Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:50, реферат
Цель моей работы - исследование конституционно-правового статуса прокуратуры современной России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры;
• проанализировать место и роль прокуратуры в современном государственном механизме Российской Федерации;
I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Прокуратура РФ: место в системе государственных органов
1.2 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры России.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Определение правового статуса прокуратуры РФ
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Казанник А.И. предлагал два варианта определения статуса прокуратуры, один развернутый с краткой характеристикой всех функций прокуратуры России и второй усеченный вариант, направленный лишь на сохранение прокуратуры как единой системы органов государственной власти.
Развернутый вариант статуса прокуратуры состоял в следующем:
Глава 8. Прокуратура. Статья 129
6. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом10.
В период обсуждения правового статуса прокуратуры было очевидным, что на Президента РФ Б.Н. Ельцина оказывали давление те политические силы, которые боялись укрепления государственной власти, наведения порядка в стране, соблюдения законности при приватизации собственности.
В результате, в утвержденную на референдуме 12 декабря 1993 года, Конституцию РФ была включена статья 129 в седьмую главу «Судебная власть» в усеченном варианте, предложенном Казанником А.И.
Положения статьи 129 Конституции РФ состоят в следующем:
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор
Российской Федерации
3. Прокуроры субъектов
Российской Федерации
4. Иные прокуроры назначаются
Генеральным прокурором
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Согласно ст.129 Конституции РФ прокуратура России составляет единую централизованную систему с жесткой соподчиненностью всех ее звеньев, вместе с тем прокуратура не относится к числу государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).
В соответствии с п.«г» ст.71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляя толкование названной конституционной нормы, сформулировал правовую позицию, согласно которой особенности правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются положениями гл. 4, 5, 6 и 7 Конституции РФ и конкретизируются в ряде федеральных конституционных и федеральных законов.
В результате можно сделать следующий вывод, что единая система государственной власти включает в себя федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается ими. В России в нее входят органы государственной власти, которые не вписываются в классическую триаду разделения властей. Это обусловлено историческими, национальными и культурными особенностями развития нашей страны.
К числу таких органов относится прокуратура Российской Федерации, которая имеет признаки самостоятельной ветви государственной власти. Прокуратура организационно обособлена от других органов государственной власти, она не включается на конституционном уровне ни в одну из трех классических ветвей власти. Прокуратура отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти.
Таким образом,
прокуратура является самостоятельным
органом государственной
III. Заключение
В работе была рассмотрена прокуратура России в рамках конституционной системы власти, представлены основные принципы организации и деятельности, рассмотрен вопрос об определении места прокураты в системе власти.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Прокуратура представляет собой самостоятельную структуру в государственном механизме, и нет необходимости относить ее к той или иной ветви власти. Это следует из ее правовой сущности. Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура России составляет единую централизованную систему с жесткой соподчиненностью всех ее звеньев. Вместе с тем прокуратура не относится к числу государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть
Сейчас прокуратура Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства.
На протяжении
всей истории существования
VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Колесников Е.В., Колекова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшее образование, 2008. С. 272.
2 См.: Российская газета. 2003. 29 июля.
3 Колесников Е.В., Колекова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшее образование, 2008. С. 276.
4 Правоохранительные органы: Учебник / Под общей редакцией Н.А. Петухова и Г.И. Загорского.– М. Издательство – торговая компания «Дашков и Ко», 2005. С. 340.
5 Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 144.
6 Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 145.
7 Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 146.
8 Чиркин В.Е. Прокуратура РФ в системе единства государственной власти и разделения ее ветвей // Российский юридический журнал. 2009. № 3. С. 49.
9 Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 5. С. 13.
10 Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 5. С. 14.