Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:09, курсовая работа
Различным категориям российских граждан регулярно приходится сталкиваться с нетипичными и крайне спорными, ситуациями. Запутанность и неопределенность, иными словами пробелы права нашей страны, на мой взгляд, одна из существенных проблем периода реформирования. Их наличие (пробелов) способствует возникновению не только мошенничества, но и целенаправленным экономическим преступлениям.
1. Введение……………………………………………………………….3
2. Понятие и виды пробелов в праве………………………………..5
2.1 Природа пробелов в праве………………………………………..5
2.2 Полное отсутствие необходимых нормативных актов……..…..8
2.3 Пробел, как неполнота действующего нормативного акта…….10
3. Способы устранения пробелов…………………………………….12
3.1 Аналогии закона и права..……………………………………….14
3.2 Обычаи делового оборота………………………………………..17
4. Механизмы устранения пробелов в праве с точки зрения зарубежной литературы…………………………….…….………..19
4.1 Процедуры доклада…………………………………………..……20
4.2 Обязательство судей постановлять самим………………………22
5. Заключение…………………………………………………………...23
7. Библиографический список…………….………………………….29
8. Список использованной литературы………………………….….30
Примерно в тоже время появляются процедуры применения право по аналогии. То есть судьям предписывается обращаться со своими сомнениями не к Суверенному владетелю власти, а к «Руке и помощи закона». В данном случае говорится о явно различных процедурах обращения.
После появления в
IVIII веке доктрины о разделении властей,
необходимость разделения законодательной
и исполнительной власти была обоснована
Монтескье. Что же по отношению к ликвидации
пробелов в праве в данной доктрине нас
занимает? Естественно, доктрина разделения
властей неисправимо ведет к уменьшению
роли судей. Так, под влиянием данной концепции
была проявлена склонность к разработке
и изданию абсолютно точных текстов законов,
оставляющих мало свободы судьям, и отдающих
приоритетное право устранения пробелов
законодателю, даже мелком несоответствии
правовых норм каждому конкретному случаю.
Так, судьям было запрещено самим толковать
право в случае неясности и пробельности
закона, но им предписывалось обращаться
к Законодательному корпусу во всех случаях,
которые они сочтут необходимым, заново
переписать закон. Однако, такая формулировка
скорее уполномочивала, чем обязывала
судей обращаться к законодательной власти,
для того, чтобы получить точную и право
облеченную формулировку закона.
Затем, была введена новая процедура, если
судебный процесс дважды не приводил к
однозначному решению, судам последней
инстанции предписывалось обращаться
к законодателю с просьбой дать уточнения.
Если процедура общего обращения вскоре
исчезла, специальная, в случае конфликта
судебных решений, просуществовала намного
дольше.
4.2.Обязательство судей постановлять самим.1
В противоположность описанным ранее двум путям, существует другая возможность – облечения судей властью постановлять самим в случае молчания или неясности закона и, тем самым, решать самим сложности, связанные с конкретным случаем. Присутствие в правовой системе положения, которая обязывает судей проявлять инициативу в устранении пробелов в праве, и дающие им компетенцию на это, оказывает глубокое влияние на всю систему права в целом. Такое положение дел имеет целью придать правовой системе, частью которой оно является, законченный характер и непротиворечивый характер. Похожая норма права кладет в основу системы постулат, который соотносится с двумя следующими характеристиками: принцип разумности и непротиворечивости, а также ситуационности. В таком случае, если законодатель не соблаговолил устранять неточности, двусмысленности текстуального содержания нормы, судья имеет право решать сам устранения пробелы путем толкования. А, в случае, если законодатель упустил определенную жизненную ситуацию из сферы правового регулирования, то судья обязан сам, исходя из общей политики законодательства, решить сам. Такая правовая система является законченной, если не в данный момент, то после вмешательства судьи и столкновения с общественными отношениями, не попавшими в серу правового регулирования.
Среди норм, которые
предоставляют судье право
5.Заключение.
В данной курсовой работе я постаралась разобраться с категорией пробелов в праве, возможными путями восполнения пробелов, доказать жизненность темы работы и привести несколько примеров недостатков права из моей практики, вынесенных в приложение.
И в заключение приведу
ряд проблем богатой зарубежной
теории устранения пробелов, замешанных
на использовании формальной логики:
1. Воззвание к основополагающей парадигме
и основным принципам права с точки зрения
его логической структуре скорее соответствует
метафизической системе. В то время, как
высокоразвитые нормативные системы достаточно
редко сформулированы абсолютно четко,
эта процедура абсолютно не ясна, глубоко
спорна, и влечет за собой сложности обеспечения
юридической безопасности личности. А
в том, что касается юридической и правой
системы страны в целом, этот метод автоматически
вызывает масштабное расширение нормативной
базы.
2. Методологическая норма, которая обязывает
судью принимать решение, которое принял
бы законодатель, исходя из понятий добрые
нравы, обычай, деловой оборот и т.д., также
достаточно широко определяет возможности
судьи, и, тем самым, имеет ряд проблем
в своем существовании. По этому принципу
построено, например, Швейцарские законодательство.
3. Использование метода схожести (аналогии)
или от обратного носит более точный характер.
Однако, и эти способы устранения пробелов
страдают от неточности норм права. Так,
в том, что касается аналогии, это заключается,
прежде всего, в том, что при принятии решения
скорее выводы делаются обратные: под
то, что хотят получить в качестве решения,
ищут схожие нормы в законодательстве.
А решение - от обратного, содержит трудности,
что принимающий решение склонен пренебрегать
отношениями между гипотезой и санкцией
нормы.
Но это, все их «западные» изыски, очень далекие от тяжелых отечественных будней. Российских законодателей, на мой взгляд, ожидает как всегда свой особый путь устранения недостатков в праве, противоречивости правовых норм, их взаимоисключаемость, ликвидация нежизненных устаревших норм.
На мой взгляд,
в нашей российской практике возможны
следующие способы разрешения проблемных
ситуаций, с точки зрения правоприменительных
органов, в гражданском праве.
1. Соотношение пробелов в праве с необходимостью
прогрессивного экономического развития
и реформирования хозяйственных отношений
страны.
2. Соотношение с общими принципами построения
правовой системы России, конституционными
нормами.
3. Соотношение пробелов в праве с нормами
общественной морали, понятиями добрых
нравов, добросовестности, разумности,
справедливости.
4. Принятие к сведению обычаев делового
оборота и арбитражной практики.
6. Приложение.
Закон Российской Федерации
"О несостоятельности и
Остановимся на существующих недостатках
этого закона.1
Во-первых, российский
закон предоставил возможность
применения
"прокредиторской" и "продолжниковской“
системы и этим ограничился, не утруждая
себя детальным регулированием механизма
их реализации. В частности, порядок рассмотрения
дела по заявлению должника ничем не отличается
от порядка рассмотрения такого же дела
по заявлению кредитора, впрочем, так же,
как и все процедуры банкротства, применяемые
к должнику. 2
Во-вторых, само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал прежний закон, не отвечают современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Как известно, согласно указанному закону, под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника .3
В-третьих, представляется
принципиально неправильным абсолютно
одинаковый, одномерный подход ко всем
категориям должников при применении
к ним процедур банкротства, как это имело
место в ранее действовавшем законодательстве.
Закон не делал никаких различий между
юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем;
между крупным
(зачастую градообразующим) предприятием
и посреднической организацией, не обладавшей
собственным имуществом; торговым предприятием
и крестьянским
(фермерским) хозяйством; промышленным
предприятием и кредитной организацией.
Одинаковыми были признаки банкротства
таких должников, применяемые к ним процедуры
и т.п., хотя было совершенно ясно, насколько
различными будут последствия их применения.1
В-четвертых, при регулировании порядка применения процедур банкротства прежний закон совершенно не учитывал многообразие ситуаций, в которых могут оказаться должник и его кредиторы. К примеру, арбитражным судам зачастую приходилось сталкиваться со случаями, когда руководитель организации должника отсутствует и место его нахождения установить невозможно, когда должник не располагал имуществом, необходимым даже для покрытия судебных издержек и т.п.
Во всех подобных
случаях арбитражный суд должен
был, как предписывал закон, объявить
должника банкротом, открыть конкурсное
производство и для его осуществления
назначить конкурсного
Пробельность Закона о банкротстве 1993 года послужила причиной принятия многочисленных подзаконных актов. Достаточно сказать, что к моменту принятия нового закона в области несостоятельности (банкротства) действовало уже свыше 30 указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов.
Библиографический список:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Закон РФ "О несостоятельности и банкротстве
предприятий" от 01.03.1993 года.
3. Уголовный кодекс РФ от 01 января 1997 г.
4. Гражданский кодекс РФ ч.1,1994 г. и ч.2, 1995
г.
5. С.С. Алексеев. «Государство и право»,
Москва, 1993 г.
6. Логинов А. Л. «Нетипичные ситуации в
правоприменительном процессе и их разрешение»,
М. 1994, автореферат на соискание ученой
степени кандидата юридических наук.
7. Лазарев А.Е. «Пробелы в праве», Москва,
1974 г. с. 43-46,с. 73.
8. И.Б.Новицкий. «Римское право», Москва,
1997 г.
9. Теория государства и права. /Под редакцией
Н.И.Матузова и А.В.Малько
Москва, 1997 г.
10.Теория государства и права. /Под редакцией
Л.И.Спиридонова,
Москва, 1998 г.
11. Минто В., «Дедуктивная и индуктивная логика», Екатеринбург, 1997, с.
360
12. Журнал «Правоведение» № 4,
1997 г., статья «Пробелы в праве»
автор
Я.М.Магазинер
13. Энциклопедия государства и
права/Под ред. П. Стучки. Т.1,М,
1925 г. стб.113
14. Г.Лобанов. «Поговорим об аналогиях»,
монография, 2001 г.
Список использованной
литературы:
1. Закон РФ "О несостоятельности и банкротстве
предприятий" от
01.03.1993 года.
2. Уголовный кодекс РФ от 01 января 1997 г.
3. Гражданский кодекс РФ ч.1,1994 г. и ч.2, 1995
г.
4. С.С. Алексеев Государство и право. Москва,
1993 г.
5. Лазарев А.Е. «Пробелы в праве», М. 1974
г. с. 43-46,с.73.
6. Г.Лобанов. «Поговорим об аналогиях», монография, 2001 г.
7. Теория государства и права. /Под редакцией Н.И.Матузова и В.Малько
М. 1997 г.
8. Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика. Екатеринбург, 1997, с. 360
9. И.Б.Новицкий. «Римское
право», М. 1997 г.
10. Теория государства и права. /Под редакцией
Л.И.Спиридонова, М. 1998 г.
11. Журнал «Правоведение» № 4, 1997 г., статья
«Пробелы в праве»
Я.М.Магазинер
1 С.С. Алексеев. «Государство и право», Москва, 1993 г.
1. Лазарев А.Е. «Пробелы
в праве», М. 1974 г. с.43-46.
2 Логинов А. Л. «Нетипичные ситуации в
правоприменительном процессе и их разрешение»,
М. 1994, автореферат на соискание ученой
степени кандидата юридических наук.
1 .«Теория государства
и права», под редакцией Спиридонова
Л.И., М,1998 г.
2 Журнал «Правоведение» № 4, 1997 г., статья
«Пробелы в праве» автор
Я.М.Магазинер
1 Теория государства
и права. /Под редакцией Н.И.Матузова
и А.В.Малько
Москва, 1997 г.
1 «Теория государства и права»,/ под редакцией
Спиридонова Л.И., М,1998 г.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации
(ч.1,ч.2) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа
1996 г., 24 октября 1997 г.) Статья 6. Применение
гражданского законодательства по аналогии
1. В случаях, когда
предусмотренные пунктами 1 и 2 ст.
2 настоящего
Кодекса отношения прямо не урегулированы
законодательством или соглашением сторон
и отсутствует применимый к ним обычай
делового оборота, к таким отношениям,
если это не противоречит их существу,
применяется гражданское законодательство,
регулирующее сходные отношения (аналогия
закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
1 Энциклопедия государства
и права/Под ред. П. Стучки. Т.1,М,
1925 г.стб.113
1 Минто В., Дедуктивная и индуктивная логика.
Екатеринбург, 1997, с. 360
1 Гражданский кодекс РФ,ч.1, ст.5
1 И.Б.Новицкий «Римское право”,М 1997 г
1 И.Б.Новицкий «Римское право”,М 1997 г
1 Закон Р Ф "О
несостоятельности и
2 Закон Р Ф "О несостоятельности и банкротстве
предприятий" от 1 марта 1993 года,13,с 81
3 Закон Р Ф "О несостоятельности и банкротстве
предприятий" от 1 марта 1993 года, с 1
1 Закон Российской Федерации "О несостоятельности
и банкротстве предприятий" от 1 марта
1993 года ,13, с.82
1 Закон Российской Федерации "О несостоятельности
и банкротстве предприятий" от 1 марта
1993 года 1993 года, 13с.82