Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 01:17, шпаргалка
Содержание курса «Прокурорский надзор» можно условно разделить на две части: общую и особенную.В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно-правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, атакже рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.
Указания ГПр по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. ГПр устанавливает порядок и сроки проведения аттестации в отношении прокурорских работников, за исключением следователей. ГПр имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ. ГПр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению ГПр. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется ГПр.
Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ – первый заместитель – назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
19. Прокуратура субъекта Российской Федерации, ее структура.
Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генпрокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генпрокурору РФ и освобождаются им от должности без согласования с указанными выше органами государственной власти. В прокуратурах субъектов образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).
Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками прокуроров субъектов РФ.
В прокуратурах субъектов РФ устанавливаются должности старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов. В прокуратурах субъектов РФ образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя, заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.
Прокуроры
субъектов РФ: • руководят деятельностью
прокуратур городов и районов, иных приравненных
к ним прокуратур на основе законов, действующих
на территории РФ, и нормативных правовых
актов Генерального прокурора РФ; • издают
приказы, указания, распоряжения, обязательные
для исполнения подчиненными работниками
и др.
20. Организация работы в прокуратуре города (района).
Прокуратура района (города) – основное звено системы прокуратуры, низовое звено системы прокуратуры.
Прокуратуры городов
и районов возглавляют
Прокуратуры городов
и районов подчинены и
В указанных
прокуратурах устанавливаются должности
первого заместителя и
Отделы в прокуратурах городов и районов могут быть образованы по решению Генерального прокурора РФ.
Организационные основы деятельности прокуратур городов с районным делением. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных прокуратур и самостоятельны в решении полномочных вопросов.
Прокуратуры административных округов г. Москвы по своему правовому статусу приравниваются к прокуратурам городов с районным делением и в руководстве межрайонными прокуратурами наделяются теми же полномочиями.
Прокуроры городов с районным делением осуществляют надзор:
19) за исполнением
законов городскими органами
местного самоуправления, органами
контроля, их должностными лицами;
а также за соответствием
20) за соблюдением
прав и свобод человека и
гражданина городскими
21) за исполнением
законов городскими органами, осуществляющими
предварительное следствие,
22)за исполнением законов администрацией мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении городских органов внутренних дел.
Компетенция
прокуроров городов с районным делением:
• осуществляют уголовное преследование
в соответствии с полномочиями, установленными
процессуальным законодательством; •
принимают участие в рассмотрении уголовных
дел, направленных в суд городской прокуратурой,
а также других дел, исходя из их общественной
значимости; -участвуют в рассмотрении
судами дел по направленным городской
прокуратурой заявлениям и искам; • вносят
представления на незаконные судебные
постановления по делам, в рассмотрении
которых принимали участие; • разрешают
жалобы, заявления и иные обращения, содержащие
сведения о нарушении законов городскими
органами местного самоуправления, их
должностными лицами, а также жалобы на
решения и действия районных прокуроров;
•координируют деятельность городских
правоохранительных органов, а также взаимодействуют
с военными и иными специализированными
прокуратурами, дислоцирующимися на территории
города; • поддерживают деловые контакты
со средствами массовой информации.
21.
Распределение обязанностей
22. Планирование работы в органах прокуратуры.
23. Кадры органов прокуратуры. Требования, предъявляемые к прокурорским работникам.
24. Поощрение
и дисциплинарная
25. Прекращение
службы в органах и
26. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов раскрывается в Законе о прокуратуре, где определены органы, за исполнением законов которыми осуществляется надзор.
Рассматриваемая отрасль прокурорского надзора, несмотря на то что законодатель не содержит такой терминологии, традиционно определяется «общим надзором».
Осуществляя свои полномочия в данной сфере прокурорского надзора, прокуроры решают совместно с другими органами и организациями вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного развития. При этом прокуратура не подменяет иные государственные органы и проверку исполнения законов проводит на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Понятие общего надзора – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.
Задачи прокуроров при осуществлении общего надзора закреплены в законе о прокуратуре и ведомственных нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ:
• принятие мер по выявлению и устранению нарушений закона;
• установление причин и условий, способствующих нарушениям закона и принятие мер к их устранению;
• принятие мер по предупреждению нарушений закона;
• установление лиц, допустивших нарушения законов и принятие мер по привлечению к ответственности этих лиц.
Правовую
основу осуществления прокурорского
надзора за исполнением законов составляют:
Закон о прокуратуре; приказ Генерального
прокурора РФ «Об организации прокурорского
надзора за исполнением законов, соблюдением
прав и свобод человека и гражданина»;
указание Генерального прокурора РФ «О
применении предостережения о недопустимости
нарушения закона»; указание Генерального
прокурора РФ «Об организации прокурорского
надзора за соответствием федеральному
законодательству конституций и уставов
субъектов РФ в связи с принятием постановления
Конституционного суда РФ от 18.07.2003 г. №13-П»;
постановление Конституционного Суда
РФ от 11.04.2000 г. № 6-П и др.
27. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов.
Специфика данной сферы правовых отношений – существенная ограниченность возможностей по защите своих прав самими лицами, содержащимися в органах и учреждениях, исполняющих наказание, применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, лиц, задержанных и заключенных под стражу. Полномочия прокурора в данной отрасли надзора в отличие от иных направлений деятельности характеризуются императивно-распорядительными элементами.
При осуществлении прокурорского надзора данной отрасли прокурор вправе: 106) в любое время посещать поднадзорные органы и учреждения; 107) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; 108) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; 109) требовать от администраций создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; 110) проверять соответствие законодательству РФ издаваемых администрацией поднадзорных органов и учреждений актов (приказов, распоряжений, постановлений); 11 ^требовать объяснения от должностных лиц; 112)вносить протесты и представления; 113) возбуждать производства об административных правонарушениях; 114) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующихматериалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 115) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор обязан
немедленно освободить своим постановлением
каждого содержащегося без
Прокуроры проводят
проверки. Постановления
и требования прокурора
относительно исполнения установленных
законом порядка и условий содержания
задержанных, заключенных под стражу,
осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного
характера либо помещенных в судебно-психиатрические
учреждения, подлежат
обязательному исполнению
администрацией, а также органами, исполняющими
приговоры судов в отношении лиц, осужденных
к наказанию, не связанному с лишением
свободы.
28. Поводы
и основания для проведения
проверки при осуществлении
надзора за исполнением законов.
29. Протест прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов.
Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.
Содержание рассматриваемого
средства прокурорского реагирования
заключается в требовании прокурора
полностью или частично отменить
противоречащие (несоответствующие) закону
акты, приведения акта в соответствие
с действующим
Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.
Протест приносится в письменном виде.
Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания этого органа необходимо сообщить прокурору.
До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.
О результатах
рассмотрения протеста в письменной
форме незамедлительно