Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за законностью правовых актов и соблюдением законов. Пределы прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:22, доклад

Краткое описание

Полномочия прок-ра: 1)направленные на своевременное выявл-ие нарушения закона и способствующим им обстоятельств и установление виновных в этом лиц: а)по предъявлению служеб.удостоверения беспрепятственно входить на терр-ию и в помещения (за исключ.особо важных и режимных объектов – нужен специальный пропуск); б)имеет доступ к интересующим док-ам и материалам, статистических и иных сведений; в)требовать от руководителей органов предостав. Специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе проведения проверки (основание – письменное заявление); г)требовать служебных расследований; д)вызывать долж.лиц и гр-н в прокуратуру для получения объяснений по поводу нарушений закона; е)требовать от руководителей поднадзорных прокурору орг-ов проведения ревизий и инвентаризаций или подведомств. предприятий, учреждений, орг-ий (основание – письменное требование либо мотивировочное постановление).

Файлы: 1 файл

Прокурор.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Прокурор при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен: --проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; ---выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; --требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия; --изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. Прокурор может давать письменное указание о передаче уголовного дела для производства предварительного следствия по делам подследственным органам дознания; --предавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи; --разрешать споры о подследственности; --утверждать постановления следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера; --утверждать обвинительное заключение; --возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;  --отменять меру пресечения — заключение под стражу — при установлении на этапе рассмотрения поступившего от следователя уголовного дела с обвинительным заключением нарушения требований закона о предоставлении материалов уголовного дела для ознакомления обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей; --рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения следователя  и др.

 
26.Понятие и значение  прокурорского надзора  за соблюдением законности при издании правовых актов и исполнении законов.

Общий надзор — это отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений. Цель: обеспечение единообразного понимания и точного исп-ия законов, а также обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; обеспечение защиты охр-ых законом интересов общ-ва и гос-ва; обеспечение своевременности предотвращения нарушения закона. Предмет общего надзора: 1)надзор за соблюдением Конституции и исп-ем законов, действующих на терр-рии РФ: объекты: федеральными министерствами, службами,агенствами; гос.комитетами и иными орг.исп.власти; орг.исп.власти суб.РФ;орг.МСУ;орг-ми военного управления; а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 2)надзор за соот-ем закону правовых актов, издаваемых (принимаемых) этими органами.

В предмет прокур-го надзора вкл-ся: Конституция РФ; ФКЗ  и ФЗ; Законы суб.РФ;Уставы муниц-ых образований;Постановления Конституц.суда; Постановления принимаемые палатами Фед.Собрания; 2-стронние и многосторонние м/ународ. Договоры. Хотя законодательно и не прописано, но подлежат прок-му надзору Указы Президента и Постановления Прав-ва.

Особенность общего надзора состоит в том, что основанием применения прокурором своих полномочий явл-ся, как правило, инфо о нарушении закона.

Задачи: 1)повышение правовой культуры долж.лиц, издающих правовые акты 2)выявление пробелов, дефектов действующего зак-ва, потребности в нормативном регулировании принятии мер  к их устранению путем вынесения соотв-го предупреждения в орган обладающий законодательной инициативой. 3)вмешательство прок-ра в связи с поступившей инфо о нарушении закона путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений закона и способ-их этому обстоятельств.

Объект  прокурорского  надзора -  государственные органы,  предприятия,  учреждения,  организации,органы местного самоуправления и другие юридические лица (а также их деятельность, связанная с исполнением законов),  на которые распространяется компетенция прокуратуры. Субъект прокурорского надзора -  участник  прокурорско-надзорной деятельности — прокурор (в узком и широком смысле этого слова), проводящий  проверку исполнения  законов юридическим или физическим лицом (объектом надзора).

30.Особенности  надзора за соблюдением  законности органами, осуществляющими  ОРД.

Обязанность прокурора в этой сфере – осущ-ть надзор за соблюдением положений  закона, регламентирующих ОРД, а в  случае выявления нарушений –  принимать меры, в пределах своей компетенции по устранению нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный  прокурор (вправе осущ-ть надзор за исполнением  Закона об ОРД) – их назначают Ген.прокурор и прокуроры субъектов РФ - обладает полномочиями: 1) проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, на основании информации о неисполнении ими требований закона, либо на основании жалоб граждан, а также в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности; 2) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий; 3) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осущ-их ОРД, если они допустили нарушение закона;4) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 5) при обнаружении признаков преступления прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства сотрудниками оперативных подразделений и др.

Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов. Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке. Осуществляя прок.надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять ОРД.

Особенности этого направления прок.надзора связаны со спецификой деятельности оперативных подразделений, входящих в состав различных органов, а также что принципами такой деят-ти является конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств. Для осущ-ния надзора в сфере ОРД прокуроры должны иметь допуск для работы с документами, содержащими гос.тайну. Специфика деят-ти оперативных подразделений различных ведомств учитывается при разграничении полномочий территориальных и специализированных прокуроров по осущ-нию надзора за исполнением законов в сфере ОРД. Так, военные прокуроры осущ-ют надзор за исполнением ФЗ «Об ОРД» органами ФСБ в ВС РФ, войсках и иных воинских формированиях. Прокуроры субъектов РФ и подчиненные им прокуроры ЗАТО и прокуроры за исполнением законов на спецобъектах осущ-ют прок.надзор за исполнением ФЗ «Об ОРД» оперативными подразделениями органов МВД и ФСБ, действующими в этих ЗАТО и на объектах.

Список  уполномоченных прокуроров направляется для сведения руководителей органов  ОРД.

В целях защиты сведений, содержащих гос.тайну, уполномоченным прокурорам рекомендовано изучать дела непосредственно в помещениях органов, осущ-их ОРД. В прокуратурах д.б. созданы условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах. 

 
31.Вопросы, решаемые  прокурором, и возможные  решения при поступлении  к нему дела  с обвинительным  заключением.

При поступлении дела с обвинительным  заключением прокурор обращает внимание на следующие вопросы: наличие события и состава преступления; полноту, всесторонность и объективность произведённого предварительного следствия; доказанность предъявленного обвинения; соблюдение требований уголовно – процессуального закона; правильность юридической оценки преступления, правильно ли составлено само обвинительное заключение и другие вопросы, указанные в законе.

Прокурор  рассм-ет поступившее от следователя  уголовное дело с обвинительным  заключением и в течение 10 суток  принимает по нему одно из следующих  решений: 1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении угол.дела в суд; 2) о возвращении угол.дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 3) о направлении угол.дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

В предусмотренных  случаях прокурор выносит мотивированное постановление.

Постановление прокурора о возвращении угол.дела следователю м.б. обжаловано им с  согласия руководителя следственного  органа вышестоящему прокурору, а при  несогласии с его решением – Ген.прокурору  РФ с согласия Председателя Следственного комитета либо руководителя следственного органа соответствующего фед. органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; 2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет угол.дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей. Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом.

 
32.Содержание, предмет  и задачи прокурорского  надзора за исполнением  законов в местах  содержания задержанных,  предварительного  заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом. Полномочия прокурора при осуществлении надзора по этой отрасли деятельности.

Лица, находящиеся  под стражей, нуждаются в особой защите со стороны органов государственной власти и в частности прокуратуры. Прокурор специально уполномочен на осуществление надзора за законностью задержания и заключения под стражу. В этих целях он как должностное лицо обязан посещать места содержания под стражей обвиняемых. Рекомендует также производить проверки мест содержания под стражей внепланово, в том числе и в нерабочее время, дабы выявление нарушений закона было наиболее эффективным. Прокурор вправе беспрепятственно проходить в любые помещения мест содержания под стражей, он может общаться с заключенными, а они вправе подать ему жалобу на нарушение их прав. Вся корреспонденция заключенных, направленная в органы Прокуратуры, не подлежит цензуре. Такая корреспонденция незамедлительно передается соответствующему прокурору администрацией места заключения. Предметом надзора являются:— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;— соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;— законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Объектами надзора являются:1) места содержания задержанных;2) места предварительного заключения;3) исправительно-трудовые колонии;4) иные органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом. Задачи: --выявление и устранение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; --выявление и устранение фактов необоснованного помещения в места заключения; --обеспечение гуманных условий содержания. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:1) посещать в любое время органы и учреждения;2) опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;3) знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;4) требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений;5) требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается; 6) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу; 7) осужденных немедленно освобождать своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Пределы прокурорского надзора. В предмет прокурорского надзора не входит оценка судебных решений с точки зрения их законности и обоснованности. При установлении незаконности, необоснованности и несправедливости судебного решения прокурор в рамках другого направления деятельности прокуратуры (участие в рассмотрении дел судами) должен в установленном законном порядке решить вопрос о внесении представления. 

Информация о работе Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за законностью правовых актов и соблюдением законов. Пределы прокурорского надзора