Статус прокуратуры в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:50, реферат

Краткое описание

Цель моей работы - исследование конституционно-правового статуса прокуратуры современной России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры;
• проанализировать место и роль прокуратуры в современном государственном механизме Российской Федерации;

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Прокуратура РФ: место в системе государственных органов
1.2 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры России.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Определение правового статуса прокуратуры РФ
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

прокуратура рф.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

 

 

Реферат

 

Статус прокуратуры  в РФ

 

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

3-4

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5-21

ГЛАВА 1. Прокуратура Российской Федерации как орган государственной власти

5-15

1.1. Прокуратура РФ: место в системе государственных органов

5-10

1.2 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры России.

11-15

 

ГЛАВА 2. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской федерации

 

16-21

2.1. Определение правового статуса  прокуратуры РФ

16-21

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

22

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

23


 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Формирование правового государства неразрывно связано с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением основной роли права в общественных отношениях, а также соблюдением принципа социальной справедливости. Перемены в политической и экономической жизни страны не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе и правоохранительные органы.

Конституция Российской Федерации провозгласила, что государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В системе государственной  власти прокуратура Российской Федерации  занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.  прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на её территории. Однако закон, со всеми изменениями, не поставил точку в спорах о задачах и функциях прокуратуры, ее месте в системе государственной власти, в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Споры о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку в наши дни наблюдаются серьезные недостатки в сфере применения и исполнения законов. Очень часто требования закона игнорируются сегодня как гражданами, так и чиновниками. Неэффективность работы прокуратуры значительно снижает ее авторитет в обществе.

Одна из основных проблем, вызывающих острые споры, заключается  в том, что должна ли прокуратура  сохранить полномочия по надзору  за исполнением законов, либо стать  лишь обвинительным органом уголовного преследования, нужно ли оставить следственные функции при прокуратуре. Мировое сообщество не знает единых стандартов построения и деятельности прокуратуры.

Для нашей страны есть все основания утверждать, что ограничение полномочий прокуратуры отрицательно скажется на борьбе с беззаконием. Данное мнение доминирующее в настоящее время, но будущее требует нестандартных решений, которые помогут преодолеть неэффективность существующей системы.

Цель моей работы - исследование конституционно-правового статуса прокуратуры современной России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры;
  • проанализировать место и роль прокуратуры в современном государственном механизме Российской Федерации;

Работа включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, список используемых источников.

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Прокуратура Россиийской Федерации как орган государственной власти

1.1. Прокуратура РФ: место в системе государственных органов, принцип организации и деятельности

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о месте в системе государственных органов, а также принципах организации и деятельности прокуратуры РФ необходимо дать общее понятие что есть прокуратура и как она отражена в правовой системе России.

Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры РФ определяются Конституцией РФ (ст.129), Федеральным законом от 17.01.1992 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в действующей редакции), международными актами, указами Президента РФ, а также правовыми актами Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров.

В соответствии с п. «о»  ст.71 Конституции РФ прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Конституция РФ закрепила положение о том, что прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установила порядок назначения на должности и освобождения от должностей Генерального прокурора РФ и других прокуроров.

Прокуратура РФ занимает неоднозначное положение в системе органов государственной власти. Она выступает как система сдержек и противовесов в механизме разделения властей, способствует функционированию государственных органов, олицетворяющих традиционные ветви власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, при этом не входя ни в одну ветвь власти. Это предполагает постоянное и тесное взаимодействие со всеми органами государственной власти в решении общих задач, стоящих перед государством1.

Во взаимоотношениях прокуратуры с Федеральным Собранием РФ основное назначение прокуратуры состоит в надзоре за исполнением законов, а Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Госдума – нижняя палата российского парламента, принимает законы, которые являются основным содержанием предмета прокурорского надзора за исполнением законов.

Взаимодействие прокуратуры  РФ и Федерального Собрания РФ реализовывается по многим направлениям, основным из которых является участие прокуратуры в законотворческой деятельности.

Так, Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и проделанной работе по их укреплению не только Президенту РФ, но и палатам Федерального Собрания РФ. Причем согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Совету Федерации Федерального Собрания РФ указанный доклад Генеральный прокурор РФ представляет лично на заседании палаты.

Генеральный прокурор РФ регулярно направляет в Госдуму информацию о недочетах законодательного регулирования отдельных сфер правовых отношений.

Несмотря на отсутствие у Генерального прокурора РФ конституционного права законодательной инициативы, прокуратура принимает активное участие в законопроектной деятельности. Проекты отдельных законов направляются субъектам законодательной инициативы для последующего их внесения в Госдуму.

Существуют и другие формы воздействия прокуратуры на законотворческий процесс: экспертиза законопроектов, участие представителей прокуратуры в рабочих группах комитетов Госдумы по подготовке ими законопроектов, участие в парламентских слушаниях.

К основным формам парламентского контроля за деятельностью прокуратуры можно отнести: депутатские запросы; отчеты, доклады и сообщения Генерального прокурора РФ и его заместителей; депутатские расследования.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ (по представлению Президента РФ). Согласно закону Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

При решении вопросов взаимоотношений прокуратуры с исполнительной властью служат: Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и другие федеральные законы, составляющие правовые основы деятельности прокуратуры РФ. Опираясь на нормы действующего законодательства, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами, исполнительными органами субъектов РФ и т.д., что свидетельствует о наличии надзорной функции прокуратуры в отношении деятельности органов исполнительной власти.

В предмет надзора не входят постановления и распоряжения Правительства РФ. Контроль за исполнением этих нормативных актов осуществляет система контрольных органов Администрации Президента РФ и Правительства РФ, с которыми органы прокуратуры при необходимости взаимодействуют. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ, который вправе отменить данное постановление Правительства РФ.

Конституция РФ указывает  конкретный орган государственной власти, выполняющий функции борьбы с преступностью. Им является Правительство РФ (п.«е» ст.114). Обеспечение в стране правопорядка и законности является его конституционной обязанностью. В осуществлении этой функции Правительство РФ не может не опираться на правоохранительные органы, и в частности, на прокуратуру. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» именно прокуратура осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Административно-властный характер полномочий прокурора в надзоре за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и исполнение уголовных и административных наказаний, иногда способствует формированию ошибочного взгляда на прокуратуру как орган исполнительной власти.

Прокуратура взаимодействует  с исполнительной властью как  самостоятельный государственный  институт, обеспечивающий исполнение законов, принятых законодательной властью. Но при этом органам прокуратуры не свойственен ни один из характерных признаков исполнительной власти. Прокуратуре поднадзорна вся деятельность органов исполнительной власти, направленная на исполнение законов, следовательно, прокуратура не относится и не может быть отнесена к исполнительной ветви государственной власти.

Взаимодействие прокуратуры  с органами исполнительной власти проводится в различных формах: участие в правительственных программах, инициирование разработки и издания постановлений Правительства РФ, затрагивающих права граждан, и т.д.

Взаимодействие прокуратуры  и суда – это проблема сотрудничества и взаимного профессионального  контроля в целях повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. Генеральный прокурор Российской федерации имеет право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституций и уставов субъектов РФ на предмет соответствия их Конституции РФ2.

Прокурорский надзор в данном случае является элементом сдерживания исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, эффективным средством укрепления законности на территории России. Посредством надзора прокуратура сдерживает усиление исполнительной власти Российской Федерации за счет власти законодательной, выполняет большую работу по приведению конституций, уставов и законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Генеральный прокурор РФ в соответствии с федеральным законом о прокуратуре вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (п.6 ст.35 ФЗ № 2202-1).

Взаимодействие прокуратуры с судами общей юрисдикции, осуществляющими гражданское и уголовное судопроизводство, и с судами арбитражной системы достаточно специфично. Специфика роли прокурора состоит в том, что, с одной стороны, он выступает как субъект судебного разбирательства в соответствующих формах, предусмотренных процессуальным законодательством, а с другой – осуществляет надзорные функции в отношении судебных решений3.

Весьма значительна  роль прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. Он обладает широкими процессуальными правами, поддерживает возложенную на него государством функцию государственного обвинения. Одной из новелл Уголовно-процессуального кодекса РФ является обязательное участие государственного обвинителя при рассмотрении судами уголовных дел.

Не менее значительны правовые возможности прокурора как участника гражданского судопроизводства, в котором прокурор вправе предъявить иск в защиту интересов государства и граждан. Прокурор предъявляет или поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Информация о работе Статус прокуратуры в РФ