Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 01:17, шпаргалка
Содержание курса «Прокурорский надзор» можно условно разделить на две части: общую и особенную.В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно-правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, атакже рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.
1.Предмет и система курса «Прокурорский надзор». Связь этой дисциплины с другими юридическими дисциплинами.
Предмет курса составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.
Система курса – направление в изучении. Систему курса «Прокурорский надзор» как учебной дисциплины составляют основные изучаемые темы общей и особенной частей.
Содержание курса «Прокурорский надзор» можно условно разделить на две части: общую и особенную.В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно-правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, атакже рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.
Особенная
часть курса последовательно раскрывает
понятие, сущность, задачи и полномочия
прокуроров по выявлению, предупреждению
и устранению нарушений законов в основных
направлениях деятельности прокуратуры;
изучает разделы, посвященные: прокурорскому
надзору за соблюдением и исполнением
законов и законностью правовых актов;
прокурорскому надзору за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина; прокурорскому
надзору за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие; прокурорскому надзору за исполнением
законов судебными приставами; прокурорскому
надзору за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных
под стражу; участию прокурора в рассмотрении
дел судами общей юрисдикции и арбитражными
судами; координации прокуратурой деятельности
по борьбе с преступностью.
2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Правовая основа курса состоит из источников правового регулирования организации и деятельности прокуратуры, к числу которых относятся следующие.
Общепризнанные принципы и нормы права и международные договоры РФ: нормы договоров, конвенций, касающихся непосредственно прокуратуры, содержащие прямое указание на прокуратуру как на субъект соответствующих правоотношений, либо когда это вытекает из содержания норм и принципов международного права.
Конституция РФ 1993 г. закрепляет требование соблюдения законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями; устанавливает, что в ведении РФ находятся контроль за соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и прокуратура; определяет прокуратуру как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; содержит общие положения о назначении на должность прокуроров всех звеньев; указывает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. определяет понятие, систему и структуру прокуратуры, принципы и направления деятельности, полномочия прокуроров относительно конкретного направления деятельности и др. Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве, производстве об административных правонарушениях, уголовно-исполнительном производстве, а также при осуществлении иных видов деятельности (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, УИК РФ, Закон РФ «О милиции», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.
Недостаток
или отсутствие законодательного урегулирования
отдельных положений, касающихся организации
и деятельности прокуратуры, обусловливает
возможность до принятия соответствующего
закона осуществлять деятельность на
основании указов
Президента РФ, формирующих, конкретизирующих
механизм исполнения законов и соответствующих
Конституции РФ. Отдельные вопросы организации
и деятельности прокуратуры (материально-техническое,
социально-бытовое обеспечение) регулируются
постановлениями Правительства
РФ, которые принимаются на основании
и в соответствии с федеральным законодательством.
Генеральный прокурор РФ издает обязательные
для исполнения всеми работниками органов
и учреждений прокуратуры приказы,
указания, распоряжения,
положения и инструкции
Генерального прокурора
РФ, регулирующие вопросы организации
и деятельности прокуратуры, не нуждающиеся
в регламентировании на законодательном
уровне. Правовую основу организации и
деятельности прокуратуры составляют
постановления Конституционного
суда РФ по вопросам, связанным с содержанием
деятельности прокуратуры, поскольку
признание Конституционным судом РФ не
соответствующей Конституции РФ нормы
(ее части) Закона о прокуратуре влечет
правовые последствия в части, касающейся
содержания такой нормы, условий и порядка
ее применения – норма не может применяться,
а также оснований изменения (дополнения)
законодательства об организации и деятельности
прокуратуры.
3.
Федеральный закон «О
4. Значение приказов и указаний Генерального прокурора РФ для организации и деятельности прокуратуры.
5. История создания прокуратуры в России.
6. Цели и задачи прокуратуры.
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры; исследует основные понятия прокурорского надзора; изучает эффективность правовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных, возложенных на прокуратуру, функций.
Прокурорский надзор как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации и деятельности прокуратуры, изучается в высших и средних юридических заведениях, охватывает собой общую и особенную части курса.
Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством: а) обеспечение верховенства закона; б) обеспечение единства и укрепления законности; в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора носят более частный характер, характеризуются многообразием и непосредственно направлены на достижение целей прокуратуры. Задачи условно можно разделить на общие, специальные и частные. Общие задачи решаются в процессе осуществления прокуратурой всех направлений деятельности. Общей задачей прокурорского надзора является укрепление законности и охрана от посягательств: 1) прав и интересов граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности; 2) общественного и государственного строя РФ.
Содержание общей задачи определяет специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (функцией) прокуратуры. Содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений.
Частной
называется задача временного характера,
которую прокурор решает на данном этапе
реализации специальных задач, например:
истребование правовых актов для проверки
их соответствия закону; получение объяснений
по поводу конкретного нарушения закона
и т.д.
7. Функции прокуратуры, их понятие и виды.
8. Понятие и система отраслей прокурорского надзора.
9. Критерии, лежащие в основе деления прокурорского надзора на отрасли.
10. Участие прокурора в правотворческой деятельности.
11. Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве РФ общие руководящие исходные положения, определяющие построение прокурорского надзора, характерные черты и признаки деятельности органов и учреждений прокуратуры и основные требования, предъявляемые к ней.
Сущность принципов организации и деятельности прокуратуры заключается, во-первых, в определении системного построения органов и учреждений прокуратуры, а также отношений прокуратуры с другими органами, во-вторых, в определении наиболее существенных черт и требований и, в-третьих, в обязательности их для прокурорского работника независимо от занимаемой должности.
Система принципов организации и деятельности прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры можно разделить на общие и внутриорганизационные принципы.
Общие принципы закреплены в Конституции и Законе о прокуратуре. К ним относятся:
1)законность;
2) единство и централизация прокуратуры;
3) независимость;
4) гласность.
Наряду с общими
принципами действуют и внутриорганизацион
12. Содержание принципа единства и централизации органов прокуратуры.
Согласно ст.
129 Конституции РФ прокуратура –
это единая федеральная система
территориальных и
Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры.
Централизация
прокуратуры вызвана
Централизация системы прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ, возглавляющему систему прокуратуры.
Организация прокуратуры
на основе принципа централизации включает
и установленный порядок
При осуществлении своей деятельности прокурор любого звена может быть заменен другим прокурором, кроме случаев, специально отмеченных законодателем. В частности, председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ является Генеральный прокурор РФ, а ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению Совету Федерации Федерального Собрания РФ представляет Генеральный прокурор РФ лично на заседании палаты.
Реализация этого принципа находит проявление и в сочетании единого руководства с инициативой прокуроров на местах.
Содержание принципа централизации включает также ответственность вышестоящего прокурора за эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.
Принцип единства означает общность целей и задач осуществления надзора в стране, выражается в единстве форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению и пресечению правонарушений. Единство предполагает наделение прокуроров едиными полномочиями и правовыми средствами их осуществления в пределах установленной законом компетенции.
Принцип единства означает и то, что действующие на территории РФ территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему органов, организация и деятельность которых осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства.
Реализация принципа единства обусловлена единоличным разрешением прокурором вопросов и проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора, а также обязательным характером для нижестоящих прокуроров приказов и указаний вышестоящего прокурора, которые принимаются им лично.
Кроме единоличного разрешения вопросов, в системе прокуратуры предусмотрено и коллегиальное их обсуждение и решение. В этих целях в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах, а также в Следственном комитете при прокуратуре РФ созданы и действуют коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности.