Сущность понятий общества, государства и бизнеса. Их целевые установки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:14, контрольная работа

Краткое описание

Понятие общества означает разумно организованную совместную жизнь и деятельность больших групп людей. Эти группы объединяются на основе общности интересов, потребностей, единства языка, взглядов, устоев, традиций, происхождения, идеологии, религии.

Файлы: 1 файл

Сущность общества.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

Сущность и цели общества

Понятие общества означает разумно организованную совместную жизнь и деятельность больших  групп людей. Эти группы объединяются на основе общности интересов, потребностей, единства языка, взглядов, устоев, традиций, происхождения, идеологии, религии.

Следует заметить, что  в самом слове общество наличествует корень «общ.», выражающий единение. Отсюда следует, что понятие общество в  своем первоначальном смысле означало общность, союз, сотрудничество, объединение.

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормальной жизни и развития людей, ибо один человек, предоставленный самому себе, бессилен. Поэтому важным элементом формирования общества является единство, солидарная связь людей. Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношения людей.

Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на общей основе, в качестве которой  обычно рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.

Общество неоднородно и включает в себя различные явления и процессы. Составными элементами общества являются люди, социальные институты и организации, социальные группы и общности. Каждый из этих элементов находится в тесной связи с другими и играет определенную роль в функционировании общества как целого.

Социальные общности создаются, как правило, на основе совместного  бытия людей. Социальные группы в  основном формируются в зависимости  от своего места в системе общественного  производства и социальной иерархии.

Именно благодаря своей  структуре общество качественно  отличается от произвольного хаотического скопления людей. Социальная структурированность  общественной жизни придает ей устойчивый характер, порождает новое интегральное системное качество, не сводимое к сумме отдельных людей. Вследствие этого общество приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельный способ развития.

Структура общества рассматривается  в различных ракурсах. Обычно выделяются такие сферы жизнедеятельности общества как материально—производственная, социальная, политико—управленческая и духовная.

Другой подход к структурированию общества связан с выделением в общественной жизни процессов функционирования и развития.

Функционирование общества выражается в таких социальных явлениях как социализация, формирование социальных институтов, социальная стратификация и мобильность, социальная организация и социальный контроль.

Развитие находит свое выражение в изменениях путем  эволюции или революции.

Стратегическая  цель развития российского общества – сохранение целостности общества как единого социального организма на основе формирования динамично развивающейся рыночной экономики, направленной на повышение качества жизни населения и сближение условий его деятельности с ведущими развитыми странами мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и цели государства

 Определение сущности  государства составляет одну  из важнейших целей теории  государства и права. Сущность  государства – это смысл, главное  звено, глубинное в нем, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.

 История анализа философской  категории "сущность" насчитывает не одну тысячу лет, В середине ХХ в. и позднее отдельные философы вообще отрицали научную и познавательную ценность этой категории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизации явлений и фактов. В соответствии с философским осмыслением сущность - это закон бытия вещи. Без сущности вещь перестает быть собою. Только познание сущности во всех внешних формах ее проявления позволит составить адекватное научное представление о вещи.

 Познание сущности государства  может осуществляться по таким внешним выражениям качественной, сущностной стороны государства, как форма правления, форма государственного устройства, государственный режим, государственный аппарат, государственный орган, функции государства и др. Именно на этих ступенях познания обнаруживают себя сущностные свойства государства. На этих ступенях (формы, функции и т.д.) сущность государства не всегда проявляется точно. Данная исходная методологическая, теоретико-познавательная позиция свидетельствует о том, что сущность государства - это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу или какой исторической эпохи государству ни обратиться - всегда будет властная, властвующая организация.

 Любые варианты монархии  или республики - это внешнее оформление  властной сущности государства.  Унитаризм или федерация - это  внешнее оформление государственной  власти. Демократический, авторитарный  или тоталитарный государственные режимы - это наглядные способы проявления свойств сущности государства. Что значит взять государственную власть в свои руки? Это означает подчинить себе государственный аппарат. Что значит утратить государственную власть? Это означает потерять контроль над государственным аппаратом. В признаках государства также выражается его сущность. Правда, здесь нельзя забывать положение о том, что природа сущности государства не всегда находит свое точное выражение в своих внешних проявлениях и формах. Так, демократическая по своей сущности государственная власть может внешне выступать как один из вариантов монархии, тогда как республика может являться формой тоталитарного по своей сущности государства. Примеры тому - современные Швеция и КНДР.

 В отечественной юридической литературе нередко высказывается мысль, согласно которой в государстве необходимо выделять несколько сущностей. И при этом называются общечеловеческая сущность, общесоциальная сущность, классовая сущность. Теоретические корни такой позиции восходят к идее Маркса о классовой природе государства, которое, с одной стороны, выполняет так называемые общие дела, а с другой - реализует, прежде всего, интересы господствующего класса. Сюда же надо отнести известный ленинский философский тезис о движении в процессе познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

 В связи с этой позицией  можно высказать следующее положение.  Методологически верна та позиция,  которая утверждает, что у любой  вещи, не исключая государства,  одна сущность, т.е. одна основа, один закон бытия. Другое дело, что в каждый конкретно-исторический период сущность государства, государственная власть могут иметь преимущественно узкоклассовый или даже узкопартийный характер, демократическую или теократическую природу. Но во всех названных случаях государство будет оставаться по своей сущности организацией политической власти.

 Теоретический анализ сущности  государства логично заставляет  обратиться к следующему вопросу.  Изменяется ли сущность государства? Hepeдко можно встретить ответ - вместе с изменением государства меняется и его сущность. Мировой исторический опыт знает немало примеров (начиная с древних времен), когда в рамках одного исторического типа, одной исторической эпохи, краткого временного промежутка в несколько лет порой радикально меняются форма государства, государственный режим, состав и структура государственного аппарата, содержание функций государства, меняются идеологические ориентиры, социальные и экономические основы государства. Конечно, нельзя отрицать очевидное влияние такого рода перемен на многие стороны, содержательные и качественные характеристики государства. И все-таки при самых решительных изменениях в обществе и государстве последнее, как представляется, не перестает быть по своей сущности организацией политической суверенной власти.

 Следует отметить, что существуют  различные подходы к оценке  сущности государства. Так, сторонники  теории элит, получившей распространение  в XX в., считают, что народные  массы не способны осуществить  власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

 К теории элит примыкает  и во многом с ней созвучна  технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

 Названные теории не лишены  определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

 Многочисленные приверженцы  различных разновидностей демократической  доктрины исходят из того, что  первоисточником и первоносителем  власти является народ, что  государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

 Марксистская теория  доказывает, что политическая власть  принадлежит экономически господствующему  классу и используется в его  интересах. Отсюда усматривается  классовая сущность государства  как машины (орудия), посредством  которой экономически господ­ствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

 Классовый подход  при раскрытии сущности государства  — крупное завоевание научного  обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически неверно.

 Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество от разрушения, сохраняя, тем самым, его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

 В развитых демократических  странах государство постепенно  становится эффективным механизмом  преодоления общественных противоречий  путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Данное утверждение не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

 Любое государство  должно осуществлять общесоциальные  функции, действовать в интересах  всего общества. И любое государство  не только является орудием  подавления, машиной господства  какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

 Иначе говоря, в  демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его  сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

 На государство  и его сущность наряду с  общесоциальным и классовым началами  нередко оказывают сильное влияние  национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выра­жает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

 Таким образом,  вопрос о сущности государства  — это во многом вопрос о  том, кому принадлежит государственная  власть, кто ее осуществляет и  в чьих интересах. 

 Вместе с тем  современное государство, как  важный институт, находясь в постоянном  развитии, вынуждено в той степени осуществлять общесоциальную политику в интересах различных слоёв и групп населения.

Цель государства как субъекта управления обществом состоит в консолидации усилий всех хозяйствующих субъектов на федеральном, региональном и местном уровнях для достижения главной цели, стоящей перед обществом в целом.

Цель региональных органов власти – повышение конкурентоспособности экономики региона и рост на этой базе благосостояния его жителей (как в Кемеровской области).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и цели бизнеса

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в  современной экономике. Именно бизнесу  общество обязано практически всеми  экономическими благами, определяющими  условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

Информация о работе Сущность понятий общества, государства и бизнеса. Их целевые установки