Создание, организация и деятельность прокуратуры в России в дореволюционный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:13, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является более детальное изучение
становление, организация прокуратуры в России во время глобальных реформ, так как именно эти преобразования явились основными в ходе государственной деятельности Петра I.

Оглавление

Теоритический вопрос: «Создание, организация и деятельность прокуратуры в России в дореволюционный период»…………...2-16
Введение………………………………………………………..2-3
Предпосылки образования прокуратуры…………………....4-8
Российская прокуратура в дореволюционный период……9-12
Заключение…………………………………………………..13-15
Список использованной литературы……………………...14-16

Файлы: 1 файл

контрол прок надз!.docx

— 42.20 Кб (Скачать)
 

Оглавление 

     Теоритический вопрос: «Создание, организация и деятельность  прокуратуры в  России в дореволюционный период»…………...2-16

  1. Введение………………………………………………………..2-3
  2. Предпосылки образования прокуратуры…………………....4-8
  3. Российская прокуратура в дореволюционный период……9-12
  4. Заключение…………………………………………………..13-15
  5. Список использованной литературы……………………...14-16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        Изучение истории создания и развития какого-либо органа государственной власти, установление причин и предпосылок, повлекших за собой необходимость учреждения данного органа, помогают лучше понять его историческое предназначение, место и роль в системе государственной власти.

     Одной из важнейших государственных структур на сегодняшний день, безусловно, является прокуратура, которая в нынешних реалиях представляет собой уникальную модель органа, обладающего весьма широким набором надзорных и  контрольных полномочий.

         Объектом теоретического исследования является, создание, организация и деятельность прокуратуры в РФ в дореволюционный период.

         Предметом данного теоретического исследования является изучение создания и развития прокуратуры.

          Актуальность темы, представленной в этой работе, обусловлена тем, что вопросы, связанные с изучением создания прокуратуры в России, произведенных в переломный момент ее истории,  имеют огромное влияние на понимание исторической роли нашей страны и места, которое она занимает в семье европейских народов.

     Целью настоящего исследования является более детальное изучение 
становление, организация прокуратуры в России во время глобальных реформ, так как именно эти преобразования явились основными в ходе государственной деятельности Петра I.

     С учетом целевой направленности данной работы необходимо выделить основные задачи предстоящего исследования.

    Это, прежде всего:

     - определение основных направлений создания прокуратуры;

     - историческое предназначение этого органа,

     - историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган:

     - изучая историю того или иного  государственного органа, можно  в современных условиях принять  меры законодательного и организационного  характера, направленные на повышение  эффективности деятельности этого  органа.

     В рамках данной работы целесообразно ограничить пределы исследования раскрытием таких вопросов, как предпосылки, создание и деятельность прокуратуры в дореволюционный период.

        Теоретические исследования, посвященные данной теме, достаточно широко представлены в научных источниках различных авторов. Таких как,

Басков  В.И., Казанцев С.М., Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предпосылки образования прокуратуры
 

     В допетровские времена Российскому  государству были чужды понятия  основных элементов прокурорского  учреждения, хотя, справедливости ради нужно отметить, что «отдельные «мотивы» прокурорского представительства  при осуществлении уголовного преследования  от имени государства уже присутствовали.

     В своем развитии российская прокуратура  прошла несколько этапов, определить которые можно на основе особенностей регулирования ее организации и  деятельности на определенном историческом отрезке времени, роли и места  прокуратуры среди других государственных  органов.

        Славный и многотрудный путь российской прокуратуры начался почти три сотни лет назад в январе 1722 года указом Петра Великого. 
Предыстория появления этого указа такова. Петр I, отправляясь в Прусский поход, указом от 22 февраля 1711 года ввел вместо бывшей консилии министров новый Правительствующий сенат, главной задачей которого на первоначальном этапе было объединение местного центрального управления в единую государственную систему. 

       Второго марта того же года сенаторы были приведены к присяге в верном исполнении своей должности:

       «Обещаюсь аз перед господом богом, сотворившим всяческая, что мне честно и чисто, нелестно, но паче ревностно исполнять звание свое, в чем да поможет мне господь бог всемогущий: во-первых, верность моему государю и всему государству; второе, правду и правый суд, как между народом, так и в деле государственном»

       Первоначально Сенат возник как орган с монолитной структурой. В его внутренней организации различались только присутствия, куда входили весь личный состав и канцелярия. Однако в дальнейшем, ввиду того, что Сенат являлся высшим общегосударственным учреждением, имевшим исключительно широкое поле деятельности,

возникла  потребность в создании вспомогательных  органов, которые должны были способствовать Сенату в осуществлении его функций.

      С 1711 по 1722 год в Сенате появились прообразы будущей прокуратуры Российской империи: Расправная палата для расследования служебных преступлений и злоупотреблений и для контроля над местными чиновниками в области суда; обер-фискал для негласного надзора за нижестоящими учреждениями и должностными лицами, а также для защиты казенных интересов при судебных исках; генерал-рекетмейстер для приема и рассмотрения жалоб на центральные учреждения; позднее генерал-ревизор и штаб-офицеры гвардии. Однако все эти учреждения и должности не смогли решить единого и общего контроля над чиновничьим аппаратом в центре и на местах, более того, имели место даже злоупотребления самих наблюдателей.

       В связи с этим 12 января 1722 года Петр Великий издал указ об учреждении прокуратуры: «Быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а так же при всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал- прокурору».

        Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Государь, создавая прокуратуру, ставил задачу «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

     Прокурорский надзор был распространен и на Правительствующий сенат. Прокурор контролировал финансовую отчетность и ведомости коллегий. В соответствии с указом от 18 января 1722 года «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах и по доносам фискальским и прочих людей» прокуратура была поставлена над фискальскими органами.

        18 января 1722 года Петр I назначил Павла Ивановича Ягужинского первым генерал-прокурором Сената.

Представляя сенаторам генерал-прокурора, император  произнес крылатую фразу: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Эту же мысль он повторил и в указе  от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око  наше и стряпчий о делах государственных». 
Указ устанавливал основные обязанности и полномочия генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры:

    «Генерал-прокурор повине сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потери времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему помешает, что все записывать, повинен в свой журнал.

….Также  должен накрепко смотреть, дабы Сенат в своем  звании праведно и  нелицемерно поступал.

….А  ежели что увидит противное сему; тогда  в тот же час  повинен предлагать Сенату явно, с полным изъяснением, в чем они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили.

….И  ежели в чем поманит, однако, каким образом ни есть, должность свою ведением и волею преступит, то, яко преступник указа и явный разоритель государства, наказан будет».

      Перечисленные законодательные акты создали необходимую правовую основу для функционирования прокуратуры Российской Империи, а указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным источником регулирования деятельности прокуратуры на протяжении всего XVIII столетия.

     В Табели о рангах прокурорам были присвоены  высокие классы: Генерал-прокурору  – третий, соответствующий генерал-лейтенанту; обер-прокурору – четвертый; коллежским прокурорам – шестой; прокурорам надворных судов – седьмой наравне с обер-фискалом. 

     Основной  функцией прокуроров на начальном этапе  становления прокурорской системы  являлся надзор за деятельностью  тех учреждений, при которых они  состояли.

     Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор Синода (учреждения, управлявшего делами духовенства) надзирал за его деятельностью1. За коллегиями надзирали прокуроры этих ведомств. Правовые средства надзора были довольно скромными и сводились к протестованию, напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих служебных обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и беззаконии. Тем не менее, прокурорский надзор стал играть заметную роль в соответствии с предначертанием Петра I в последние годы его царствования. Немалую роль в этом сыграла личность первого генерал-прокурора П.И. Ягужинского, который пользовался полным доверием императора, будучи энергичным и честным государственным деятелем.

     Существовал такой порядок действий прокуроров. Заметив нарушение, прокурор вначале  устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, он приносил протест. Письменный протест  поступал в тот орган, который  нарушил закон и от которого зависело на том «протесте утвердиться», то есть принять его или же «остаться при своих мнениях». В последнем случае руководитель учреждения обязан был направить в вышестоящую инстанцию или Сенат вместе с протестом прокурора свои объяснения о причинах несогласия с прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливало действие того постановления, которое опротестовывалось. В то же время прокурор, чей протест был отклонен, направлял специальное «доношение» Генерал-прокурору, от которого зависело, поддержать своего подчиненного или нет. Непосредственное уголовное преследование лежало вне компетенции прокурора. Он только наблюдал за ходом расследования дела и имел «попечение» о «колоднических», то есть арестантских делах. В круг ведения прокуроров входил также надзор за фискалами, за которыми они должны были «иметь крепкое смотрение». Фискалы в коллегиях и надворных судах доносили о всех замеченных ими злоупотреблениях прокурорам. Прокуроры на местах наблюдали также за правильным «собиранием» казенных доходов, за безубыточным для казны производством по подрядам и откупам, за правильностью финансовой отчетности и др. В «делах гражданских» прокуроры особого участия не принимали, их обязанности здесь ограничивались проверкой журналов присутственных мест и росписью в них.

     После смерти Петра I значение надзора и престиж прокуроров заметно падают. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должность генерал-прокурора и прокуроров надворных судов. В большинстве коллегий были упразднены должности прокуроров. Некоторые обязанности генерал-прокурора стали выполнять обер-прокуроры, однако его правами они не обладали, а занимались больше вопросами делопроизводства, В своей деятельности обер-прокуроры полностью подчинялись распоряжениям Верховного тайного совета, от надзора за Сенатом они были устранены2.

     Важным  этапом в развитии прокурорской системы  явилась губернская реформа 1775 г. В  связи с изменениями административно-территориального устройства были упразднены должности  провинциальных прокуроров3. Их функции выполняли помощники губернских и уездных прокуроров. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление в законе 1775 г. «Учреждения в губерниях». 
 
 

Информация о работе Создание, организация и деятельность прокуратуры в России в дореволюционный период