Сущность общественных и религиозных организаций как субъектов гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Произошедшие за последние десятилетия преобразования в нашем обществе проявились в целом ряде факторов. Важное место в качественном обновлении России принадлежит изменениям в духовной жизни общества. Очевидно повысилась значимость религии, что находит отражение в следующих моментах, которыми и обусловлено избрание темы настоящей работы.
Изменения в социально-политической жизни общества привели к переоценке ценностных ориентиров, росту значимости проблемы духовного развития человека и общества в целом. Традиционно именно в рамках религиозных институтов происходило воспитание духа, в связи с чем сейчас наблюдается повышенный интерес к религии и религиозным ценностям, религиозная жизнь отделяется от других форм жизнедеятельности, возникают особые виды социальных общностей - религиозные, членство в которых не ограничивается этнической, государственной или территориальной принадлежностью.

Файлы: 1 файл

гражд.право.docx

— 55.73 Кб (Скачать)

    Религиозная организация создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической  и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям  и это подтверждается законом. В  уставе каждой религиозной организации  должно быть указано ее наименование, вид (организационно-правовая форма), вероисповедание, место нахождения. При осуществлении  своей деятельности религиозная  организация обязана указывать свое полное наименование. Кроме уставов, в некоторых религиозных организациях приняты документы, определяющие их социальную концепцию. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", принятые Архиерейским Собором в августе 2000 г., имеют раздел, посвященный собственности и имуществу религиозных организаций, входящих в эту Церковь.

    Каждая  религиозная организация имеет  собственное имущество, вправе заниматься предпринимательской деятельностью, учреждать благотворительные фонды, выступать в качестве работодателя и пользоваться всеми правами, которые  даны законом религиозным организациям, имеющим статус юридического лица. Разумеется, что религиозные организации  обязаны соблюдать законодательство, выражаясь по-церковному, "исполнять законопослушание". Имущество общего назначения: строения, транспортные средства, производственное оборудование, ценные бумаги и т.п., являющееся собственностью религиозной организации, состоит в ее распоряжении в рамках закона и своего устава. Этим имуществом она отвечает по своим обязательствам. Иное положение с имуществом религиозным. Согласно закону на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения, принадлежащее религиозным организациям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень такого имущества должен устанавливаться Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Предложений не поступало и постановление с перечнем не принято.11

    При государственной регистрации религиозной  организации представляется ее устав, в котором, среди прочих сведений, указываются источники поступления  денежных средств и другого имущества.

Собственные средства религиозных организаций  создаются за счет:

  • пожертвований граждан и организаций;
  • доходов от предпринимательской деятельности;
  • поступлений от общественных организаций, благотворительных фондов;
  • средств, полученных от распространения предметов религиозного назначения и литературы;
  • сдачи в аренду имущества (не религиозного назначения), а также имущества, приобретенного иными способами, не противоречащими законодательству, например, по договору дарения, от наследования по завещанию.12

    В законе предусмотрено, что государство  безвозмездно передает религиозным  организациям в собственность для  использования по функциональному  назначению здания и сооружения религиозного назначения с относящимися к ним  земельными участками. Это относится  и к иному имуществу религиозного назначения, в том числе к памятникам истории и культуры, которые государство  также безвозмездно предоставляет  в пользование либо отдает в собственность  религиозным организациям.

    На  сегодняшний день основная часть  имущества религиозного назначения и прежде всего недвижимость, т.е. здания, сооружения и земельные участки, передаются религиозным организациям только в пользование. Государство  не спешит расставаться с принадлежащей  ему собственностью, закон и постановления  Правительства в этой части не исполняются.

    Религиозные организации вправе выступать работодателями, действовать в соответствии с  Трудовым кодексом РФ, в котором  гл. 54 предусматривает особенности  регулирования труда работников религиозных организаций. Кодекс устанавливает, что права и обязанности сторон трудового договора, т.е. работника  с работодателем, определяются с  учетом внутренних установлений религиозной  организации. В Русской Православной Церкви трудовые договоры со священнослужителями не заключаются и действие Трудового кодекса на них не распространяется, их назначение, освобождение и перемещение принадлежит власти управляющего епархией. В других конфессиях это положение может быть иным.

    Религиозные организации вправе иметь собственное  имущество за границей. В конкретных случаях право на это имущество  и его защита определяются законами России, международными договорами и  соглашениями и соответствующими правовыми  актами страны, где находится это  имущество.

    Религиозная организация вправе обращаться в  органы исполнительной власти и местного самоуправления с предложением о  создании вероисповедального кладбища. В порядке благотворительной деятельности религиозная организация может оказывать населению помощь в погребении умерших.

    Религиозные организации и их предприятия  по условиям специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты  с населением без применения контрольно-кассовых машин. Это распространяется на реализацию предметов религиозного назначения (культа) и религиозной литературы в зданиях религиозного назначения и уличных киосках, а также  на оказание услуг по проведению религиозных  обрядов и церемоний (Постановление  Правительства РФ от 02.12.00 № 917).

    Еще об одном вопросе по отношениям государственных  органов с религиозными организациями. Есть факты, когда коммерческие организации  принимают на себя расходы, как пожертвование, на строительство зданий и сооружений религиозного богослужебного назначения. Это может быть храм, мечеть, синагога, молитвенный дом, построенные для конкретной религиозной организации. Местные органы управления государственным имуществом иногда вводят свое правило передать выстроенный объект им в распоряжение, чтобы затем передать его в пользование религиозной организации. Такая практика является неправомерной, по закону здания должны быть переданы и оформлены в собственность религиозных организаций. 13

    Религиозные организации отделены от государства, не участвуют в политической жизни. При проведении референдумов, выборов  Президента РФ, депутатов Государственной  Думы РФ, органов власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления в них не допускается участие  религиозных объединений. 14

    Итак, на сегодняшний день религиозные  организации не вправе вести политическую деятельность. В то же время им даны права, сохраняя свое духовное предназначение, заниматься хозяйственной предпринимательской  деятельностью ради собственного и  общего блага и в соответствии с действующим законодательством.

    Общественные  и религиозные объединения представляют собой объединения граждан, которые, в отличие от потребительских  кооперативов, не могут преследовать в качестве основной цели своей деятельности удовлетворение материальных потребностей своих участников (членов). Согласно п. 1 ст. 117 ГК основная цель деятельности общественных и религиозных объединений  заключается в удовлетворении духовных и иных нематериальных потребностей граждан, объединившихся на основе общности их интересов. Необходимая конкретизация  основных целей деятельности общественных и религиозных объединений содержится в нормах специального законодательства. Так, в ст. ст. 8 - 12.2 Федерального закона "Об общественных объединениях" определены основные цели деятельности различных  организационно-правовых форм общественных объединений. Основными целями деятельности религиозных объединений являются совместное исповедание и распространение  веры членами (участниками) религиозных объединений (ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

    Согласно  ст. 7 Закона "Об общественных объединениях" общественные объединения создаются  в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. В зависимости  от характера реализуемых основных целей и субъектного состава  участников (членов) общественные объединения  классифицируются на профессиональные союзы, общественные объединения потребителей, детские и молодежные общественные объединения, общественные объединения  инвалидов, национально-культурные автономии  и т.д.15

    В основе деятельности общественных объединений, независимо от их организационно-правовых форм и видов, лежит территориальный  принцип, позволяющий выделить многозвенные общественные объединения, состоящие  из нескольких территориальных (региональных, местных, первичных и т.д.) отделений. Например, общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях более половины субъектов  Российской Федерации и имеет  там свои структурные подразделения: организации, отделения и т.д. (ст. 14 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Территориальные  отделения (структуры) многозвенных общественных объединений могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц. Так, правами юридического лица обладают как политическая партия, так и  ее региональные отделения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").

    В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и  о религиозных объединениях" религиозные  объединения создаются в формах религиозных организаций, имеющих  права юридического лица, и религиозных  групп, правами юридического лица не обладающих. Религиозные организации классифицируются на отдельные виды. Так, с точки зрения внутренней структуры они подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая из граждан, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Местные религиозные организации могут существовать самостоятельно (например, религиозные общины протестантского толка) либо входить в состав централизованных религиозных организаций (например, приходы и монастыри Русской Православной Церкви, мечети духовных управлений мусульман России). Централизованная религиозная организация представляет собой многозвенное религиозное объединение, состоящее не менее, чем из трех местных религиозных организаций.

    Наименование  общественного объединения должно содержать сведения о территориальной  сфере его деятельности (ст. 28 Федерального закона "Об общественных объединениях"). В наименовании общественного объединения  не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Согласно  ст. 19 Закона "Об общественных объединениях" учредителями (участниками, членами) общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения. В нормах специального законодательства могут  быть предусмотрены дополнительные требования к количеству и субъектному  составу учредителей (членов, участников) общественных объединений. Так, членами  политической партии не могут быть иностранные граждане и лица без  гражданства (п. 2 ст. 23 Федерального закона "О политических партиях").

    Имущество общественных и религиозных объединений  принадлежит им на праве собственности. Исключение составляет имущество общественных и религиозных учреждений, которое принадлежит им на праве оперативного управления.16

    В нормах специального законодательства неоднозначно урегулирован вопрос о  субъекте права собственности на имущество многозвенных общественных объединений. Так, согласно ст. 32 Федерального закона "Об общественных объединениях" в общественных организациях, структурные  подразделения (отделения) которых  осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом; указанное имущество закрепляется за структурными подразделениями (отделениями) общественных организаций на праве  оперативного управления имуществом. В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" первичные  профсоюзные организации владеют  и пользуются переданным им вышестоящим  профсоюзом имуществом на праве хозяйственного ведения. Региональные отделения и  иные зарегистрированные структурные  подразделения политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником. 

 

                                                  Заключение

    Итак, в заключении нашей работы подведем итоги и отметим, что круг субъектов  права собственности общественных организаций (объединений) достаточно широк: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности, политические партии. Субъектами права собственности  могут выступать не все общественные объединения, а лишь прошедшие государственную  регистрацию и обладающие статусом юридического лица.

Информация о работе Сущность общественных и религиозных организаций как субъектов гражданского права