, их статуса, прав, ответственности, обязанностей и др.

Принятая в 1977 г. Конституция  СССР существенно усовершенствовала  действовавшие прежде нормы, регулирующие правовое положение иностранных  граждан. Ст.37 определила основополагающие принципы правового статуса как  иностранцев, так и лиц без  гражданства, гарантировала предусмотренные  законом права и свободы, в  том числе, право на обращение  в суд и иные государственные  органы для защиты принадлежащих  им личных, имущественных, семейных и  иных прав. Эти изменения привели  к выравниванию правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства независимо от их социальных, классовых, религиозных, расовых, национальных особенностей, а также  образования, рода занятий и др. признаков.

В 1981 г. с целью большей  согласованности, объединения и  единой концентрации правовых норм, полноты  определения правового статуса  иностранных граждан был принят Закон СССР "О правовом положении  иностранных граждан в СССР" . Принятый закон урегулировал широкий  спектр правоотношений, касающихся практически  всех сфер жизнедеятельности иностранных  граждан в СССР, вопросов их въезда и выезда, привилегий и иммунитетов, ответственности за правонарушения и др.

Начало новому этапу в  законодательном регулировании  вопросов, связанных с пребыванием  иностранных граждан, положило принятие 28 ноября 1991 г. Закона "О гражданстве  в РСФСР" , который на основе преемственности  закрепил характерные черты правового  положения иностранных граждан  и лиц без гражданства, что  вполне соответствует международным  нормам и принципам. В 1993 г. такой  подход был закреплен в ст.19 Конституции  РФ, а позднее и в некоторых  других ведомственных нормативных  актах.

В настоящее время иностранный  гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию  в порядке, предусмотренном Федеральным  законом "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. и другими  федеральными законами . Регистрация  иностранного гражданина, в соответствии со ст.23 Закона "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации", производится, если он предъявил  для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность. Но из этого правила есть исключения, указанные в статье 25 этого Закона, согласно которым, регистрации не подлежат:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных  государств, члены парламентских  и правительственных делегаций,  руководители международных организаций,  въехавшие в Российскую Федерацию  по приглашениям федеральных  органов государственной власти  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации;

2) иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию  на срок не более трех дней, за исключением случая, предусмотренного  ст.24 настоящего Федерального закона (когда иностранный гражданин  зарегистрирован в гостинице);

3) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами прибывших  в Российскую Федерацию с официальным  или неофициальным визитом либо  с деловым заходом экипажей  военных кораблей, и члены экипажей  военных летательных аппаратов  иностранных государств;

4) иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей  невоенных судов иностранных  государств, в случае схода на  берег и временного пребывания  на территории порта Российской  Федерации, открытого для захода  невоенных судов иностранных  государств, или портового города  либо в случае выезда экскурсии  в городские или сельские поселения  на срок не более двадцати  четырех часов;

5) члены экипажей воздушных  судов гражданской авиации, бригад  поездов и бригад транспортных  средств, участвующих в международном  движении, при нахождении в аэропортах  или на станциях, указанных в  расписаниях (графиках) движения  указанных транспортных средств" .

Правовой статус иностранных  граждан определяется внутренним законодательством  каждого государства. Однако компетенция  государств в установлении режима иностранных  граждан ограничена действием общих  принципов международного права. В  соответствии с этими принципами запрещается дискриминация иностранных  граждан по признакам расы, пола, вероисповедания и т.п. Однако непосредственно  в нормах международного права никакие  права и обязанности иностранных  граждан не закреплены. Их правовой статус определяется внутренним законодательством  конкретного государства с учетом его международных обязательств. Выход за рамки этих обязательств будет означать нарушение общепризнанных принципов международного права. Так, государство не может предоставлять  иностранным гражданам какие-либо права или возложить на них  какие-либо обязанности, которые бы представляли собой вторжение в  сферу суверенных прав иного государства  и его гражданства.

 

  1. Ответственность иностранных граждан

 

В каких случаях иностранный  гражданин или лицо без гражданства  может быть привлечен к уголовной  ответственности по законодательству Российской Федерации?

Уголовная ответственность — самый  строгий вид юридической ответственности  за совершение наиболее серьезных правонарушений — преступлений. В России преступность и наказуемость деяний, а также  условия, при которых наступает  ответственность за их совершение, определены в едином кодифицированном акте — Уголовном кодексе РФ.

Иностранцы могут привлекаться к уголовной ответственности  в соответствии с нормами Уголовного кодекса в следующих случаях, 
При совершении иностранными гражданами или лицами без гражданства преступлений на территории России — так называемый территориальный принцип привлечения к уголовной ответственности.

Действие территориального принципа относится также и к случаям совершения преступлений:

  • в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации;
  • на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • на кораблях, приписанных к российскому порту, находящихся в открытом водном пространстве вне пределов России;
  • на воздушном судне (самолете, вертолете и др.), приписанном к аэропорту Российской Федерации, при нахождении в открытом воздушном пространстве вне пределов страны;
  • на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации (независимо от местонахождения).

Однако в части 4 ст. 11 УК РФ есть исключение из принципа наказуемости по российскому уголовному закону всех иностранцев, совершивших преступления на территории Российской Федерации. Оно  касается уголовной ответственности  дипломатических представителей иностранных  государств и иных категорий иностранных  граждан и лиц без гражданства, пользующихся иммунитетом, то есть изъятием из-под юрисдикции государства пребывания.

В случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации вопрос о привлечении  их к ответственности разрешается  в соответствии с нормами международного права. По общему правилу, закрепленному  во многих международных документах, лицо, обладающее иммунитетом, может  быть привлечено к уголовной ответственности  судебным органом страны пребывания только в том случае, если государство, интересы которого это лицо выражает, определенно выразит свое согласие на его привлечение к уголовной  ответственности. Такое правило  закреплено, в частности, в Венской  конвенции о дипломатических  сношениях от 18 апреля 1961 года.»

При совершении постоянно проживающими на территории Российской Федерации (имеющими вид на жительство) лицами без гражданства  преступления вне пределов России и  признания совершенного ими деяния преступлением в государстве, где  оно было совершено, а эти лица не понесли ответственности в  иностранном государстве. Например, если постоянно проживающее в  России на основании вида на жительство лицо без гражданства совершит убийство либо разбойное нападение на территории Испании, то оно будет привлечено к уголовной ответственности  в России соответственно по статье 105 или 162 УК РФ, если такое лицо без  гражданства не было осуждено за совершение указанных преступлений испанским  судом по законодательству Испании.

Уголовным кодексом РФ установлено, что  при осуждении таких лиц наказание  не может превышать верхнего предела  санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Таким образом, в вышеназванном примере российский суд при вынесении приговора не может назначить лицу без гражданства наказание более строгое, чем предусмотренное за убийство или разбойное нападение в Испании.

Лица без гражданства, не имеющие  российского вида на жительство, а  также иностранные граждане, в  случае совершения ими преступлений за пределами России, если совершенное  ими преступление направлено против интересов Российской Федерации  и если они не были осуждены в  иностранном государстве. Например, при совершении иностранным гражданином  покушения на жизнь российского  посла в иностранном государстве, он должен быть привлечен к уголовной  ответственности в России по статье 277 УК РФ, если за это деяние преступник не будет привлечен в государстве, на территории которого он совершил покушение.

Преступления, направленные против Российской Федерации, — это, прежде всего, преступления, предусмотренные разделом X УК РФ (преступления против государственной власти). Однако в качестве таковых могут быть расценены и иные преступления (например, убийство выдающегося российского ученого).

Если это вытекает из международных  договоров Российской Федерации. Российской Федерацией заключен целый ряд договоров, в соответствии с которыми Российское государство должно осуществлять уголовное  преследование лиц за совершение ими определенных видов преступлений (терроризм, фальшивомонетничество, угон воздушных судов, преступления в  сфере незаконного оборота наркотиков и др.) вне зависимости от их гражданства, места совершения преступления и  факта направленности преступного  деяния против интересов Российской Федерации. Это правило служит целям  борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. 
В частности, статья 7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (заключена в г. Гааге 16 декабря 1970 г.) при отказе в выдаче преступника устанавливает обязанность государства, на территории которого оказывается предполагаемый преступник, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования без каких-либо исключений и зависимости от места совершения преступления. Аналогичные положения содержатся также и в ряде других договоров, участницей которых является Российская Федерация.

Информация о работе Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ