Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:22, доклад
Полномочия прок-ра: 1)направленные на своевременное выявл-ие нарушения закона и способствующим им обстоятельств и установление виновных в этом лиц: а)по предъявлению служеб.удостоверения беспрепятственно входить на терр-ию и в помещения (за исключ.особо важных и режимных объектов – нужен специальный пропуск); б)имеет доступ к интересующим док-ам и материалам, статистических и иных сведений; в)требовать от руководителей органов предостав. Специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе проведения проверки (основание – письменное заявление); г)требовать служебных расследований; д)вызывать долж.лиц и гр-н в прокуратуру для получения объяснений по поводу нарушений закона; е)требовать от руководителей поднадзорных прокурору орг-ов проведения ревизий и инвентаризаций или подведомств. предприятий, учреждений, орг-ий (основание – письменное требование либо мотивировочное постановление).
Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Прокурор при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, в ходе досудебного производства по уголовному делу уполномочен: --проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; ---выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; --требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия; --изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. Прокурор может давать письменное указание о передаче уголовного дела для производства предварительного следствия по делам подследственным органам дознания; --предавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи; --разрешать споры о подследственности; --утверждать постановления следователя о прекращении уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера; --утверждать обвинительное заключение; --возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; --отменять меру пресечения — заключение под стражу — при установлении на этапе рассмотрения поступившего от следователя уголовного дела с обвинительным заключением нарушения требований закона о предоставлении материалов уголовного дела для ознакомления обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей; --рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения следователя и др.
26.Понятие и значение
прокурорского надзора
за соблюдением законности
при издании правовых
актов и исполнении
законов.
Общий надзор — это отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений. Цель: обеспечение единообразного понимания и точного исп-ия законов, а также обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; обеспечение защиты охр-ых законом интересов общ-ва и гос-ва; обеспечение своевременности предотвращения нарушения закона. Предмет общего надзора: 1)надзор за соблюдением Конституции и исп-ем законов, действующих на терр-рии РФ: объекты: федеральными министерствами, службами,агенствами; гос.комитетами и иными орг.исп.власти; орг.исп.власти суб.РФ;орг.МСУ;орг-ми военного управления; а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. 2)надзор за соот-ем закону правовых актов, издаваемых (принимаемых) этими органами.
В предмет прокур-го надзора вкл-ся: Конституция РФ; ФКЗ и ФЗ; Законы суб.РФ;Уставы муниц-ых образований;Постановления Конституц.суда; Постановления принимаемые палатами Фед.Собрания; 2-стронние и многосторонние м/ународ. Договоры. Хотя законодательно и не прописано, но подлежат прок-му надзору Указы Президента и Постановления Прав-ва.
Особенность общего надзора состоит в том, что основанием применения прокурором своих полномочий явл-ся, как правило, инфо о нарушении закона.
Задачи: 1)повышение правовой культуры долж.лиц, издающих правовые акты 2)выявление пробелов, дефектов действующего зак-ва, потребности в нормативном регулировании принятии мер к их устранению путем вынесения соотв-го предупреждения в орган обладающий законодательной инициативой. 3)вмешательство прок-ра в связи с поступившей инфо о нарушении закона путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений закона и способ-их этому обстоятельств.
Объект прокурорского надзора - государственные органы, предприятия, учреждения, организации,органы местного самоуправления и другие юридические лица (а также их деятельность, связанная с исполнением законов), на которые распространяется компетенция прокуратуры. Субъект прокурорского надзора - участник прокурорско-надзорной деятельности — прокурор (в узком и широком смысле этого слова), проводящий проверку исполнения законов юридическим или физическим лицом (объектом надзора).
30.Особенности надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД.
Обязанность прокурора в этой сфере – осущ-ть надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих ОРД, а в случае выявления нарушений – принимать меры, в пределах своей компетенции по устранению нарушенных прав и свобод.
Уполномоченный прокурор (вправе осущ-ть надзор за исполнением Закона об ОРД) – их назначают Ген.прокурор и прокуроры субъектов РФ - обладает полномочиями: 1) проводить проверки исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, на основании информации о неисполнении ими требований закона, либо на основании жалоб граждан, а также в плановом порядке с учетом состояния законности в этой сфере деятельности; 2) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий; 3) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осущ-их ОРД, если они допустили нарушение закона;4) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 5) при обнаружении признаков преступления прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства сотрудниками оперативных подразделений и др.
Прокуратура не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов. Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке. Осуществляя прок.надзор, уполномоченный прокурор не подменяет руководителя органа, оперативные подразделения которого вправе осуществлять ОРД.
Особенности этого направления прок.надзора связаны со спецификой деятельности оперативных подразделений, входящих в состав различных органов, а также что принципами такой деят-ти является конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств. Для осущ-ния надзора в сфере ОРД прокуроры должны иметь допуск для работы с документами, содержащими гос.тайну. Специфика деят-ти оперативных подразделений различных ведомств учитывается при разграничении полномочий территориальных и специализированных прокуроров по осущ-нию надзора за исполнением законов в сфере ОРД. Так, военные прокуроры осущ-ют надзор за исполнением ФЗ «Об ОРД» органами ФСБ в ВС РФ, войсках и иных воинских формированиях. Прокуроры субъектов РФ и подчиненные им прокуроры ЗАТО и прокуроры за исполнением законов на спецобъектах осущ-ют прок.надзор за исполнением ФЗ «Об ОРД» оперативными подразделениями органов МВД и ФСБ, действующими в этих ЗАТО и на объектах.
Список уполномоченных прокуроров направляется для сведения руководителей органов ОРД.
В целях
защиты сведений, содержащих гос.тайну,
уполномоченным прокурорам рекомендовано
изучать дела непосредственно в помещениях
органов, осущ-их ОРД. В прокуратурах д.б.
созданы условия, обеспечивающие защиту
от разглашения сведений, содержащихся
в представляемых прокурору оперативно-служебных
документах.
31.Вопросы, решаемые
прокурором, и возможные
решения при поступлении
к нему дела
с обвинительным
заключением.
При поступлении дела с обвинительным заключением прокурор обращает внимание на следующие вопросы: наличие события и состава преступления; полноту, всесторонность и объективность произведённого предварительного следствия; доказанность предъявленного обвинения; соблюдение требований уголовно – процессуального закона; правильность юридической оценки преступления, правильно ли составлено само обвинительное заключение и другие вопросы, указанные в законе.
Прокурор рассм-ет поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении угол.дела в суд; 2) о возвращении угол.дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 3) о направлении угол.дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
В предусмотренных случаях прокурор выносит мотивированное постановление.
Постановление
прокурора о возвращении угол.
После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет угол.дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей. Копия обвинительного заключения с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом.
32.Содержание, предмет
и задачи прокурорского
надзора за исполнением
законов в местах
содержания задержанных,
предварительного
заключения, при исполнении
наказаний и иных мер
принудительного характера,
назначенных судом.
Полномочия прокурора
при осуществлении надзора
по этой отрасли деятельности.
Лица, находящиеся
под стражей, нуждаются в особой
защите со стороны органов