Принципы работы прокуратуры РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Главная задача прокуратуры – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..2
1. Принципы единства и централизма прокуратуры…………………...3
2. Принцип независимости………………………………………………5
3. Принцип гласности……………………………………………………10
4. Принцип законности………………………………………………..…12
5. Внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры…………………………………………………………………..…15
Заключение………………………………………………………..………18
Список использованных источников……………………………………19

Файлы: 1 файл

принципы организации и деятельности прокуратуры рф.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Кроме того, реализация названного принципа прокурорского  надзора закреплена в п.7 ст.12 Закона о прокуратуре. Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.

Нормативное ограничение  принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 говорится о законодательстве РФ, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен в ст.5 Закона РФ т 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Существуют различные виды служебной тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.п.). Специально охраняемой законом является коммерческая тайна и ее различные разновидности: банковская (ст. 857 ГК РФ), тайна страхования (ст. 946 ГК РФ) и др.

 

4. Принцип  законности

Принцип законности является важнейшим общеправовым началом деятельности всех субъектов правоприменения. Этот принцип – необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Его соблюдение служит верным показателем развития процесса построения правового государства. Особое значение соблюдение законности имеет для деятельности государственного аппарата, органов власти всех уровней, органов местного самоуправления. Для прокуратуры принцип законности выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку она направляется на обеспечение исполнения законов. Это главная цель прокуратуры — обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.

Вместе с  тем следует учитывать, что законность характеризуется рядом составляющих компонентов. В их числе: наличие  в стране развитой системы законодательства, адекватного потребностям регулирования общественных отношений; наличие необходимой государственно-правовой инфраструктуры, государственных институтов, наделенных всеми необходимыми функциями и полномочиями по обеспечению соблюдения законов; осведомленность граждан и должностных лиц о действующем законодательстве и стремление следовать его нормам; своевременное установление преступлений и иных правонарушений, принятие мер к наказанию виновных, устранению причин и условий, способствовавших их совершению.[11]

Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что эта деятельность направляется на неуклонное соблюдение законов и  иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иными субъектами правоприменения; на соответствие законов и иных нормативных актов объективным потребностям регулирования общественных отношений. Последнее требование обеспечения законности для прокуратуры несколько осложнено, поскольку по Конституции РФ Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы. Такими возможностями обладают ряд прокуроров субъектов Федерации в соответствии с их конституциями или уставами (основными законами) в соответствующем законодательном (представительном) органе.

В целом прокурорская система реализует эту задачу в соответствии с полномочиями по участию в правотворческой деятельности. Это означает, что прокурор при  установлении в ходе осуществления  своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.[12]

Законность  в деятельности прокуратуры означает и ее направленность на обеспечение  верховенства закона и иерархичности  права, соблюдение установленных конституцией и законом прав и свобод граждан, установленного порядка поддержания законности в деятельности правоохранительных органов.

Принцип законности проявляется и в том, что различные  аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном  порядке наиболее полным и точным образом. Для прокуратуры соблюдение этой стороны данного принципа приобретает особый характер, если учесть, что ее основной функцией является надзор за исполнением законов.

Принцип законности применительно к деятельности самой  прокуратуры означает также, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должно быть основано на законе и выполняться в тех формах, которые закон предусматривает. Только такой подход, базирующийся на высоких профессиональных и моральных качествах исполнителей, может гарантировать успешную деятельность прокуратуры на всех порученных ей участках.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Внутриорганизационные  принципы деятельности органов  прокуратуры

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы. Распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с этими принципами.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам.[14]

В прокуратурах субъектов Федерации в состав зоны в зависимости от объема работы включаются прокуратуры одного или нескольких районов и городов. Прокурор отдела, за которым закреплена соответствующая зона, в пределах компетенции прокурора области и применительно к определенной отрасли надзора контролирует исполнение законов, приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации, изучает в этих целях состояние законности в регионе и организацию работы органов прокуратуры. Для этого он систематически знакомится со статистикой, планами работы, докладами, обобщениями, обзорами и т.д. На основе анализа он вносит предложения о направлении городским и районным прокурорам указаний об устранении недостатков и о совершенствовании работы, участвует в проведении проверок работы прокуратур, входящих в зону, и оказывает практическую помощь, изучает положительный опыт и предлагает его для распространения, контролирует выполнение данных им указаний; принимает участие в работе по повышению квалификации прокуроров и следователей районных либо городских прокуратур, дает им индивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональными прокурорами других подразделений данной прокуратуры.

 

Для того чтобы  быть постоянно в курсе дел  «своей» зоны, прокурор по каждой городской  или районной прокуратуре регулярно  ведет соответствующее производство, в котором сосредоточиваются документы, полученные от нижестоящих прокуроров, и копии адресованных им документов. Здесь должно соблюдаться общее правило: все документы, касающиеся данной прокуратуры по профилю работы структурного подразделения, сосредоточиваются в одном наряде.

Зональные прокуроры  ведут и так называемые рабочие  производства, в которых сосредоточиваются  находящиеся на исполнении документы, а также отмечаются ошибки, допущенные каждым прокурором и следователем его  зоны, сосредоточиваются данные о положительном опыте работы. Такая постоянно накапливаемая информация позволяет выяснить типичные недостатки и их причины, обобщить передовую практику. А это в свою очередь дает возможность разработать обоснованные мероприятия по оказанию конкретной помощи каждому нижестоящему прокурору, по устранению недостатков, распространить положительный опыт, учить на нем всех прокуроров и следователей.

Зональный принцип  организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений граждан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обширной и всегда свежей информацией о состоянии законности в регионе, организации работы в прокуратуре своей зоны. Это позволяет осуществлять квалифицированное руководство нижестоящими органами.

 

Наряду с  зональным в органах прокуратуры  применяется и предметный принцип. Термин «предметный принцип» происходит по существу от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура.[15]

Предметный  принцип предполагает выделение  определенной задачи (или комплекса  взаимосвязанных задач), реализация которой от начала постановки до получения  конечного результата достигается путем привлечения к работе группы представителей различных звеньев органов прокуратуры. Это придает аппарату прокуратуры большую «гибкость», маневренность, предоставляет возможность направлять все усилия на решение приоритетных задач. Применение этого принципа предполагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов, а также  взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, таких так территориальные, военные прокуроры, прокуроры специализированных прокуратур (транспортные прокуратуры, природоохранные, прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и др.).

В органах прокуратуры  применяется предметно-зональный  принцип организации работы, когда за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные «предметы ведения». Такой подход способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений.

 

Заключение

Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ являются важнейшими исходными положениями, на которых базируется все законодательство, регламентирующее прокурорский надзор, с целью определения полномочий, характера правовых средств и методов надзора за исполнением закона.

Принципы единства и централизации заключаются  в том, что все органы прокуратуры  составляют единую систему на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принцип независимости  декларирует наличие собственной  компетенции органов прокуратуры, в осуществление которой недопустимо  вмешательство, воздействии в какой-либо форме других государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации и др.

Принцип гласности  обязывает прокуратуру действовать  гласно в той мере, в какой это  не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой тайне.

Важно отметить, что все рассмотренные в работе принципы организации и деятельности органов прокуратуры взаимосвязаны  и должны рассматриваться в их единстве.

 

 

 

Список  использованных источников литературы

Законы  и иные нормативные акты:

1.         Конституция Российской Федерации.  Государственный гимн Российской  Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2003.– 48 с. – (Российское федеральное законодательство).

2.         Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст.2954.

3.         Федеральный закон от 8 декабря  2003 г. № 162-ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в Уголовный  кодекс Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – 16 декабря. – № 252.

4.         Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной  защите судей, должностных лиц  правоохранительных и контролирующих  органов» // Собрание законодательства  Российской Федерации. – 1995. –  № 17. – ст. 1455.

5.         Федеральный закон от 17.01.1992 №  2202-1 «О прокуратуре Российской  Федерации» // Российская газета. –  1995. – 25 ноября. – № 229.

6.         Федеральный закон от 05.06.2007 №  87-ФЗ «О внесении изменений  в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 08 июня. – № 122.

7.         Федеральный закон от 24 июля 2007 г.  № 214-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 1 августа. – № 165.

 

Учебники  и учебные пособия:

8.         Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные  органы Российской Федерации:  Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2010. – 448 с. – (Российское юридическое образование).

9.         Савюк Л.К. Правоохранительные  органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2009. – 671 с.

10.       Прокурорский надзор в Российской  Федерации: Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2010. – 336 с.

11.       Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов /Авт. кол. : Ю. В. Кореневский, Л. А. Прокудина,  В. П. Рябцев и др.; Под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Норма - Инфра-М, 2011. – 384 с.

 

Статьи  и научные публикации:

[1]  Буянский  С.Г. Правовые основы функционирования  прокуратуры как органа контрольной  власти.// Закон. – 2005. – № 5. С.106

 [2] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.234

[3] п.1 ст. 17 Федерального  закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред.  от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской  Федерации»

[4] Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.235

[5] п. 3 ст. 11 Федерального  закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред.  от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской  Федерации»

[6] Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.530

[7] Савюк Л.К.  Правоохранительные органы: Учебник.  – М.: Юристъ, 2006.С.532

[8] Савюк Л.К.  Правоохранительные органы: Учебник.  – М.: Юристъ, 2006.С.531

 [9] Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.С.532

 [10] Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ; Юрайт, 2000. С.23

[11] Прокурорский  надзор в Российской Федерации:  Учебник. – М.: Изд-во МНЭПУ;  Юрайт, 2000. С.21

[12] ст.9 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 24.07.2007) «О прокуратуре Российской Федерации»

[13] Дмитриев  Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные  органы Российской Федерации:  Учебник.-  2-е изд., перераб.и доп.  – М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.239

[14] Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов /Авт. кол. : Ю. В. Кореневский, Л. А. Прокудина, В. П. Рябцев и др.; Под ред. А. Я. Сухарева. – М.: Норма - Инфра-М,2001. С.73

Информация о работе Принципы работы прокуратуры РФ