Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:53, контрольная работа
Осуществление правосудия по уголовным делам предполагает тщательное и всестороннее исследование фактических обстоятельств дела, которое проходит две основные стадии – предварительное следствие и судебное следствие.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1. Понятие и сущность предварительного следствия ……………………..4
2. Формы предварительного расследования……………………………….12
3. Общие условия предварительного расследования……………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
МИНИСТЕРСТВО
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО
УФИМСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет
права и экономики
Кафедра
уголовного права
и процесса
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Уголовный
процесс»
«Предварительное
следствие в уголовном
процессе»
4 курс заочной формы
обучения, 42 группа
Проверил ____________________
Уфа - 2011
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
1. Понятие и сущность предварительного следствия ……………………..4
2.
Формы предварительного
3. Общие условия предварительного расследования……………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….22
Введение
Осуществление правосудия по уголовным делам предполагает тщательное и всестороннее исследование фактических обстоятельств дела, которое проходит две основные стадии – предварительное следствие и судебное следствие.
Предварительное следствие - в уголовном процессе РФ одна из форм предварительного расследования, осуществляемая специально созданными для этого органами - следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ РФ, федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК). П.с. - урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность, которая начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивается обвинительным заключением, постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера либо постановлением о прекращении уголовного дела.
Выяснение особенностей, конкретизация задач, стоящих перед ними, правильное освещение действительного соотношения предварительного и судебного следствия имеют исключительно важное значение для улучшения качества следственной работы, укрепления законности в уголовном судопроизводстве. Конечные цели предварительного следствия совпадают с общими целями правосудия. То, что предварительное следствие проводят различные органы своими специфическими способами и методами, обусловлено, именно тем, что перед каждым из них стоят свои особые задачи, а роль и значение указанных стадий процесса определяются характером этих задач.
Цель работы в том, чтобы определить сущность предварительного следствия в уголовном процессе, выявить пробелы в его правовом регулировании и выработать обоснованные предложения, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.
Предварительное следствие как особый вид государственной деятельности специально управомоченных лиц, протекающей в установленной законом форме и имеющей целью выполнение задач данной стадии уголовного процесса, является основной формой расследования.
Предварительное
следствие - это процессуальная, т.е.
урегулированная уголовно-
Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, в полном объеме, наделен прокурор (ст. 211 УПК) и начальник следственного отдела (ст. 127.1 УПК), которые пользуются должностные лица не вправе производить предварительное следствие.
Производство предварительного следствия обязательно не только по подавляющему большинству составов преступлений, но и по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, опасных деяниях невменяемых и о преступлениях лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления (ст. 404 УПК). Предварительное следствие не производится лишь по незначительному числу наиболее простых дел, по которым расследование производится в форме дознания или в протокольной форме (ч. 1 ст. 126 УПК). Однако и по этим делам может быть произведено предварительное следствие, если это признают необходимым суд или прокурор.
Органами предварительного следствия являются следователь прокуратуры, МВД, следователи органов Федеральной службы безопасности и следователи федеральных органов налоговой полиции. Производство расследования является единственной функцией названных органов (должностных лиц).
Статья 127 УПК определяет широкий круг полномочий следователя при производстве следствия. Все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.
Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.
Концепцией
судебной реформы в Российской Федерации
(Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР
и Верховного
Совета РСФСР.
1991. № 44) предусмотрено создание единого
следственного аппарата, организационно
отделенного, как от прокуратуры, так и
от МВД и ФСБ. Это может быть следственный
комитет, имеющий статус самостоятельного
ведомства, или институт следственных судей
в судебном ведомстве. Однако идея создания
единого следственного аппарата до настоящего
времени остается не реализованной. Более
того, в 1995 г. в федеральных,
органах налоговой полиции
на базе подразделений дознания
этого ведомства создан новый следственный
аппарат. Представляется, что такое решение
не вписывается в положения Концепции
о создании единого следственного аппарата.
Следственные аппараты строятся по территориальному
или территориально-
Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом того, что выполнение данной функции может быть сопряжено с посягательствами на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для борьбы с преступностью Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.
По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор (ст. ст. 126, 404 УПК). Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно-процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела. На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:
Информация о работе Предварительное следствие в уголовном процессе