Статус прокуратуры в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:50, реферат

Краткое описание

Цель моей работы - исследование конституционно-правового статуса прокуратуры современной России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть систему и основные принципы организации и деятельности прокуратуры;
• проанализировать место и роль прокуратуры в современном государственном механизме Российской Федерации;

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Прокуратура РФ: место в системе государственных органов
1.2 Принципы организации и деятельности органов прокуратуры России.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Определение правового статуса прокуратуры РФ
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

прокуратура рф.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Казанник А.И. предлагал два варианта определения статуса прокуратуры, один развернутый с краткой характеристикой всех функций прокуратуры России и второй усеченный вариант, направленный лишь на сохранение прокуратуры как единой системы органов государственной власти.

Развернутый вариант статуса прокуратуры состоял в следующем:

Глава 8. Прокуратура. Статья 129

  1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
  2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
  3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
  4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
  5. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на всей территории Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законности, привлечению виновных лиц к ответственности, координирует работу правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости наказания за их совершение.

6. Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом10.

В период обсуждения правового  статуса прокуратуры было очевидным, что на Президента РФ Б.Н. Ельцина оказывали давление те политические силы, которые боялись укрепления государственной власти, наведения порядка в стране, соблюдения законности при приватизации собственности.

В результате, в утвержденную на референдуме 12 декабря 1993 года, Конституцию РФ была включена статья 129 в седьмую главу «Судебная власть» в усеченном варианте, предложенном Казанником А.И.

Положения статьи 129 Конституции  РФ состоят в следующем:

1. Прокуратура Российской  Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор  Российской Федерации назначается  на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов  Российской Федерации назначаются  Генеральным прокурором Российской  Федерации по согласованию с  ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются  Генеральным прокурором Российской  Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Согласно ст.129 Конституции РФ прокуратура России составляет единую централизованную систему с жесткой соподчиненностью всех ее звеньев, вместе с тем прокуратура не относится к числу государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).

В соответствии с п.«г» ст.71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляя толкование названной конституционной нормы, сформулировал правовую позицию, согласно которой особенности правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются положениями гл. 4, 5, 6 и 7 Конституции РФ и конкретизируются в ряде федеральных конституционных и федеральных законов.

В результате можно сделать  следующий вывод, что единая система государственной власти включает в себя федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается ими. В России в нее входят органы государственной власти, которые не вписываются в классическую триаду разделения властей. Это обусловлено историческими, национальными и культурными особенностями развития нашей страны.

К числу таких органов относится прокуратура Российской Федерации, которая имеет признаки самостоятельной ветви государственной власти. Прокуратура организационно обособлена от других органов государственной власти, она не включается на конституционном уровне ни в одну из трех классических ветвей власти. Прокуратура отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти.

Таким образом, прокуратура является самостоятельным  органом государственной власти, занимающая особое место в системе  «сдержек» и «противовесов» в  разделении властей. Основные принципы деятельности и организации прокуратуры закреплены в Конституции РФ (ст.129), Федеральном законе от  17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

 

 

 

III. Заключение

В работе была рассмотрена прокуратура России в рамках конституционной системы власти, представлены основные принципы организации и деятельности, рассмотрен вопрос об определении места прокураты в системе власти.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Прокуратура представляет собой самостоятельную структуру в государственном механизме, и нет необходимости относить ее к той или иной ветви власти. Это следует из ее правовой сущности. Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура России составляет единую централизованную систему  с жесткой соподчиненностью всех ее звеньев. Вместе с тем прокуратура не относится к числу государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть

Сейчас прокуратура  Российской Федерации играет активную роль в охране и защите прав и  свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства.

На протяжении всей истории существования института  прокуратуры в постсоветской России обсуждается вопрос о её правовом статусе, месте в системе разделения властей, наборе функций и полномочий. В последнее время из функций прокуратуры исключены такие, как надзор за законностью судебных решений, осуществление предварительного расследования, уменьшен объём полномочий по надзору за следствием. Обсуждается вопрос о включении прокуратуры в систему министерства юстиции либо передаче ему функции общего надзора и т.д. Все это многообразие мнений свидетельствует о необходимости разрешить возникшую ситуацию законодательным путем.

 

VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17.11.1995 №168-ФЗ, от 10.02.1999 №31-ФЗ, от 19.11.1999 №202-ФЗ, от 02.01.2000 №19-ФЗ, от 29.12.2001 №182-ФЗ, от 28.06.2002 №77-ФЗ, от 25.07.2002 №112-ФЗ, от 05.10.2002 №120-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 15.07.2005 №85-ФЗ, от 04.11.2005 №138-ФЗ, от 02.03.2007 №24-ФЗ, от 05.06.2007 №87-ФЗ, от 24.07.2007 №214-ФЗ, от 25.12.2008 №280-ФЗ, от 17.07.2009 №171-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 №3-П, от 11.04.2000 №6-П, Федеральными законами от 27.12.2000 №150-ФЗ, от 30.12.2001 №194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 №13-П, от 18.07.2003 №13-П).
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. №13-П "По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
  4. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 5.
  5. Колесников Е.В., Колекова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшее образование, 2008. – 365с.
  6. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Малышкина. – М.: РАП, Эксмо, 2009. – 416с.
  7. Чиркин В.Е. Прокуратура РФ в системе единства государственной власти и разделения ее ветвей // Российский юридический журнал. 2009. №3.
  8. Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. 2008. №5.

1 Колесников Е.В., Колекова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшее образование, 2008. С. 272.

2 См.: Российская газета. 2003. 29 июля.

3 Колесников Е.В., Колекова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Высшее образование, 2008. С. 276.

4 Правоохранительные органы: Учебник / Под общей редакцией Н.А. Петухова и Г.И. Загорского.– М. Издательство – торговая компания «Дашков и Ко», 2005. С. 340.

5 Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 144.

6 Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 145.

7 Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. 2008. № 5. С. 146.

8 Чиркин В.Е. Прокуратура РФ в системе единства государственной власти и разделения ее ветвей // Российский юридический журнал. 2009. № 3. С. 49.

9 Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 5. С. 13.

10 Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 5. С. 14.




Информация о работе Статус прокуратуры в РФ