Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:53, контрольная работа
Осуществление правосудия по уголовным делам предполагает тщательное и всестороннее исследование фактических обстоятельств дела, которое проходит две основные стадии – предварительное следствие и судебное следствие.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1. Понятие и сущность предварительного следствия ……………………..4
2. Формы предварительного расследования……………………………….12
3. Общие условия предварительного расследования……………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
По
делам, по которым предварительное
следствие обязательно, следователь
вправе в любой момент приступить
к производству предварительного следствия,
не дожидаясь выполнения органами дознания
неотложных следственных
действий и
истечения десятидневного срока, в течение
которого закон предоставил им право вести
расследование таких дел. По находящимся
в его производстве делам следователь
вправе давать органам дознания поручения
и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия
при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и
указания даются в письменной форме и
обязательны для органов дознания. В случае
необходимости производства следственных
или розыскных действий в другом районе
следователь вправе произвести их лично
либо поручить производство этих действий
соответствующему следователю или органу
дознания, который обязан выполнить поручение
в срок не свыше десяти суток.
Данные предварительного следствия
могут быть преданы гласности лишь с разрешения
следователя или прокурора и в том объеме,
в каком они признают это возможным. В
необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского
истца, гражданского ответчика, защитника,
эксперта, специалиста, переводчика, понятых
и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения
без его разрешения данных предварительного
следствия. От указанных лиц отбирается подписка
с предупреждением об ответственности
по ст. 310 УК РФ. В случае, когда обвиняемый
скрылся, или по иным причинам не установлено
его местопребывания, а также в случае
психического или иного тяжкого заболевания
обвиняемого, установленного врачом, работающим
в медицинском учреждении, или не установления
лица, подлежащего привлечению в качестве
обвиняемого, предварительное следствие
приостанавливается. До приостановления
предварительного следствия следователь
обязан выполнить все следственные действия.
Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами - до трех месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия - до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.
Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного отдела, под которым имеется в виду начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции. Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
Важной гарантией соблюдения
законности
при производстве предварительного следствия
является судебный контроль за деятельностью
следователя. Если при рассмотрении дела
судом по первой инстанции, в кассационном
порядке или в порядке надзора будет установлена
неполнота расследования, неправильная
квалификация действий обвиняемого и
др. нарушения, суд принимает меры к устранению
допущенных нарушений, причем он при наличии
к тому оснований может вынести частное определение (постановление),
которым обращает внимание на установленные
по делу факты нарушения закона и требует
принятия необходимых мер к устранению
нарушении закона и недопущению их в будущем.
Законом РФ от 23 мая 1992 г. Уголовно-процессуальный
Кодекс дополнен статьями 220-1 и 220-2, которыми
поставлено под судебный контроль применение
таких мер процессуального принуждения,
как задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения, а равно продление
срока содержания под стражей. В суд может
быть обжаловано также постановление
следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление
о прекращении дела (ст. 113, ст. 209 УПК).
2.
Формы предварительного
расследования
Предварительное
расследование имеет две
Дознание является первичной формой расследования для дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, и основной формой расследования для несложных дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. Дознание отличается от предварительного следствия органами, производящими расследование, их функциями, подследственностыо, процессуальным режимом, степенью процессуальной самостоятельности и кругом полномочий лиц, производящих дознание.
Характерной чертой дознания является сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер при выполнении задач расследования (ст. 118 УПК).
Если для органов предварительного следствия расследование является единственной функцией, то для органов дознания расследование — лишь одна из функций определенных органов (милиции, органов Федеральной службы безопасности, государственного пожарного надзора) или должностных лиц (командиры воинских частей, соединений и начальников военных учреждений, исправительных учреждений, капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой).
Если
при производстве предварительного
следствия субъектом
В ряде случаев закон упоминает в качестве субъекта расследования непосредственно лицо, производящее дознание (ст. 19,20,22, 23 УПК и др.). Однако начальнику органа дознания принадлежит право поручать отдельные действия иным сотрудникам, привлекать оперативных работников к исследованию обстоятельств дела, заменять лицо, производящее дознание, и т.п.
Ни орган дознания, ни лицо, производящее дознание, не пользуются предусмотренным (ч. 2 ст. 127 УПК) правом направить дело при несогласии с указаниями прокурора вышестоящему прокурору без исполнения указаний по принципиальным вопросам расследования. Все указания прокурора для органа дознания обязательны и подлежат немедленному исполнению. Это не исключает, разумеется, права лица, производящего дознание, обжаловать указания нижестоящего прокурора вышестоящему, не приостанавливая при этом их исполнения.
Отличается
дознание от предварительного следствия
и по характеру расследуемых дел.
В настоящее время подавляющее большинство
составов преступлений относится к компетенции
органов дознания (ч. 1 ст. 126 УПК). В основном
это не представляющие большой общественной
опасности преступления. В пределах своей
компетенции орган дознания вправе и обязан
возбудить уголовное дело в каждом случае
обнаружения признаков преступления,
однако в дальнейшем действия его зависят
от подследственности дела.
3.
Общие условия предварительного
расследования
Общие условия предварительного расследования - это, как следует из самого определения, закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования. Так должно быть. Однако общие условия предварительного расследования в полном объеме относятся только к предварительному следствию. Они не в полной мере относятся к дознанию и смешанному расследованию, при чем совершенно не касаются протокольного расследования.
На стадии предварительного расследования, как и на любой другой стадии уголовного процесса, реализуются принципы уголовного процесса. Но общие условия предварительного расследования не являются принципами уголовного процесса. Это правила меньшей, чем принципы процессуальной значимости. Они касаются не всего уголовного процесса, а всего-навсего одной из его составляющих - предварительного расследования.
Система правил, составляющих общие условия предварительного расследования, включает в себя:
1. Подследственность.
2.
Полномочия следователя.
3.
Начало, место и сроки производства
предварительного
4.
Соединение и выделение
5. Расследование уголовных дел группой следователей.
6. Профилактическую деятельность органов дознания и предварительного следствия или, иначе, меры по выявлению причин и условий совершения преступлений
7. Взаимодействие следователя с органами дознания.
Профессор Б.Т.Безлепкин к общим условиям предварительного расследования также относит:
● привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании уголовных дел;
● обязательное удовлетворение ходатайств, имеющих значение для дела;
● недопустимость разглашения данных предварительного расследования;
● применение научно-технических средств в ходе предварительного расследования;
● обжалование действий следователя;
● порядок сношения следователей с соответствующими органами других государств;
● этические основы и воспитательное воздействие предварительного следствия.
В литературе высказаны и другие подходы к понятию и перечню общих условий предварительного расследования.
Разногласия по поводу представления о системе и количестве общих условий предварительного расследования обусловлены различными представлениями процессуалистов о соотношении понятий "принцип уголовного процесса" и "общее условие предварительного расследования". Именно поэтому многие ученые под общими условиями производства предварительного расследования понимают также положения, по своей сути являющиеся проявлениями в соответствующих формах деятельности самих принципов.
Информация о работе Предварительное следствие в уголовном процессе