Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за законностью правовых актов и соблюдением законов. Пределы прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:22, доклад

Краткое описание

Полномочия прок-ра: 1)направленные на своевременное выявл-ие нарушения закона и способствующим им обстоятельств и установление виновных в этом лиц: а)по предъявлению служеб.удостоверения беспрепятственно входить на терр-ию и в помещения (за исключ.особо важных и режимных объектов – нужен специальный пропуск); б)имеет доступ к интересующим док-ам и материалам, статистических и иных сведений; в)требовать от руководителей органов предостав. Специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе проведения проверки (основание – письменное заявление); г)требовать служебных расследований; д)вызывать долж.лиц и гр-н в прокуратуру для получения объяснений по поводу нарушений закона; е)требовать от руководителей поднадзорных прокурору орг-ов проведения ревизий и инвентаризаций или подведомств. предприятий, учреждений, орг-ий (основание – письменное требование либо мотивировочное постановление).

Файлы: 1 файл

Прокурор.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

3)      Приказ Генпрокурора РФ от 5 января 1997 года, №1, «об участии

прокурора в  гражданском судопроизводстве»

4)      И др.

Направление участия прокурора  при рассмотрении гражданских дел  в судах общей  юрисдикции:

1)      подача исков;

2)      дача заключений по возникающим вопросам;

3)      внесение представлений на решения,  определения и постановления  судов

(судей) не  вступивших в законную силу  и вступившие в законную силу;

4)      участие в рассмотрении гражданских  дел в стадиях апелляционного,

кассационного производства, а также при возобновлении  дел по вновь

открывшимся обстоятельствам;

5)      участие при рассмотрении судом  вопросов, связанных с исполнением

судебного решения  по гражданским делам.

     Обязательное участие прокурора при рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции:

1)  об обжаловании  действий медицинских работников, иных специалистов, работников соц.  Обеспечения и образования, ущемляющих  права и законные

интересы граждан  при оказании им психиатрической  помощи;

2)  о выселении граждан без предоставлении жилого помещения;

3)  об освобождении  имущества от ареста;

4)  возбужденных  по заявлениям и искам прокуроров;

5)  по которым  суд признал участие прокурора  необходимым;

6)  участие,  в которых прокурора требует  охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан;

7)  рассматриваемых  по I инстанции Верховным Судом.

52.Основные  направления деятельности  прокурора за исполнением  законов при рассмотрении  гражданских дел  в судах первой  инстанции. 
Надзор  прокурора  по  гражданским  делам  в  суде  первой   инстанции осуществляется в формах предъявления и поддержания  в  суде  иска,  а  также участия в рассмотрении судом гражданских дел и дачи заключения.  Предъявление прокурором иска  является одним  из  средств  реагирования  на  установленные  нарушения закона.

      Процессуальное положение прокурора,  возбудившего дело, характеризуется  некоторыми  особенностями:  прокурор   не   несёт   судебных   расходов   по заявленному иску, ему не может быть отказано в принятии искового  заявления, к прокурору нельзя предъявить встречный иск, решение суда по иску  прокурора распространяется  не  на  прокурора,  а на  лицо,  в   интересах   которого предъявлен иск.

      Свои полномочия по предъявлению иска прокурор использует:

-  при  защите   имущественных   интересов   государства,   предприятий   и организаций;  при   защите   интересов   несовершеннолетних,   инвалидов, престарелых,  многодетных   родителей,  лиц,  находящихся   под  опекой   и попечительством, военнослужащих, то есть тех, кто  не  имеет   возможности самостоятельно обратиться в суд;

- если должностные  лица или граждане не используют  свое право на  заявление исков,  а того требую интересы обеспечения  законности;

- когда нарушенные  права и охраняемые  законом интересы  предприятий и граждан имеют особое общественное значение;

- когда требуется  защитить права и законные  интересы  граждан,  нарушенные  неправомерными действиями государственных  органов и должностных лиц.

      По какому бы поводу  ни  предъявлялся  прокурором  иск,  этому  должна предшествовать всесторонняя и тщательная подготовка  исковых  материалов,  в необходимых   случаях   требования   прокурора   должны   быть   подкреплены соответствующими документами. В заявлении надлежит указать:

1. наименование  суда, в который направляется  исковое заявления;

2. наименование  истца, место его нахождения;

3. наименование  ответчика, его место нахождения;

4. обстоятельства, на которых прокурор основывает  своё требование;

5. требование истца;

6. цена иска, если иск подлежит оценки;

7. перечень прилагаемых  к исковому заявлению документов.

Заявление подписывается  прокурором и  представляется  в  суд  с  копиями  по числу ответчиков.

      Дальнейшая деятельность прокурора  сводится к участию в рассмотрении дела   судом и поддержанию своих   исковых   требований.   При   судебном рассмотрении заявленного иска прокурор процессуально самостоятелен. Участие прокурора в судебном  рассмотрении  гражданских дел в судах первой инстанции  является одной  из  существенных  гарантий  всестороннего,  полного  и   объективного исследования  судом  фактических  обстоятельств,  а  также  вынесение  судом

законного  и  обоснованного  решение.  Прокурор  вправе  принять  участие  в  рассмотрении любого гражданского дела, также как он обязан  принять  участие в процессе, если это будет признано необходимым судом. Гражданско-процессуальный закон предусматривает категорию  гражданских

дел, в рассмотрении которых прокурор принимает обязательное участие:

-в рассмотрении  судом жалоб на неправильность  в списках избирателей;

-в рассмотрении  судом дела о признании гражданина  безвестно  отсутствующим или  об объявлении гражданина умершим

- дело о признании  лица дееспособным;

- в рассмотрении  гражданских дел о лишении родительских прав.

Требования закона для прокурора обязательны.По делам  других категорий прокурор  принимает  участие  исходя  из  их актуальности, сложности,  общественного  значения,  состояния  законности  в районе или городе. Участвуя  в  судебных  прениях,  исходя   из   ревизионного начала гражданского судопроизводства, прокурор дает заключение в целом по  делу.  В нём содержатся соображения прокурора по тем вопросам, которые  суду  следует обсудить  и  решить  в  совещательной  комнате.   Заключение   должно   быть объективным (позиция прокурора должна  отражать  интересы   лица,   права которого нарушены), обоснованным  (предложения и выводы  прокурора должны быть основаны на анализе и оценке конкретных  доказательств),  законным  (то

есть основанным на нормах материального и процессуального  права). 

53.Покурорский  надзор за законностью  и обоснованностью  судебных постановлений  по гражданским  делам. (очень похож  на участие в  гражданском судопроизводстве) 
Прокурору предоставлены достаточно широкие полномочия по участию в гражданском судопроизводстве и осуществлению надзора за законностью судебных решений, постановлений и определений, и их исполнением. Он вправе в предусмотренных законом случаях, когда требуется  
защитить права и законные интересы граждан, а также, когда затронуты интересы общества и государства, предъявлять в судебные органы иски о защите и восстановлении нарушенных прав.  
Прокурор может вступать в дело в любой стадии процесса, давать заключения на основе закона и материалов дела, проверенных в судебном заседании, возбуждать ходатайства в целях полного,  
всестороннего и объективного исследования обстоятельств, высказывать свое мнение в случае нарушений закона, если они, по его мнению, допущены в судоговорении. В пределах своей компетенции прокурор обязан проверить все гражданские дела, рассмотренные как с участием прокурора, так и без его участия. Неправосудные решения судов прокуроры вправе и обязаны  
опротестовывать, обратившись в вышестоящую судебную инстанцию для отмены такого решения.  
При поступлении к нему жалобы на решение суда, вступившее в законную силу, прокурор должен истребовать из суда дело для проверки его в порядке надзора и при установлении нарушений опротестовать такое решение, либо представить свои соображения вышестоящему прокурору, правомочному приносить надзорные протесты. В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным  
Указом Президента РФ № 567 от 18.04.96 г.(66), в рамках взаимодействия с органами юстиции и судами прокурор использует данные судебной статистики и материалы судебной практики, что  
позволяет делать обоснованный анализ рассмотренных гражданских дел, уяснять причины допущенных нарушений закона, принимать соответствующие меры.

    • 55.Участие  органов прокуратуры  РФ в правотворческой  деятельности и  пропаганде законов. 
      В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности. Под правотворчеством принято понимать специализированную деятельность компетентных органов государства по изданию нормативных правовых актов, а также по их упорядочению, приведению их в определенную систему. Таким образом, видами правотворчества являются: а) выработка новых правовых норм; б) изменение действующего законодательства; в) отмена устаревших норм права; г) систематизация законодательства. Как вид деятельности правотворчество осуществляется в соответствии с определенными процедурами, установленными в законодательном порядке. Такой порядок, такая процедура именуется правотворческим  процессом.

    • Формы:

    • 1) внесение  прокурорами предложений об изменении,  дополнении, отмене или принятии  законов и иных НПА.

    • 2) участие  прокуроров в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных ими протестов, представлений и информации

    • 3) участие  прокуроров в заседаниях органов,  на которых обсуждаются проекты  законов и других нормативных  актов

    • 4) проведение  прокурорами правовой экспертизы  проектов законов и иных нормативных актов

    • 5) подготовка  прокурорами проектов нормативных  актов 

    • 56.Прокурорский  надзор за соблюдением  законов судебными  приставами: предмет  надзора, полномочия  прокурора. 
      В ст. 19 ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении

    • судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре  РФ" осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

    •   Предметом надзора являются законность и обоснованность исполнительного производства: гражданских и

    • уголовных дел; всех процессуальных действий, совершаемых  в стадии исполнения решений, определений  и

    • постановлений судов; постановления суда или судьи  в части имущественных взысканий  по делам об

    администр. правонарушениях; исполнительных надписей нотариальных органов; решений третейских судов; и др.

      Прокурор, осуществляющий надзор, вправе проверять правильность оформления исполнительного листа; наличие соответствующих документов приложенных к исполнительному листу; соответствует ли содержание исполнительного листа, предписаниям суда, изложенным в решении; соблюдение установленного порядка взыскания ущерба; проверяет списанные в архив по признаку "безнадежности взыскания".

      •   Прокуроры вправе сами проводить проверки в службах судебных приставов, поручать проведение проверок

      • вышестоящим службам судебных приставов, могут  вызывать к себе должностное лицо для получения

      • объяснений. При обнаружении в исполнительном производстве каких-либо нарушений  прокурор может обратиться в суд о признании постановлений недействительными либо принести протест вышестоящему должностному лицу.

      •   Прокурор так же может принести предостережение о недопустимости нарушения закона, может внести

      представление старшему судебному приставу либо в  службу судебных приставов субъекта РФ об устранении

        • допущенных  нарушений и, конечно, может возбудить  уголовное дело при наличии поводов  и оснований к этому.

        •   

        57.Прокурорский  надзор за исполнением  закона органами  и администрациями  учреждений, исполняющих  назначенное судом наказание, не связанное с лишением свободы. 
        Эффективность наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, во многом зависит от строгого соблюдения законов при их исполнении. Гарантом точного исполнении законов является прокурорский надзор. Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

        Наказания и  меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний. Из года в год доля осужденных с назначением таких видов наказания растет. Согласно статистическим данным, за последние несколько лет количество осужденных с отбыванием наказания без изоляции от общества возросло до 60 % от общего числа осужденных.

        При подготовке к проверке следует исходить из того, что исполнение наказаний и иных мер уголовно-правовой ответственности, не связанных с изоляцией от общества, включает в себя:

        ведение учета  осужденных;

        разъяснение осужденным порядка и условий отбывания  наказания;

        привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;

        осуществление контроля за соблюдением осужденными  условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных на них судом обязанностей и запретов;

        осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а  также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной для осужденных;

        проведение воспитательной и профилактической работы;

        применение к  осужденным мер поощрения и взыскания, установление для них обязанностей и запретов

        проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных;

        привлечение к  ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.  
         

          • 58.Участие  прокурора в арбитражном  процессе, его задачи, полномочия, процессуальное положение. Правовая регламентация положения прокурора. 
            Правовой статус - прокурор, согласно ст. 40 АПК РФ признается лицом, участвующим в деле, и на него распространяются все права и обязанности участвующих в деле лиц. Эта деятельность прокурора является продолжением возложенной на него функции надзора за исполнением законов.   Закон (ст. 52 АПК РФ) выделяет две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Во-первых, это инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в защиту прав граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Во-вторых, вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса. Новый АПК РФ определяет круг дел, по которым прокурор вправе участвовать в арбитражном процессе:

          • а) с оспариванием нормативных и ненормативных  правовых актов, затрагивающих права  и законные интересы организаций  и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

          • б) признанием недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями

          • в) применением  последствий недействительности ничтожной  сделки, совершенной органами

          • I инстанция - Право на предъявление исков в арбитражные суды имеют только представители прокуратур субъектов. К исковому заявлению – общие требования АПК. Решение арбитражного суда первой инстанции могут обжаловаться в апелляционную, кассационную инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

            68.Отзыв  протеста прокурора.

            Протест прокурора  представляет собой одно из основных правовых средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмене.

            Прокурор жестко не связан с позицией, изложенной в  протесте. Мнение прокурора может измениться в результате установления новых, ранее неизвестных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен,— прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

            Пример: При  участии прокурора при рассмотрении дел судами:

            Протест на решение, приговор, определение или постановление  суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест. Прокурор, принесший апелляционный, кассационный протест или протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. Отзыв протеста влечет важные процессуальные последствия. Если не имеется других оснований к рассмотрению дела, производство по делу прекращается, и дело возвращается в суд первой инстанции. 

Информация о работе Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за законностью правовых актов и соблюдением законов. Пределы прокурорского надзора