Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:13, контрольная работа
Целью настоящего исследования является более детальное изучение
становление, организация прокуратуры в России во время глобальных реформ, так как именно эти преобразования явились основными в ходе государственной деятельности Петра I.
Теоритический вопрос: «Создание, организация и деятельность прокуратуры в России в дореволюционный период»…………...2-16
Введение………………………………………………………..2-3
Предпосылки образования прокуратуры…………………....4-8
Российская прокуратура в дореволюционный период……9-12
Заключение…………………………………………………..13-15
Список использованной литературы……………………...14-16
2. Российская прокуратура в дореволюционный период
До
1802 г. прокуратура в России являлась
институтом высшего надзора за всем
государственным аппаратом
Новый этап в развитии прокурорской системы наступил во второй половине XIX в. Он тесно связан с реформами уголовного судоустройства и судопроизводства. Однако его начало хронологически опережало принятие судебных уставов. 29 сентября 1862 г. император Александр II утвердил Основные положения преобразования судебной части в России, представленные ему Государственным советом.
Судебные Уставы 1864 г. ограничивали прокурорский надзор судебной областью возложением на прокуроров функции поддержания государственного обвинения по уголовным делам в судах и наделили прокуроров обширными полномочиями при осуществлении надзора за дознанием и предварительным следствием.
В связи с изменением функций прокуратуры предусматривалось и изменение системы прокурорских органов. Губернские прокуратуры постепенно должны были заменяться прокуратурами, создаваемыми в судебных округах. Поскольку этот процесс растянулся на несколько десятилетий, во многих губерниях, где еще не были образованы общие суды и, соответственно, состоящие при них прокуратуры, сохранялись и продолжали работать губернские прокуратуры. В 1866 г. было принято новое положение о губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Губернские прокуроры наделялись правами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены для прокуроров в судебных уставах. Однако функции обвинительной власти губернские прокуратуры не имели. За губернскими прокуратурами сохранялась, хотя и в значительно меньшем объеме, функция общего надзора. Приговоры и решения судов, не реорганизованные в соответствии с судебными уставами, подлежали рассмотрению прокурорами губернских прокуратур по правилам законов 1864 г.
В 1896 г. губернские прокуроры
получили право осуществлять
надзор за дознанием и
Прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции. При окружных судах и при судебных палатах ставились особые прокуроры и товарищи прокуроров. Прокуратура приобретала новый статус, прокурор становился одной из сторон в процессе. При этом «личная уния» должностей генерал-прокурора и министра юстиции, сохранив прокуратуру в качестве института высшего надзора, значительно ограничила ее компетенцию. Генерал-прокурор и его подчиненные никогда не имели права надзора за министерствами и создаваемыми ими органами власти на местах.
Вместе с тем, в период введения реформ прокуратура порой наделялась функциями, противоречащими Судебным уставам. Например, Закон от 7 марта 1866г., начавший действовать во всех губерниях вводил представителя прокуратуры в состав губернского присутствия по крестьянским делам, прокурорам судебных палат присваивались звания вице-президентов всех губернских комитетов, нижестоящим прокурорам присваивались звания директоров этих комитетов.
В
последующие годы правительство
постоянно стремилось усовершенствовать
прокурорский надзор за следствием и
делало поправки в законодательство.
Так, облегченные правила
Но деятельность прокуратуры способствовала повышению уровня законности в сфере уголовного преследования. Хотя прокуратура могла быть гарантом соблюдения основных прав граждан в деятельности исполнительных и судебных органов только в той мере, в какой эти права признавались Основными законами Российской империи. Особенно характерна в этом отношении деятельность прокуратуры по политическим делам, которая свидетельствует о том, что прокуратура, будучи органом правительства, не абсолютизировала законность.
Прокурорский надзор по гражданским делам не достигал цели. Фактически его роль сводилась к положению «юрисконсульта» судебной коллегии, чьё мнение не имело существенного значения. Роль прокурора в гражданском суде постоянно снижалась, что нашло впоследствии закрепление в законе. Это было закономерно в условиях развития состязательного процесса в гражданских делах. Но этот же опыт показал и то, что полное удаление прокурора как представителя закона по некоторым категориям дел невозможно или, по крайней мере, нецелесообразно.
Воплощение реформы растянулось на 30 лет, и она проводилась не одноразовым принятием закона, а отдельными нормативными актами, под видом «временных норм», которые порой противоречили друг другу. В прокурорском надзоре сложилось два направления: «губернская» прокуратура и «судебная», и та и другая претерпевали значительные изменения.
Итак,
установленный Судебными
Заключение
Подводя итог вышеприведенному исследованию, следует еще раз остановиться на его наиболее значимых положениях.
Путь российской прокуратуры начался почти три сотни лет назад в январе 1722 года указом Петра Великого, указом от 22 февраля 1711 года ввел вместо бывшей консилии министров новый Правительствующий сенат, главной задачей которого на первоначальном этапе было объединение местного центрального управления в единую государственную систему.
С 1711 по 1722 год в Сенате появились прообразы будущей прокуратуры Российской империи. 12 января 1722 года Петр Великий издал указ об учреждении прокуратуры. 18 января 1722 года Петр I назначил Павла Ивановича Ягужинского первым генерал-прокурором Сената.
Представляя
сенаторам генерал-прокурора, император
произнес крылатую фразу: «Вот око мое,
коим я буду все видеть». Эту же
мысль он повторил и в указе
от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»:
«И понеже сей чин — яко око
наше и стряпчий о делах государственных».
Указ устанавливал основные обязанности
и полномочия генерал-прокурора по надзору
за Сенатом и руководству подчиненными
органами прокуратуры.
Важным
этапом в развитии прокурорской системы
явилась губернская реформа 1775 г. В
связи с изменениями
Новый этап в развитии прокурорской системы наступил во второй половине XIX в. Он тесно связан с реформами уголовного судоустройства и судопроизводства.
После Октябрьской революции органы прокуратуры, как известно, были ликвидированы. В Декрете о суде N 1 от 24 ноября 1917 года отмечалось: "Упразднить ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и частной адвокатуры". Дореволюционная прокуратура, таким образом, упразднялась без замены ее новой советской прокуратурой.
Вместе
с тем деятельность российской прокуратуры,
ее система, выполняемые этим органом
функции с момента
Список
использованной литературы: