Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:49, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и анализ уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение земельного правонарушения, определить элементы правонарушения, правовые основания и условия уголовной ответственности за земельное правонарушение, определить основания разграничения видов ответственности, дать характеристику признакам субъективной объективной стороны, ответственности за нарушение земельного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ……………………………….4
1.1. Общая характеристика правовой охраны земель…………………………4
1.2. Понятие земельных преступлений……..…...………………………..……5
1.3. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые в сфере землепользования...…………………………………………………………..…..7
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ. ПРИЧИНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, МЕРЫ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ………..……………………………….9
2.1. Регистрация незаконных сделок с землей………………………………...9
2.2. Порча земли………………………………………………………………..13
2.3. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов…………………………………………………………….16
2.4. Основные причины земельных преступлений, меры по их предупреждению ….……………………………..……………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….31
Повышение эффективности уголовно-правовой охраны земельных отношений, по нашему мнению, должно осуществляться по двум направлениям.
Во-первых, это дальнейшее совершенствование уголовно-правового регулирования охраны земли. Оно по-прежнему является далеко не социально адекватным.
Многие уголовно-правовые нормы, да и правовые нормы в целом, не обеспечивают интересы всего общества при обеспечении гарантий каждого субъекта земельных отношений (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) и не ставят преград противоправному поведению, злоупотреблению правом.
Поэтому важно сконструировать такую нормативно-правовую модель человеческих поступков, которая устанавливала бы неразделимую связь между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.
Другое направление - это улучшение правоприменительной практики. Исключение ситуаций, когда даже совершенные (справедливые) нормы введенные для пользы людей, на практике обращаются против благополучия этих людей.
Этому обстоятельству во многом способствуют низкий профессиональный уровень следователей, уполномоченных осуществлять предварительное расследование по указанной категории уголовных дел, неоднозначная судебная практика, несовершенства ведомственной нормативной правовой базы, регламентирующей порядок ценообразования. В результате имеют место многочисленные ошибки и неточности при определении ущерба от преступлений в сфере оборота земли. Поэтому неудивительно, что громких уголовных дел против земельных рейдеров общество до сих пор не знает.
В рамках противодействия криминалитету в земельных отношениях представляется необходимым разработка и реализация мер предупредительного характера, улучшение координации действий органов, осуществляющих учет и распределение земель, контроль за ними, природоохранных, правоохранительных структур. И в этой связи полагаю, что в разрабатываемой Федеральной целевой программе профилактики преступлений и правонарушений на 2009-2012 г.г. эти вопросы должны найти свое отражение.[8]
Так же думаю, нужно отметить причинный комплекс экологических преступлений включает, множество самых разнообразных факторов. Базовый характер имеют диспропорции и противоречия экономического развития, нарушающие равновесие в системе взаимодействия человека (общества) с природой. Состояние экономики таково, что пока она поддерживается на плаву не за счет передовых технологий, тщательной организации и высококвалифицированного труда в машиностроении, легкой, пищевой и других отраслях перерабатывающей промышленности, в аграрном секторе, а в основном за счет того, что, как говорится, Бог послал - богатых природных ресурсов. Этот процесс зашел так далеко, что одной из доминант общественного сознания стала опасная иллюзия о неисчерпаемости природных богатств России. Применительно к рассматриваемому виду преступности также можно констатировать неблагоприятное сочетание объективных и субъективных детерминант противоправного поведения. Так, одни предприятия с вредным производством хотели бы построить и ввести в действие современные очистные сооружения, принять иные меры, обеспечивающие экологическую безопасность, но не могут сделать этого из-за отсутствия средств, связанного с тяжелым финансовым положением. У других такие средства есть, но в погоне за прибылью любой ценой, а порой и просто вследствие экологической безграмотности руководителей соображения экологической безопасности отодвигаются на задний план или вовсе не принимаются в расчет. Ситуация осложняется отсутствием или неэффективностью экологического надзора, бездеятельностью контролирующих и правоохранительных органов. В результате экологические правонарушения становятся нормой хозяйственной жизни, остаются безнаказанными, что способствует их значительному распространению и усугублению вредных для природы последствий.
Большое криминогенное значение имеет низкая экологическая культура широких слоев населения. Потребительское, а порой и откровенно рваческое отношение к природе сложилось и в тех регионах, где ее богатства являются не единственным или основным источником существования, а лишь подспорьем для семейного бюджета либо предметом чисто спортивной охоты, рыболовства и т.п. В этой связи можно отметить такую характерную особенность личности тех, кто совершает экологические преступления и другие правонарушения, как их своеобразную специализацию на данном типе противоправного поведения: эти люди никогда не обманут других, не украдут чужое имущество, никого не ограбят и т.д. (в этом отношении они вполне законопослушны), но они всегда готовы поживиться за счет природы и способны на серьезные преступления, причиняющие ей большой вред.
Рассматривая причинный комплекс экологических преступлений, нельзя не отметить как характерную особенность последних лет значительное усиление зарубежной экспансии, посягающей на экологическую безопасность страны. Территория России все чаще используется зарубежными государствами и фирмами для хранения и захоронения радиоактивных материалов и высокотоксичных отходов, создания опасных для природной среды производств, внедрения экологически грязных технологий. В этой связи можно привести такой пример, показывающий, как расчетливо и в общем-то беспардонно действуют некоторые зарубежные партнеры. В сложных внешнеэкономических связях есть едва ли не уникальный факт, когда сырье не вывозится из России, а ввозится в нее. Это импорт глинозема, используемого для производства алюминия. Объяснение данному внешнеэкономическому парадоксу одно: это производство сильно загрязняет окружающую среду, и зарубежные фирмы (а, возможно, и правительства, другие органы власти иностранных государств) таким образом, позаботились за чужой счет о своей экологической безопасности.
Одним из условий, способствующих рассматриваемым преступлениям, являются пробелы, декларативность и другие недостатки природоохранного законодательства. Финансирование, техническая оснащенность, кадровое и иное ресурсное обеспечение природоохранных служб не соответствуют сложности решаемых ими задач.
Низка эффективность экологического воспитания и просвещения граждан.
Для предупреждения экологических преступлений решающее значение имеет ограничение сфер и силы действия, а по возможности — и устранение порождающих их экономических противоречий и диспропорций. Именно на базе хорошо просчитанных, научно обоснованных, ресурсообеспеченных мер экономического характера можно восстановить равновесие в системе "человек (общество) - природа", уберечь окружающую среду от масштабных противоправных посягательств на нее, сохранить ее для будущих поколений. Особенно это касается добывающих, металлургических, энергетических и других отраслей промышленности, интенсивно воздействующих на природную среду, а также кладовой природы в виде лесных, рыбных и других богатств.
В целях недопущения вредоносного воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания, предупреждения экологических преступлений необходимо обеспечить обязательную экологическую экспертизу всех крупных действующих и проектируемых хозяйственных объектов.
С учетом того, что на экологической ситуации сказываются результаты деятельности множества хозяйствующих субъектов, различных отраслей промышленности и аграрного сектора экономики, самых разнообразных властно-управленческих структур, актуальной задачей является обеспечение надлежащей скоординированности их усилий по охране окружающей среды. В той мере, в какой это касается предупреждения экологических преступлений, более заметной должна быть координирующая роль прокуратуры, тем более что в ее составе функционируют специализированные природоохранные органы.
В предупреждении экологических правонарушений хорошо зарекомендовали себя общественные объединения, международные неправительственные организации экологического профиля, известное во всем мире движение "зеленых". Государство должно всячески поощрять осуществляемую в законных формах общественную активность по охране природных богатств, защите окружающей среды, строго взыскивать с тех должностных лиц, которые исходя из сиюминутных узковедомственных интересов нередко препятствуют деятельности негосударственных объединений и организаций экологической направленности.
Говорить всерьез о неотвратимости наказания за все экологические преступления пока не приходится. Однако обеспечение более полного использования превентивных возможностей соответствующих уголовно-правовых запретов (норм, включенных в главу 26 УК РФ) является одной из важных задач правоохранительных органов.
Дополнительные возможности для усиления работы по предупреждению экологических преступлений и правонарушений появляются в результате создания в некоторых регионах экологической милиции.
В предупреждение экологических преступлений вносят свой вклад многочисленные государственные природоохранные органы, в том числе различные инспекции, контрольно-надзорные службы по охране лесов, вод, земельных угодий, рыбных запасов, охотничьих ресурсов. Их профилактическая деятельность была бы более результативной при условии улучшения ее финансирования, должного материально-технического, кадрового и иного ресурсного обеспечения, усиления социальной и правовой защиты сотрудников.
Большое значение для предупреждения экологических преступлений имеет дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства.
Задачей общегосударственной важности является создание в стране отлаженной, эффективной системы экологического просвещения и воспитания, функционирование которой должно способствовать формированию у населения бережного отношения к растительному и животному миру, всей природе. Здесь не меньше, чем в экономике, все люди, тем более должностные лица, государственные и муниципальные служащие должны стать рачительными хозяевами, живущими не только сегодняшним днем, но и думающими о будущем, о том, какая природная среда будет оставлена потомкам.[9]
Профилактика земельных правонарушений достигается проведением следующих мероприятий:
1) обеспечением информацией; наличие ее позволяет разработать эффективные мероприятия по предотвращению и устранению земельных правонарушений. Государственный земельный кадастр и мониторинг земель дают информацию, необходимую для разработки республиканских и региональных программ по охране земель, позволяют определять границы, запрещающие изъятие земель сельхозназначения для несельскохозяйственных нужд, предотвращают нарушения приоритета сельскохозяйственных угодий; информация о состоянии деградированных земель позволяет принять меры их консервации в порядке, предусмотренном Правительством РФ, сохранить и восстановить эти угодья;
2) применением правовых норм и реализацией мероприятий, носящих упреждающий нарушения характер. Например, запрещение финансирования проектно-изыскательских работ до принятия органом местного самоуправления (местной администрации) решения о предварительном согласовании места размещения объекта позволяет устранить причины и условия неправильного размещения строительства и гарантировать соблюдение законности в земельных отношениях;
установление повышенных цен на экологически чистую продукцию упреждает выращивание овощей и корнеплодов с повышенным содержанием нитратов; освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии освоения, упреждает оставление этих участков без использования по причине недостаточности средств у землепользователя;
3) стимулирование мероприятий, устраняющих нарушения. Например, выделением из республиканского или местного бюджета средств для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эту землю, пользователи стимулируются к выполнению трудоемких и невыгодных работ;
4) применением принципа гласности при рассмотрении дел о предоставлении и изъятии земельных участков. Так, обязанность местной администрации информировать население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выяснять мнение граждан через формы непосредственной демократии предотвращает возможные злоупотребления в земельных отношениях;
5) проведением единообразной системы профилактической работы. Например, структура и содержание мониторинга земель и государственного земельного кадастра, а также порядок их осуществления и ведения определяются Правительством РФ, что обеспечивает единообразные методы получения информации; ведение кадастра за счет средств республиканского бюджета и силами специально уполномоченного на то органа Госкомзема; гарантирует получение точной информации о землях, а значит, и разработку правильных мероприятий по профилактике земельных правонарушений;
6) выявлением причин и условий земельных правонарушений как обязательного элемента при рассмотрении дела о наказаниях. Так, при рассмотрении дела об административном проступке орган (должностное лицо) при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие органы и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий (ст. 265 КоАП); суд, обнаружив в деле о привлечении виновных к материальной ответственности существенные недостатки в деятельности организаций или должностных лиц, выносит и направляет им частное определение (ст. 225 ГПК); аналогичные частные определения могут выноситься и в ходе рассмотрения уголовных дел, а также следователем в ходе предварительного следствия;
7) своевременным и добровольным устранением земельных нарушений, допущенных лицами, использующими землю. Например, виновному в порче земель выгоднее самому возместить сумму причиненного правонарушением ущерба, поскольку при обращении в суд ему придется платить значительную сумму пошлины дополнительно к возмещаемому ущербу и возмещать судебные издержки (ст. 80, 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Эффективная реализация процессуального института земельно-правовой ответственности, таким образом, заключается в одновременном совершении двух действий: применении ответственности и проведении профилактической работы по предотвращению земельных правонарушений. Оба эти вида работ взаимосвязаны. Невозможно только наказаниями обеспечить законность в земельных отношениях, а одни лишь профилактические меры не смогут ее укрепить.
Подводя итог, можно сделать следующее заключение.
1. В земельном праве имеется земельно-процессуальный институт, подобно тому как существует административно-процессуальный институт в системе административного права и отрасли гражданского и уголовного права, которые обеспечиваются гражданским и уголовным процессом соответственно.
2. Нормы земельно-правового процесса содержатся преимущественно не в земельном, а в других отраслях права (административном, гражданском, трудовом и т. п.).
3. Земельно-правовой процесс состоит из двух частей:
а) правовой процедуры применения норм ответственности за земельные правонарушения;
б) профилактики земельных правонарушений.
4. Каждая из этих частей реализуется на практике с соблюдением определенных правил: правоприменительная процедура состоит из семи основных этапов: выявление нарушения; документальное закрепление его; возбуждение дела; расследование возбужденного дела; вынесение решения; исполнение решения; завершение исполнения; профилактика земельных правонарушений достигается путем обеспечения информацией, наличие которой позволяет разработать эффективные мероприятия; применением правовых норм и реализацией мероприятий, упреждающих нарушения; стимулированием мероприятий, устраняющих нарушения; применением принципа гласности при рассмотрении дел о предоставлении и изъятии земельных участков; проведением единообразной системы профилактической работы; выявлением причин и условий земельных правонарушений в качестве обязательного элемента при рассмотрении дел о наказаниях; своевременным и добровольным устранением нарушений лицами, использующими землю.
Информация о работе Ответственность за преступления, совершаемые в сфере землепользования