Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Уголовное законодательство — система нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти, содержащих нормы, регулирующие отношения, связанные с установлением оснований привлечения к уголовной ответственности и освобождения от неё, определением преступности деяний и иные отношения, входящие в предмет регулирования уголовного права.
Правовой статус иностранных граждан в уголовном судопроизводстве определяется, прежде всего, тем объемом прав, обязанностей и законных интересов, который содержит в себе уголовно-процессуальный закон.

В процессе применения закона нормы Общей и Особенной частей применяются во взаимодействии: невозможно привлечь лицо к уголовной ответственности, не обратившись к нормам Общей части (например, о возрасте уголовной ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах) и не квалифицировав содеянное им по конкретной статье Особенной части.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
1. Правовой статус иностранных граждан: общая характеристика и его особенности в российском уголовном судопроизводстве………………...4
1.1. Правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации…4
1.2. Иностранный гражданин……………………………………………..10
1.3. Характерные черты в Российском законодательстве………………15
2. Правовое регулирование…………………………………………………...18
2.1. Особенности правового регулирования……………………………..18
2.2. Статус иностранного гражданина……………………………………19
3. Ответственность иностранных граждан………………………………….23
3.1. Территориальный принцип…………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Малый.docx

— 58.93 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

    1. Иностранный гражданин

 

Понятие "иностранный  гражданин" уходит корнями к латинскому "persona". Этот термин был одним  из основных понятий римского права. По свидетельству историков, в основу "Институций" Гая была положена дифференциация права на лица, вещи и иски: "Все право, которым  мы пользуемся, - писал Гай, - относится  либо к лицам (personas), либо к вещам, либо к искам" .

В российском законодательстве понятие "иностранный гражданин" закрепляется в Федеральном законе РФ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" и в Федеральном  законе РФ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве  Российской Федерации" . К иностранным  гражданам относятся физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Определение, содержащееся в Федеральном законе РФ "О  правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации", не является единственным, и в ряде других нормативно-правовых документов содержатся иные определения, отражающие характер правоотношений и специфику  той сферы деятельности, в которой  участвуют иностранные граждане .

Установление содержания понятия "иностранный гражданин" имеет значение для определения  правового статуса соответствующих  категорий физических лиц, объема прав и обязанностей индивидов, находящихся  на территории иностранного государства  и осуществляющих там свою деятельность или же просто проживающих в иностранном  государстве без осуществления  какой-либо деятельности.

Рассматривая категорию "иностранный гражданин", следует  отметить, что в нее включаются беженцы и вынужденные переселенцы; апатриды и бипатриды. А по смыслу Федерального закона РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в п.2 ст.2 понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Каждая из этих групп физических лиц имеет свои особенности и каждое понятие несет, в свою очередь самостоятельную смысловую нагрузку. Поэтому, чтобы не отходить от цели нашего диссертационного исследования, мы будем рассматривать категорию "иностранный гражданин" в узком смысле, а именно только как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Изучение прошлого жизненно необходимо для решения многих задач  современности, включая и повышение  эффективности борьбы с преступностью. Поэтому рассмотрение исторического  аспекта развития законодательства о правовом статусе является достаточно актуальным.

В соответствии с принципом  государственного суверенитета каждое государство самостоятельно определяет правовой статус как своих, так и  иностранных граждан, регламентирует вопросы въезда (выезда) этих лиц  на свою территорию, условия их нахождения и транзитного проезда и т.д. Вопросы, касающиеся правового статуса  иностранных граждан, регулируются также международными договорами и  соглашениями (учитывая при этом нормы  международного права).

В различные исторические эпохи проблема правового статуса  иностранных граждан в стране пребывания решалась по-разному.

В период рабовладения и  раннего средневековья враждебность, политическая, культурная и религиозная  исключительность государств влекли за собой закрытие доступа иностранных  граждан в пределы государства. Вследствие религиозной нетерпимости или политических опасений, заставлявших смотреть на иностранного гражданина как на человека вредного, опасного, некоторые древние государства (например, Китай) запрещали доступ иностранных граждан на свою территорию.

Характерными чертами  переходного периода к буржуазному  этапу развития международных отношений  явились их неразвитость и неурегулированность. На этой стадии иностранные граждане стали допускаться в чужое  государство, но занимали в нем исключительное положение. Их полноправие ограничивалось, становилось обособленным, либо им предоставлялись исключительные льготы. Эти льготы, обусловленные влиянием тех или иных особенностей государства  в силу исторических, географических или духовных условий жизни, либо из политических соображений, создают  для иностранных граждан особое привилегированное положение.

С развитием международных  отношений появляются международные  соглашения об охране иностранных граждан, прежде всего в той сфере, в  которой сильнее всего чувствуется  необходимость и польза общения (например, в сфере торговых отношений - договоры о безопасности и свободе  торговли на случай войны). Это уже  была попытка перехода к демократическому этапу международных отношений - к международному признанию прав лица иностранного гражданина независимого государства, к которому он принадлежал.

В силу международных договоров  иностранный гражданин либо уравнивался  в правах с подданными чужого государства, либо иностранному гражданину предоставлялись  права, признаваемые государством за наиболее благоприятствующими им народами. Под  уравниванием иностранных граждан  в правах с подданными подразумевалось  лишь равенство в гражданских  правах, но не в публичных. Это и  понятно, так как между государством и подданными существовали особые юридические, политические, исторические связи, которые  невозможны вне подданических отношений. Между тем, общегражданские права  коренятся в личности человека, признаваемой всеми цивилизованными народами независимо от принадлежности лица к тому или иному государству .

С точки зрения современного международного права личность человека, присущие ей основные права и свободы  охраняются государством независимо от того, является ли лицо гражданином  данного государства или иностранным  гражданином.

В конце XIX в. в некоторых  государствах наметилась тенденция  к ограничению гражданских прав иностранных граждан.

Так, в США, Норвегии и  ряде других стран иностранные граждане были ограничены в правах владения недвижимостью. Но эти ограничения  объяснялись соображениями земельной  политики и, следовательно, имели чисто  политический характер. В США с 1887 года было запрещено приобретение недвижимого  имущества иностранными гражданами, а в Норвегии по закону 1888 года его  приобретение допускалось только с  разрешения правительства .

Иностранные граждане на территории другого государства наравне  с его подданными пользовались охраной  своего личного имущественного права. В связи с этим правом охраны и  защиты возникали определенные обязанности  иностранных граждан по отношению  к этому государству.

Относительно уголовной  юрисдикции государства иностранный  гражданин, пребывающий на его территории, как правило, приравнивался к  подданному. В области уголовного права действовал территориальный  принцип, согласно которому иностранный  гражданин судился по законам  места его пребывания.

Во всех вопросах, касающихся правоспособности иностранных граждан, господствовал общепризнанный принцип  равноправия всех иностранных граждан  в государстве пребывания независимо от их принадлежности к тому или  иному государству.

Исключительное положение  в силу международной практики занимали те иностранные граждане, за которыми признавалось право экстерриториальности. Это право устанавливалось историческими традициями, обычаями и договорами на основании взаимных соглашений государств для коронованных особ и их семейств, для дипломатических агентов, аккредитованных при главе того или иного государства, в котором они пребывали, для военных кораблей и войск, находящихся в чужих водах или на чужой территории.

Особые отношения устанавливаются  также между государством и пребывающими на его территории иностранными гражданами в случае, когда последние нашли  в этом государстве убежище в  качестве политических эмигрантов. В  силу господствующей международной  практики всякое государство имело  право предоставлять убежище  иностранным гражданам. Но, предоставляя политическому эмигранту убежище, государство принимало на себя обязанность  по отношению к отечеству эмигранта. Оно не должно было допускать, чтобы  иностранные эмигранты пользовались этим убежищем и безопасностью от преследования отечественной государственной  власти для совершения каких-либо действий против своего государства, с которым  приютившее государство находилось в дружественных отношениях. Оно  должно было принять все меры к  пресечению их враждебной деятельности по отношению к их отечеству. С  этой целью государство требовало  удаления эмигрантов внутрь страны от границ того государства, которому эмигранты  угрожали, или назначало определенные места для их свободного пребывания. Если же это не помогало, то государство  могло прибегнуть к изгнанию подобных иностранных граждан за пределы  своей территории.

 

 

 

 

 

 

    1. Характерные черты в Российском законодательстве

 

В отличие от развития мирового законодательства о правовом статусе  иностранных граждан Россия в  этом вопросе имела свои характерные  черты.

В допетровской Руси иностранным  гражданам был запрещен свободный  въезд в страну. Как гласит Новоторговый устав от 22 апреля 1667 г., торгующих  иностранных граждан "велено пропускать в Москву и другие города лишь тех, у которых были Великого Государя жалованные грамоты о торгах, за красною печатью". Что же касается тех иностранных граждан, у которых  таких "грамот о торгах не было, то их не велено пропускать к Москве либо в другие города, они могли лишь торговать у города Архангельска и в Пскове".

В петровские и послепетровские  времена иностранным гражданам  предоставлялась масса прав наравне (а иногда и более) с российскими  подданными.

Однако, следует отметить, что начиная с эпохи Великой  французской революции и во время  наполеоновских войн российское правительство  относилось к иностранным гражданам  весьма неблагоприятно, главным образом  по политическим соображениям, и подвергало их различным гонениям.

Таким образом, к началу XX в. акты российского законодательства о правах иностранных граждан  оставались разрозненными. Единого  акта, регламентировавшего правовой статус иностранных граждан, не было.

В некоторых отношениях законодательство того периода идет слишком далеко в уравнении прав иностранных  граждан с русскими подданными, в  других - наоборот, права иностранных  граждан, на наш взгляд, необоснованно  ограничены.

Например, иностранным гражданам  предоставлялся свободный въезд  в Россию. По общему правилу, приезжать  и жить в России могли иностранные  граждане всех наций . Исключение было установлено лишь для евреев.

Для пропуска в Российскую империю иностранный гражданин  должен был иметь при себе национальный паспорт или дорожную книжку, засвидетельствованную  российским посольством или консульством, находящимся при иностранном  государстве. Здесь следует обратить внимание на тот факт, что на основании  такого паспорта иностранный гражданин  не имел права передвигаться по территории России. Статья 129 Устава о паспортах  устанавливала, что "каждый иностранец, приехавший в Россию с законным паспортом, должен явиться в первом, лежащем  на пути, губернском городе к местному губернатору, и, представив ему свой паспорт, с которым он прибыл, получить взамен его паспорт для жительства и переездов в Империи". Национальные паспорта в этом случае не отбирались, на них лишь делалась надпись: "На основании этого паспорта выдан особый русский вид". Эта надпись скреплялась печатью. Виды на жительство и передвижение в России выдавались иностранным гражданам сроком на один год. По истечении этого срока иностранный гражданин был обязан получить новый паспорт у губернатора той губернии, в которой он находился в тот момент. Пребывание иностранных граждан в России не ограничивалось ни местом, ни сроком.

На территории Российской империи действовали только нормы  русского законодательства. Находясь в России, иностранные граждане подлежали  действию российских законов и пользовались их защитой и покровительством.

Иностранные граждане в России пользовались правом судебной защиты наравне с русскими подданными. Но в отношении истцов действовало  правило, в соответствии с которым  привлеченный иностранцем к суду ответчик мог предъявить против истца-иностранца, не состоящего на русской службе и не владеющего в России недвижимостью, отвод об обеспечении судебных издержек на случай отказа в иске .

Судебные решения иностранных  судов не имели исполнительной силы в России при отсутствии по этому  вопросу договоров или соглашений с правительством той державы, где  решение постановлялось.

В отношении уголовной  ответственности иностранные граждане подлежали общеуголовным законам. Но для них существовало и особое наказание - высылка за границу по судебному приговору. Иностранные  граждане могли быть подвергнуты  высылке за границу и в административном порядке, если их поведение признавалось неодобрительным. В том и в  другом случае высылка производилась  по распоряжению министерства внутренних дел.

Кроме того, для иностранцев-дворян было установлено освобождение от телесных наказаний в случае уголовного суда над ними. Это условие, по всей вероятности, должно быть отнесено к изъятиям по правам состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовое регулирование

 

2.1. Особенности  правового регулирования

 

Законодательство Российской империи о правовом положении  иностранных граждан носило, в  некоторой степени, дискриминационный  характер. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех иностранных  граждан, независимо от их национальности, значительно ущемлялись права евреев (им, например, одно время, как указывалось  раньше, был запрещен въезд в Россию). Объем прав, предоставляемых иностранным  гражданам, зависел также от их положения  в обществе: иностранцы-дворяне имели  ряд привилегий по сравнению с  другими разрядами иностранных  граждан. Таким образом, законодательство Российской империи носило ярко выраженный классовый характер.

Особенностью правового  регулирования статуса иностранных  граждан в дореволюционной России являлось также отсутствие единого  нормативного акта, в котором определялись бы их права и обязанности.

Информация о работе Уголовная ответственность иностранных граждан в РФ