Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:25, реферат
Заключительным достижением демократического устройства власти является правовое государство.
Государство осуществляет власть в стране. Для правления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.
Я выбрал эту тему, потому что мне захотелось глубже узнать о причинах возникновения государства, о роли государства в современной России.
При написании данной работы я определил следующие задачи:
1. Изучить причины и формы возникновения государства. Признаки государства.
2. Определить какую роль играет государство в современной России.
Введение стр. 3
Глава I. Причины и формы возникновения
государства стр. 4
Глава II. Признаки государства, отличающие его
от общественной власти родового строя стр. 6
Глава III. Какую роль играет государство
в современной России стр. 7
Глава IV. Чем отличается роль государства в России
от роли государств в других странах стр. 13
Глава V. Возможно ли в России социальное
государство стр. 15
Глава VI. Идет ли Россия к правовому государству стр. 17
Заключение стр. 20
Библиография
Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением «номенклатурно-олиргахических кланов», стремившихся заодно «приватизировать» и государство, то есть подчинить его своим интересам.
Не сбылась
надежда реформаторов на то, что
эффективным регулятором
1). неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшие порой чрезвычайно острые формы;
2). неспособности государства обеспечить выполнение своих важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения;
3). неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванной переделом собственности;
4). деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность;
5). перманентных кризисах Правительства;
6). падении внешнеполитического престижа и влияние Российского государства;
7). неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после обвала «пирамиды» внутреннего и внешнего долга России в августе 1998 года.
К осени 1998 года выявились пороки той модели взаимодействия государства и общества, которая складывалась в процессе современных российских реформ. Это привело к тому, что в обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости оздоровить государство и усилить его роль, прежде всего в сфере экономики. Это мнение разделяли основные политические силы страны в широком спектре: от «правого» центра до «национал патриотических» сил.
Многие аналитики полагают, что назвать 1998-й «годом прозрения» будет слишком большим комплиментом, но назвать его «годом утраченных иллюзий» можно вполне. Они считают, что еще со времен развенчания Сталина переоценка ценностей в стране не происходило так быстро, как в конце 1998 года.
Большая часть
российского общества уже осознала,
что 17 августа 1998 года была не просто «черным
понедельником», не просто финансовым
«банковским кризисом». После 17 августа
Российское государство оказалось
перед «могильным» камнем, на котором
выбиты две даты: «02.01.1992-17.08.1998». Необратимое
крушение экономической модели, которую
последовательно выстраивало
Основная цель
этой корректировки – повысить роль
государства в реформировании российского
общества и, прежде всего его экономики,
с тем, чтобы повысить эффективность
реформ, осуществляя их в интересах
всего общества, а не «номенклатурно-олигархических
кланов». Это не означает возврата к
методам жесткого государственного
регулирования, свойственным советской
эпохе. Необходимы методы, обеспечивающие
оптимальный баланс механизмов саморазвития
общества и государственного регулирования,
неизбежного для сложно организованных
социально-экономических
ГЛАВА IV
Чем отличается роль государства в России
от роли государств в других странах
В демократическом государстве управление осуществляется коллегиально субъектами власти, которые избираются гражданами на ограниченный срок. Деятельность субъектов власти регламентируется правом, которое носит равный и обязательный для всех характер. Западное государство основано на институте разделения властей и доступностью информации об их деятельности. Разделение власти на ветви направлено на ограничение возможности превышение власти или её узурпации и коррекцию политического процесса за счет конкуренции и взаимодействия различных властных структур.
Демократическое
государство имеет ограниченную
законом сферу деятельности. В
частности, на гражданскую сферу
власть государство не распространяется.
Государство контролирует выполнение
законов в этой сфере и в
случае их нарушения применяет
Демократическое государство является правовым в двух смыслах. Во-первых, его можно считать правовым на том основании, что все процессы в обществе регламентируется равными и обязательными для всех законами. В таком обществе законым образом реализуется, и защищаются права человека и его свобода. Во-вторых, само государство в своей деятельности руководствуется законом.
В демократическом
государстве реализуется
Российское государство
имеет другую форму и играет иную
социальную роль. Если демократическое
государство играет роль, которая
сложилась в результате естественно
исторического развития индустриального
общества в качестве одного из институтов,
структурирующих сложным
Диктатура пролетариата с 1917 года взяла на себя всю полноту власти, выступив в качестве основного субъекта строительства социализма. Гражданское общество, осознания социального опыта, культурные технологии инновационного характера были институализированы в качестве государственных, утратив свою независимость, и перестали выполнять функцию коррекции государственной жизни. Поэтому перестроечная идеология, например, не смогла дать ничего, кроме критики и утопических ожиданий чуда преобразований. Не изменилась роль государства в России в настоящее время. Его основная функция заключается в организации, регламентации процесса реформ. Поскольку основная задача государства заключается в организации процесса общего воспроизводства общественной жизни, то интересы реформирования приходят в противоречие с общегосударственными интересами.
ГЛАВА V
Возможно ли в России социальное государство
Создатель идеологии социального государства – Дж. Кейнс – предложил гибкую систему воздействия государства на различные стороны жизни, организованной по законам рынка и конкуренции. Государство в случае необходимости должно контролировать финансовую стабильность, финансировать фундаментальные научные разработки, смягчать последствия кризисных явлений посредством реализации государственных социальных программ. Подобная форма политической организации получила название «общества всеобщего благоденствия», или «социального государства».
Примерно до
70-х гг. на Западе существовало убеждение,
что найден, наконец, гармоничный
вариант совмещения рыночной и плановой
организации, который позволяет
обеспечить большинству населения
социально приемлемый жизненный
уровень. Однако вскоре выявились внутренние
противоречия социального государства.
Ограничение конкуренции
Реформирование общественных отношений в России сопровождалось острым противоречием: от отношений сверх эксплуатации, из-за которых пострадал социализм, надо было перейти к «нормальным» капиталистическим отношениям. Но качество труда в России и многие организационные моменты не позволили этого сделать. В результате реформ стали развиваться в значительной мере за счет снижения жизненного уровня большинства россиян. Получили развитие процессы «мультиэксплуатации», которые превратились в серьезную социальную проблему.
В этих условиях государство не может не брать на себя обязанности по поддержанию прожиточного минимума хотя бы на физиологическом и социальном уровне. В то же время меры такого рода нельзя назвать адекватными понятию «социальное» государство. Дело в том, что оплата труда в современной России не в состоянии обеспечить работающих и членов их семей самым необходимым, поэтому в той или иной мере это приходится делать государству. Но это не социальная деятельность в чистом виде, а сохранение социальных функций тоталитарного государства, которое осуществляло эксплуатацию населения и в целях экономии выполняло многие социальные функции непосредственным образом.
Перед Россией стоит трудная задача: привести оплату наемного труда, его качество и количество в соответствии с мировым рынком. Только тогда можно говорить о положительном результате реформирования, но до этого состояния России еще очень далеко. Государственная власть, какой бы она ни была, не сможет в ближайшее время гармонизировать процессы производства и потребления, поэтому в ближайшем будущем государство в России не может стать социальным.
ГЛАВА VI
Идет ли Россия к правовому государству
Категория правового
государства достаточно противоречива.
Это связано с тем
Правовое государство как практика управления на основании законов, создаваемых людьми сознательно для общего блага, зародилось в античном полисе. Однако правовое государство, теорию которого разработали Дж. Локк, Т. Джефферсон, И. Кант, стало политической реальностью только в XX столетии.
В правовом государстве основой всех отношений является закон, равный и обязательный для всех, как для граждан, так и для субъектов государственной власти, вплоть до монархов в конституционной монархии. Критерием, который позволяет установить наличие правового государства, можно считать возможность в обычном порядке по суду восстановить законность в отношении любых государственных структур, включая и сам суд.
В основе правового
государства лежит развитая рыночная
экономика и гражданские
Атрибутом правового
государства выступает
По содержанию
правовое государство противоположно
тому тоталитарному государству, которое
подвергается реформированию в России.
При советской власти происходила
концентрация, и даже узурпация власти
партийным руководством, все политические
организации подчинялись «
При этом надо отметить,
что для нашей ситуации актуально
осознание различие между формой
и содержанием правового
Очевидно, что
в содержательном плане Россия к
правовому государству подойдет
не скоро. Поэтому в начальной
стадии реформирования политической системы
можно говорить только о правовой
форме. Во-первых, необходимо создать
такое правовое пространство, которое
позволило бы при сохранении демократической
формы политики развивать рыночное
содержание. Вопрос этот для нашей
страны будет долго открытым, а
к правотворчеству будут