Пробелы в праве и способы их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Различным категориям российских граждан регулярно приходится сталкиваться с нетипичными и крайне спорными, ситуациями. Запутанность и неопределенность, иными словами пробелы права нашей страны, на мой взгляд, одна из существенных проблем периода реформирования. Их наличие (пробелов) способствует возникновению не только мошенничества, но и целенаправленным экономическим преступлениям.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………….3
2. Понятие и виды пробелов в праве………………………………..5

2.1 Природа пробелов в праве………………………………………..5

2.2 Полное отсутствие необходимых нормативных актов……..…..8

2.3 Пробел, как неполнота действующего нормативного акта…….10
3. Способы устранения пробелов…………………………………….12

3.1 Аналогии закона и права..……………………………………….14

3.2 Обычаи делового оборота………………………………………..17
4. Механизмы устранения пробелов в праве с точки зрения зарубежной литературы…………………………….…….………..19

4.1 Процедуры доклада…………………………………………..……20

4.2 Обязательство судей постановлять самим………………………22
5. Заключение…………………………………………………………...23

7. Библиографический список…………….………………………….29
8. Список использованной литературы………………………….….30

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Примерно в тоже время появляются процедуры применения право по аналогии. То есть судьям предписывается обращаться со своими сомнениями не к Суверенному владетелю власти, а к «Руке и помощи закона». В данном случае говорится о явно различных процедурах обращения.

После появления в IVIII веке доктрины о разделении властей, необходимость разделения законодательной и исполнительной власти была обоснована Монтескье. Что же по отношению к ликвидации пробелов в праве в данной доктрине нас занимает? Естественно, доктрина разделения властей неисправимо ведет к уменьшению роли судей. Так, под влиянием данной концепции была проявлена склонность к разработке и изданию абсолютно точных текстов законов, оставляющих мало свободы судьям, и отдающих приоритетное право устранения пробелов законодателю, даже мелком несоответствии правовых норм каждому конкретному случаю. Так, судьям было запрещено самим толковать право в случае неясности и пробельности закона, но им предписывалось обращаться к Законодательному корпусу во всех случаях, которые они сочтут необходимым, заново переписать закон. Однако, такая формулировка скорее уполномочивала, чем обязывала судей обращаться к законодательной власти, для того, чтобы получить точную и право облеченную формулировку закона. 
Затем, была введена новая процедура, если судебный процесс дважды не приводил к однозначному решению, судам последней инстанции предписывалось обращаться к законодателю с просьбой дать уточнения. Если процедура общего обращения вскоре исчезла, специальная, в случае конфликта судебных решений, просуществовала намного дольше.

4.2.Обязательство  судей постановлять самим.1

В противоположность  описанным ранее двум путям, существует другая возможность – облечения  судей властью постановлять самим  в случае молчания или неясности  закона и, тем самым, решать самим  сложности, связанные с конкретным случаем. Присутствие в правовой системе положения, которая обязывает судей проявлять инициативу в устранении пробелов в праве, и дающие им компетенцию на это, оказывает глубокое влияние на всю систему права в целом. Такое положение дел имеет целью придать правовой системе, частью которой оно является, законченный характер и непротиворечивый характер. Похожая норма права кладет в основу системы постулат, который соотносится с двумя следующими характеристиками: принцип разумности и непротиворечивости, а также ситуационности. В таком случае, если законодатель не соблаговолил устранять неточности, двусмысленности текстуального содержания нормы, судья имеет право решать сам устранения пробелы путем толкования. А, в случае, если законодатель упустил определенную жизненную ситуацию из сферы правового регулирования, то судья обязан сам, исходя из общей политики законодательства, решить сам. Такая правовая система является законченной, если не в данный момент, то после вмешательства судьи и столкновения с общественными отношениями, не попавшими в серу правового регулирования.

Среди норм, которые  предоставляют судье право решать самому, можно выделить ограничивающие эту его возможность и устанавливающие  правила для данных исключительных случаев, но каждая правовая система по-разному определят эти методологические нормы.

5.Заключение.

В данной курсовой работе я постаралась разобраться с  категорией пробелов в праве, возможными путями восполнения пробелов, доказать жизненность темы работы и привести несколько примеров недостатков права из моей практики, вынесенных в приложение.

И в заключение приведу  ряд проблем богатой зарубежной теории устранения пробелов, замешанных на использовании формальной логики: 
1. Воззвание к основополагающей парадигме и основным принципам права с точки зрения его логической структуре скорее соответствует метафизической системе. В то время, как высокоразвитые нормативные системы достаточно редко сформулированы абсолютно четко, эта процедура абсолютно не ясна, глубоко спорна, и влечет за собой сложности обеспечения юридической безопасности личности. А в том, что касается юридической и правой системы страны в целом, этот метод автоматически вызывает масштабное расширение нормативной базы. 
2. Методологическая норма, которая обязывает судью принимать решение, которое принял бы законодатель, исходя из понятий добрые нравы, обычай, деловой оборот и т.д., также достаточно широко определяет возможности судьи, и, тем самым, имеет ряд проблем в своем существовании. По этому принципу построено, например, Швейцарские законодательство. 
3. Использование метода схожести (аналогии) или от обратного носит более точный характер. Однако, и эти способы устранения пробелов страдают от неточности норм права. Так, в том, что касается аналогии, это заключается, прежде всего, в том, что при принятии решения скорее выводы делаются обратные: под то, что хотят получить в качестве решения, ищут схожие нормы в законодательстве. А решение - от обратного, содержит трудности, что принимающий решение склонен пренебрегать отношениями между гипотезой и санкцией нормы.

Но это, все их «западные» изыски, очень далекие от тяжелых  отечественных будней. Российских законодателей, на мой взгляд, ожидает как всегда свой особый путь устранения недостатков  в праве, противоречивости правовых норм, их взаимоисключаемость, ликвидация нежизненных устаревших норм.

На мой взгляд, в нашей российской практике возможны следующие способы разрешения проблемных ситуаций, с точки зрения правоприменительных  органов, в гражданском праве. 
1. Соотношение пробелов в праве с необходимостью прогрессивного экономического развития и реформирования хозяйственных отношений страны. 
2. Соотношение с общими принципами построения правовой системы России, конституционными нормами. 
3. Соотношение пробелов в праве с нормами общественной морали, понятиями добрых нравов, добросовестности, разумности, справедливости. 
4. Принятие к сведению обычаев делового оборота и арбитражной практики.

6. Приложение.

Закон Российской Федерации "О несостоятельности и банкротстве предприятий" был принят Верховным Советом Российской Федерации и введен в действие с 1 марта 1993 года. 
Остановимся на существующих недостатках этого закона.1

Во-первых, российский закон предоставил возможность  применения 
"прокредиторской" и "продолжниковской“ системы и этим ограничился, не утруждая себя детальным регулированием механизма их реализации. В частности, порядок рассмотрения дела по заявлению должника ничем не отличается от порядка рассмотрения такого же дела по заявлению кредитора, впрочем, так же, как и все процедуры банкротства, применяемые к должнику. 2

Во-вторых, само понятие  и признаки банкротства, которыми оперировал прежний закон, не отвечают современным  представлениям об имущественном обороте  и требованиям, предъявляемым к  его участникам. Как известно, согласно указанному закону, под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника .3

В-третьих, представляется принципиально неправильным абсолютно  одинаковый, одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства, как это имело место в ранее действовавшем законодательстве. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным 
(зачастую градообразующим) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским 
(фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми были признаки банкротства таких должников, применяемые к ним процедуры и т.п., хотя было совершенно ясно, насколько различными будут последствия их применения.1

В-четвертых, при регулировании  порядка применения процедур банкротства  прежний закон совершенно не учитывал многообразие ситуаций, в которых  могут оказаться должник и его кредиторы. К примеру, арбитражным судам зачастую приходилось сталкиваться со случаями, когда руководитель организации должника отсутствует и место его нахождения установить невозможно, когда должник не располагал имуществом, необходимым даже для покрытия судебных издержек и т.п.

Во всех подобных случаях арбитражный суд должен был, как предписывал закон, объявить должника банкротом, открыть конкурсное производство и для его осуществления  назначить конкурсного управляющего. Естественно, ни один из кредиторов не соглашался перечислить на депозитный счет арбитражного суда денежную сумму, необходимую для выплаты конкурсному управляющему вознаграждения (хотя бы в порядке аванса). Решения арбитражного суда о банкротстве таких должников в принципе было невозможно реализовать, поэтому суды хранили такие дела в сейфах, а должники, признанные банкротами, продолжали числиться в реестре юридических лиц. 1

Пробельность Закона о банкротстве 1993 года послужила  причиной принятия многочисленных подзаконных актов. Достаточно сказать, что к моменту принятия нового закона в области несостоятельности (банкротства) действовало уже свыше 30 указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов.

Библиографический список: 
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. 
2. Закон РФ "О несостоятельности и банкротстве предприятий" от 01.03.1993 года. 
3. Уголовный кодекс РФ от 01 января 1997 г. 
4. Гражданский кодекс РФ ч.1,1994 г. и ч.2, 1995 г. 
5. С.С. Алексеев. «Государство и право», Москва, 1993 г. 
6. Логинов А. Л. «Нетипичные ситуации в правоприменительном процессе и их разрешение», М. 1994, автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 
7. Лазарев А.Е. «Пробелы в праве», Москва, 1974 г. с. 43-46,с. 73. 
8. И.Б.Новицкий. «Римское право», Москва, 1997 г. 
9. Теория государства и права. /Под редакцией Н.И.Матузова и А.В.Малько

Москва, 1997 г. 
10.Теория государства и права. /Под редакцией Л.И.Спиридонова, 
Москва, 1998 г.

11. Минто В., «Дедуктивная и индуктивная логика», Екатеринбург, 1997, с.

360

 
12. Журнал «Правоведение» № 4, 1997 г., статья «Пробелы в праве»  автор

Я.М.Магазинер

 
13. Энциклопедия государства и  права/Под ред. П. Стучки. Т.1,М, 1925 г. стб.113

 
14. Г.Лобанов. «Поговорим об аналогиях», монография, 2001 г.

Список использованной литературы: 
1. Закон РФ "О несостоятельности и банкротстве предприятий" от

01.03.1993 года. 
2. Уголовный кодекс РФ от 01 января 1997 г. 
3. Гражданский кодекс РФ ч.1,1994 г. и ч.2, 1995 г. 
4. С.С. Алексеев Государство и право. Москва, 1993 г. 
5. Лазарев А.Е. «Пробелы в праве», М. 1974 г. с. 43-46,с.73.

6. Г.Лобанов. «Поговорим  об аналогиях», монография, 2001 г.

7. Теория государства  и права. /Под редакцией Н.И.Матузова  и В.Малько

М. 1997 г.

8. Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика. Екатеринбург, 1997, с. 360

9. И.Б.Новицкий. «Римское  право», М. 1997 г. 
10. Теория государства и права. /Под редакцией Л.И.Спиридонова, М. 1998 г. 
11. Журнал «Правоведение» № 4, 1997 г., статья «Пробелы в праве»

Я.М.Магазинер

1 С.С. Алексеев. «Государство  и право», Москва, 1993 г.

1. Лазарев А.Е. «Пробелы  в праве», М. 1974 г. с.43-46. 
2 Логинов А. Л. «Нетипичные ситуации в правоприменительном процессе и их разрешение», М. 1994, автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

1 .«Теория государства  и права», под редакцией Спиридонова  Л.И., М,1998 г. 
2 Журнал «Правоведение» № 4, 1997 г., статья «Пробелы в праве» автор 
Я.М.Магазинер

1 Теория государства  и права. /Под редакцией Н.И.Матузова  и А.В.Малько 
Москва, 1997 г. 
1 «Теория государства и права»,/ под редакцией Спиридонова Л.И., М,1998 г. 
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.1,ч.2) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г.) Статья 6. Применение гражданского законодательства по аналогии

1. В случаях, когда  предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 2 настоящего 
Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности  использования аналогии закона  права и обязанности сторон  определяются исходя из общих  начал и смысла гражданского  законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

1 Энциклопедия государства  и права/Под ред. П. Стучки. Т.1,М, 1925 г.стб.113 
1 Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика. Екатеринбург, 1997, с. 360 
1 Гражданский кодекс РФ,ч.1, ст.5 
1 И.Б.Новицкий «Римское право”,М 1997 г

1 И.Б.Новицкий «Римское  право”,М 1997 г

1 Закон Р Ф "О  несостоятельности и банкротстве  предприятий" от 1 марта 1993 года 
2 Закон Р Ф "О несостоятельности и банкротстве предприятий" от 1 марта 1993 года,13,с 81 
3 Закон Р Ф "О несостоятельности и банкротстве предприятий" от 1 марта 1993 года, с 1 
1 Закон Российской Федерации "О несостоятельности и банкротстве предприятий" от 1 марта 1993 года ,13, с.82 
1 Закон Российской Федерации "О несостоятельности и банкротстве предприятий" от 1 марта 1993 года 1993 года, 13с.82

Информация о работе Пробелы в праве и способы их устранения