Шпаргалки по "Прокурскому надзору"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 01:17, шпаргалка

Краткое описание

Содержание курса «Прокурорский надзор» можно условно разделить на две части: общую и особенную.В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно-правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, атакже рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 63.08 Кб (Скачать)

Прокурорский  надзор за оперативно-розыскной  деятельностью  – это вид деятельности, осуществляемой уполномоченными работниками прокуратуры в пределах их компетенции посредством использования определенных законом методов проверки и средств реагирования в целях обеспечения исполнения на территории РФ законов всеми оперативно-розыскными органами.

Прокурорский  надзор нацелен:

74) способствовать выполнению органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; изобличению виновных; розыску лиц, без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;

75) содействовать  комплексному и активному осуществлению  оперативными подразделениями всего  объема оперативно-розыскных мероприятий,  разрешенных Законом об оперативно-розыскной  деятельности;

76) содействовать  надлежащему документированию результатов  оперативно-розыскной деятельности  и использованию их в процессе  доказывания по уголовным делам.

Задачи  прокурорского надзора  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

• охрана и защита прав и свобод личности;

• обеспечение  верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

• обеспечение  мер по раскрытию преступлений и  привлечению виновных к ответственности;

• предупреждение и пресечение нарушений со стороны  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность.

Правовую  основу прокурорского  надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, составляют: Закон о прокуратуре; ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; постановление Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне»; приказ Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением ФЗ „Об оперативно-розыскной деятельности“» и др. 

    36. Полномочия прокурора  по выявлению и  предупреждению нарушений  закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Пределы полномочий органов прокуратуры. Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов.

Исполнению подлежат только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору  за ОРД. Это означает, что неисполнение всех иных, хотя и законных, требований прокурора, но не связанных с предметом прокурорского надзора, не влечет для исполнителей ответственности.

Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные  мероприятия или участвовать  в их подготовке. Прокурор не вправе вмешиваться в принятие решений, имеющих оперативно-технический  характер (последовательность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применение тех или иных оперативно-технических  средств, определение круга участников и т.п.). Осуществляя прокурорский надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять ОРД. Прокурор не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих ОРД.

Полномочия  прокурора в ходе надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  ОРД: 80)проводит проверки исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность на основании информации о неисполнении органами, осуществляющими ОРД, требований закона, либо на основании жалоб граждан, а также в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности; 81) знакомится с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий. Отказ в предоставлении документов рассматривается как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности; виновные привлекаются к ответственности; 82) требует письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД, если они допустили нарушение закона; 83) дает письменные указания дознавателю о направлении расследования, в том числе об осуществлении по уголовным делам комплекса оперативно-розыскных мероприятий либо требует их прекращения; 84) отменяет незаконные или необоснованные постановления органа дознания (дознавателя) о возбуждении уголовного дела, вынесенного в соответствии с УПК РФ на основании оперативно-розыскных материалов; 85) направляет в суд жалобы, проверка которых относится исключительно к компетенции судей; 86) опротестовывает незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе о передаче результатов ОРД следователю (органу дознания, дознавателю, в суд); 87) опротестовывает противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих ОРД; 88) при обнаружении признаков преступления прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства сотрудниками оперативных подразделений и др. 
 

    37. Акты  прокурорского реагирования  в  сфере  надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, их структура, содержание.

    38.  Надзор прокурора за законностью задержания и содержания подозреваемого в совершении преступления.

    39. Прокурорский  надзор за исполнением требований  закона об обеспечении права подозреваемого и обвиняемого на защиту.

    40. Действия  и  решения  прокурора  по  делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, обвинительным актом.

    41.Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу как отрасли прокурорского надзора.

Сущность  прокурорского надзора. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Министерству юстиции РФ.

Согласно Закону о судебных приставах надзор за исполнением  законов при осуществлении судебными  приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные  ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре. Надзор за судебными приставами осуществляется с тем, чтобы служба судебных приставов, на которую возложено принудительное исполнение судебных актов и актов  других органов, осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы  физических и юридических лиц  и принимала решения, соответствующие  закону.

Задачи  прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставам,связаны с обеспечением: 116)законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ; 117) соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов; 118) соблюдения установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений и обеспечении установленного порядка деятельности судов; 119) соответствия законам решений судебных приставов.

Правовую  основу осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами составляют: Закон о прокуратуре РФ; ФЗ «О судебных приставах»; ФЗ «Об исполнительном производстве»; указание Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» и др. Предмет прокурорского надзора. Содержание предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами правомерно составляет: • надзор за исполнением законов судебными приставами; • надзор за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами; • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами включают Федеральную службу судебных приставов России и ее территориальные органы (система службы судебных приставов).

Функционально судебные приставы делятся на: 1) судебных приставов, обеспечивающих установленный  порядок деятельности судов; 2) судебных приставов-исполнителей, исполняющих  судебные акты и акты других органов.

Перечень объектов надзора является исчерпывающим. Дополняться, изменяться он может только путем  принятия соответствующих законов. Пределы прокурорского надзора. Прокурор полномочен осуществлять надзор только за исполнением законов, т.е. надзор за исполнением иных нормативных правовых актов судебными приставами не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий. 
 

42.  Прокурорский надзор на стадии исполнения приговора.

43. Полномочия   прокурора   по  осуществлению   надзора  за  исполнением законов  администрациями   органов  и   учреждений,  исполняющих  наказания  и  назначаемые  судом  меры  принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Компетенция и полномочия соответствующих прокуроров обусловлены функциональным разделением судебных приставов на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей и определяются правами и обязанностями судебных приставов.

Прокурор вправе:

120) лично, либо поручив вышестоящим подразделениям службы судебных приставов, проводить проверки исполнения законов судебными приставами соответствующих подразделений;

121) проверять законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности судов;

122) проверять соблюдение требований учета судебных решений, подлежащих принудительному исполнению;

123) проверять соблюдение установленных законом сроков вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (трое суток); направления копии постановления заинтересованным лицам (взыскателю, должнику) и в суд; совершения исполнительных действий (2 месяца); рассмотрения и разрешения обращения физических и юридических лиц;

124) проверять наличие фактов бездействия судебных приставов, когда закон предъявляет требования осуществления активных действий, в частности не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства; принятия мер в целях обеспечения исполнения исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ и т.д.) и розыска скрывшихся должников и их имущества; регистрации обращений (жалоб, заявлений) физических и юридических лиц;

125) рассматривать  жалобы на действия (или бездействие)  и решения судебного пристава  и вызвать должностное лицо  для дачи объяснений по существу  жалобы;

126) истребовать  для ознакомления материалы исполнительного  производства, если заявлена претензия  к его содержанию, а также иные  материалы, подтверждающие законность  и обоснованность деятельности  судебного пристава;

127) проверять  законность и обоснованность  составления протокола об административных  правонарушениях. 
 

    44. Особенности  прокурорского   надзора  за  законностью   исполнения наказаний в виде лишения свободы. 

    45. Надзор  за  законностью  освобождения  заключенных  из  мест  лишения свободы.

46. Поддержание  прокурором государственного обвинения  в суде.

    47. Процессуальное  положение прокурора, участвующего  в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции.

48. Подготовка  прокурора к участию в рассмотрении  судом уголовного дела.

    49. Организация  работы в прокуратуре по поддержанию  государственного  обвинения.

50. Участие прокурора  в предварительном  слушании уголовного  дела.

Прокурор  на предварительном  слушании. В случае назначения предварительного слушания прокурор должен принять в нем участие, хотя закон и допускает его проведение в отсутствие своевременно извещенных участников.

Если в предварительном  слушании решается вопрос об исключении доказательства по ходатайству стороны  защиты, то судья выясняет у прокурора, имеются ли у него возражения против данного ходатайства.

Бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты в обоснование ходатайства об исключении доказательства, полученного  с нарушением требования УПК РФ, возлагается на прокурора.

По ходатайству  прокурора в качестве свидетелей могут быть допрошены любые лица, которым что-либо известно об обстоятельствах  производства следственных действий или  изъятия и приобщения к уголовному делу документов. Прокурор может отказаться от обвинения на предварительном  слушании ввиду того, что доказательства по делу не подтверждают предъявленное  обвинение. Прокурор может изменить обвинение в сторону его смягчения  путем исключения из юридической  квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание, а также переквалификации деяния в соответствии со статьей  УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.

Информация о работе Шпаргалки по "Прокурскому надзору"