Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за законностью правовых актов и соблюдением законов. Пределы прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:22, доклад

Краткое описание

Полномочия прок-ра: 1)направленные на своевременное выявл-ие нарушения закона и способствующим им обстоятельств и установление виновных в этом лиц: а)по предъявлению служеб.удостоверения беспрепятственно входить на терр-ию и в помещения (за исключ.особо важных и режимных объектов – нужен специальный пропуск); б)имеет доступ к интересующим док-ам и материалам, статистических и иных сведений; в)требовать от руководителей органов предостав. Специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе проведения проверки (основание – письменное заявление); г)требовать служебных расследований; д)вызывать долж.лиц и гр-н в прокуратуру для получения объяснений по поводу нарушений закона; е)требовать от руководителей поднадзорных прокурору орг-ов проведения ревизий и инвентаризаций или подведомств. предприятий, учреждений, орг-ий (основание – письменное требование либо мотивировочное постановление).

Файлы: 1 файл

Прокурор.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

22.Полномочия  прокуроров при  осуществлении надзора  за законностью  правовых актов  и соблюдением  законов. Пределы  прокурорского надзора.

Полномочия  прок-ра: 1)направленные на своевременное выявл-ие нарушения закона и способствующим им обстоятельств и установление виновных в этом лиц: а)по предъявлению служеб.удостоверения беспрепятственно входить на терр-ию и в помещения (за исключ.особо важных и режимных объектов – нужен специальный пропуск); б)имеет доступ к интересующим док-ам и материалам, статистических и иных сведений; в)требовать от руководителей органов предостав. Специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе проведения проверки (основание – письменное заявление); г)требовать служебных расследований; д)вызывать долж.лиц и гр-н в прокуратуру для получения объяснений по поводу нарушений закона; е)требовать от руководителей поднадзорных прокурору орг-ов проведения ревизий и инвентаризаций или подведомств. предприятий, учреждений, орг-ий (основание – письменное требование либо мотивировочное постановление).

2)направлены на устранение выявленных нарушений закона и привлечение к отв-ти лиц виновных в нарушении закона: а)возбужд-ть производство по администрати-ым правонар-ям; б)предостерегать долж.лиц о недопустимых нарушениях закона; в)вносить в гос. и иные органы представления об устранении выявленных нарушений закона и способствующих этому обстоятельств; г)опротестовывать противореч-ие закону правовые акты либо обращаться в суды общей юрисдикции с заявлением о признании таких актов недействительными.

Кроме того у прок-ра есть след.полномочия: 1)принимать меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного нарушеним закона 2)обращаться в интересах гос.., кооператив. органов, общественных орг-ий и граждан с исковыми заявлениями в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Органы  прокуратуры, проверяя соблюдение законов, не должны обследовать работу учреждений и организаций и затрагивать вопросы их оперативно-хозяйственной деятельности. Эти проверки касаются лишь вопросов, имеющих правовой характер,  и производятся путём ознакомления с постановлениями, решениями, приказами, распоряжениями, инструкциями, жалобами и другими документами, характеризующими состояние законности, с целью установления законности действий проверяемых учреждений и организаций, а также законности принимаемых ими мер по устранению нарушений и причин, им способствующих.

 
23.Методы надзорной  деятельности и  акты прокурорского  реагирования на  нарушения законов: понятие протеста, представления, постановления.

Методика прокурорского  надзора -  это   совокупность методов  и приемов, применяемых прокурорами  в целях выявления, устранения и  предупреждения нарушений законов  и способствующих им обстоятельств. А)  Общая методика  прокурорского надзора —  научно обоснованная система апробированных и выверенных методов,  приемов  и  технических  средств,  направленных  на  эффективное  применение  полномочий  прокурора  в целях установления, проверки нарушений законов и принятия мер к их устранению. Б)   Частная   методика   прокурорского   надзора   характеризуется   использованием   прокурором   имеющихся возможностей  применительно  к  конкретным  сферам  правовых  отношений,  иерархическому  уровню  объектов надзора,  видам деятельности,  в процессе  которых допускаются правонарушения,  требующие прокурорского реагирования   путем   их   индивидуализации   и   учета   особенностей   факторов,   обусловливающих   специфику правонарушений и деятельности прокурора по восстановлению нарушенной законности.

Средства  реагирования на выявленные нарушения закона

  1. Протест

     Применяются в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора выявляются приказы, распоряжения, постановления  и иные акты, полностью или частично не соответствуют Конституции и иным законам.

     Содержание  протеста заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие закону акты, приведение акта в соответствие с  действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, его принявшему, либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Реквизиты: 1)вводная часть:*место и дата вынесения протеста; *наименование органа или долж.лица который издал правовой акт; *наименование опротестов.акта; 2)описательная часть: *изложение содержания опротестованного акта или его части, кот-ая проиворечит закону; *юр-ое обоснование протеста 3)резолютивная: *предложение о том что следует сделать д/устанения нарушения *установ-ие сроков рассмотрения протеста *наименование должности, звания фамилия.

  1. Постановление Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Основание: наличие административного проступка. Реквизиты: 1)вводная: *место, дата *наименование, должн., звания, фамилия *указание органа или лица, которому направляется постановление 2)описательная: *изложение существа нарушения закона причин и условий способствующ.этому *ссылка на закон который нарушен 3)Резолютивная: *предложение прокурора о наложения наказания. *разъяснение о праве обжаловать в вышестоящ.прок-ру; *предложение о рссмотрении постановления в 10-днев-ый срок; *наименов-ие должности, звания ФИО.

     3) Представление (-наличие выявленных правонарушений., обстоят-в способ-щих правонарушению, а также необх-ть предупредить их в будущем). Означает право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали угрозу интересам личности, общества или государства, обращенное к органам и должностным лицам, обладающими правомочиями устранить выявленное нарушение закона. Срок:безотлагательное рассмотрение и устранение в месячный срок. Реквизиты: 1)вводная см.предыдущ. 2)описательная: *изложение существа выявленных нарушений закона, причин и условий способствующих этим нарушениям, указание на конкретных лиц виновных в них; *источник получения сведений 3)*предложение о рассмотрении представления и принятия конкретных мер по устранению нарушения; *предложение прокурора о привлечении к ответ-ти виновных в нарушении лиц; *меры предлагаемые прк-рой для устранения нарушений закона; *наименов. прок-ра, долж., ФИО, звания. 

    4)Предостережение

     Предостережение о недопустимости нарушения законов  применяется когда прокурор в  процессе общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объектов надзора готовятся совершить противоправное деяние. В целях предупреждения таких деяний прокурор в тексте предостережения сообщает указанным лицам об имеющейся у него информации и о том, что при совершении деяний они могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке.

     Применение  предостережений исключительная компетенция  прокурора и его заместителя, основанием для него является достоверная  информация о готовящихся противоправных деяниях.

     Применению  предостережения должна в обязательным порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

     Предостережение оформляется в письменной форме  и объявляется должностному лицу под расписку непосредственно в  прокуратуре.

Реквизиты: 1)вводная:*долж.,ФИО, место жит-ва лица которому объявляется  предостережение; *время и место  применение предостережение 2)описательная: *излагается сущность возможного допущения  нарушения с указанием закона 3)Резолютивная: *разъяснение сущности предостережения и право на обжалование *ФИО, должн.,звание; *и подпись

5) Заявление в суд. Стр-ра и требования установлены процессуальным зак-вом. К заявлению м.б. приложены копии актов прокурорского реагирования, копии решений должностных лиц. 

 
24.Содержание и задачи правовой базы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие и дознание.

Предметом надзора является соблюдение прав и  свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Объекты прокурорского надзора — оперативные подразделения государственных органов исполнительной власти, наделенных федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности:1) органы внутренних дел РФ; 2) органы Федеральной службы безопасности; 3) Федеральные органы государственной охраны; 4) органы Федеральной таможенной службы РФ; 5) Службы внешней разведки РФ; 6) органы Федеральной службы исполнения наказаний; 7) органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Задачами  надзора за ОРД  являются: выявление, устранение, предупреждение нарушений законов в деятельности органов, осуществляющих ОРД. Также: охрана и защита прав и свобод личности; обеспечение верховенства закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий; обеспечение мер по раскрытию преступлений и привлечению виновных к ответственности; предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов, осуществляющих ОРД.

Прокурорский  надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание и предварительное следствие, — деятельность соответствующих прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) в пределах их компетенции с использованием предоставленных законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.

Задачи: обеспечивалась защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; никто не подвергался незаконному и необоснованному обвинению и ограничению прав и свобод; лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом; соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.д.); выявлялись причины совершения преступлений и способствовавшие им условия, принимались меры к их устранению.

Правовую  основу прокурорского надзора составляют: Закон о прокуратуре; Закон об оперативно-розыскной деятельности; УПК РФ; приказ Ген.прокуратуры РФ «Об организации надзора за исполнение ФЗ «Об ОРД»; приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»; приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007  г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования» и др.

 
25.Полномочия прокурора  при осуществлении  надзора за соблюдением  законности органами  предварительного  следствия и дознания.

Предметом надзора является соблюдение прав и  свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и  сообщений о совершенных и  готовящихся преступлениях, законности проведения расследования, а также  законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

К объектам прокурорского  надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные  органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиямиосуществлять предварительное следствие и дознание. Прокурор не вправе возбуждать уголовное дело и проводить предварительное расследование, избирать меры принуждения и осуществлять следственные действия.

Прокурор не компетентен отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; разрешать отводы, заявленные следователю; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; продлевать срок предварительного следствия; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. В настоящее время данные полномочия переданы руководителю следственного органа, поэтому требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор направляет руководителю следственного органа. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, носят властно-распорядительный характер. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: --проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; --выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; --получать копию постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении дознания и прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования; --разрешать споры о подследственности; --требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания; --давать согласие на отмену или изменение меры пресечения, избранной дознавателем с его согласия; --продлевать срок дознания; --отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя; --утверждать обвинительный акт по уголовному делу.  --возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков; --рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя и др.

Информация о работе Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за законностью правовых актов и соблюдением законов. Пределы прокурорского надзора