Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:49, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и анализ уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение земельного правонарушения, определить элементы правонарушения, правовые основания и условия уголовной ответственности за земельное правонарушение, определить основания разграничения видов ответственности, дать характеристику признакам субъективной объективной стороны, ответственности за нарушение земельного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ……………………………….4
1.1. Общая характеристика правовой охраны земель…………………………4
1.2. Понятие земельных преступлений……..…...………………………..……5
1.3. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые в сфере землепользования...…………………………………………………………..…..7
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ. ПРИЧИНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, МЕРЫ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ………..……………………………….9
2.1. Регистрация незаконных сделок с землей………………………………...9
2.2. Порча земли………………………………………………………………..13
2.3. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов…………………………………………………………….16
2.4. Основные причины земельных преступлений, меры по их предупреждению ….……………………………..……………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….31
В связи с этим имеются серьезные сомнения в целесообразности выделения искажения учетных данных государственного земельного кадастра в качестве специального состава служебного подлога. Непонятно, почему подлог в таких серьезных официальных документах наказывается по ст. 170 УК значительно менее строго, чем другие случаи служебного подлога. Несогласованность санкций здесь очевидна.
Деяние, предусмотренное ст. 170, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Рассмотрим случай судебной практики: В Москве все более тщательной проверке подвергается одна из сделок с землей, принадлежавшей строительной компании "Интеко" жены экс-мэра Елены Батуриной. Следователи МВД России выясняют, не были ли незаконно задействованы в этом средства из бюджета города - ни много ни мало 13 миллиардов рублей.
Участок земли в 58 га в ближнем Подмосковье был продан в 2009 году, когда рынок недвижимости в Москве был совершенно парализован. Приобрела его малоизвестная компания, причем по цене намного выше потенциальной во времена бума. Сделка была профинансирована "Банком Москвы", 46% акций которого составляет доля столичного правительства. Эти средства пошли в счет погашения долгов Батуриной.
Скандальные подробности сделки раскрывает The Financial Times, на материалы которой ссылается InoPressa. Газета пишет, что продажа участка земли состоялась 25 июня 2009 года, а всего тремя неделями ранее, 3 июня Мосгордума одобрила перевод из бюджета 15 миллиардов рублей на увеличение капитала муниципального банка.
Компания, которая приобрела участок, - малоизвестная "Премьер-Эстейт" - была учреждена с уставным капиталом всего в 10 тысяч рублей менее чем за три месяца до получения ею кредита от "Банка Москвы" в размере 13 миллиардов. "Премьер-Эстейт" была основана другой компанией, "Кузнецкий Мост Девелопмент" (КМД), для некоего клиента, имя которого руководством не разглашается.
За истекший период компания была продана. КМД заявляет, что земля "Интеко" была приобретена по рыночной цене, а также - что все еще участвует в проекте строительства жилья в качестве "fee-девелопера" (компания, привлекающая финансирование и оформляющая разрешительную документацию без собственных как был уверен в его успехе.
Дело было заведено по результатам проверки, проводившейся СКП по обращениям вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского и лидера движения "Солидарность" Бориса Немцова. Политики указали, что, по их мнению, земельные участки, находящиеся в пойме реки Раменки, незаконно оказались в распоряжении структур, подконтрольных Батуриной.
На данном этапе следствия уголовное преследование грозит не самой Батуриной, а тем, кто оформлял эту землю, так же стало известно, что Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве в связи с незаконным предоставлением подконтрольной Батуриной компании права собственности на землю, выделенную иностранным дипломатам.
Однако, согласно материалам расследования МВД, теперь участок земли принадлежит британской инвестиционной группе Argo Capital Partners Fund, купившей его в конце прошлого года. Ее представители от комментариев воздерживаются.[4]
Таким образом, что бы обеспечить законную экономическую деятельность и определенные гарантии для ее осуществления, государство стремится это сделать том числе и с помощью уголовно-правовых мер. В этих целях устанавливается ответственность за различные виды воспрепятствования законной предпринимательской или иной экономической деятельности, нарушение условий ее осуществления для должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
2.2. Порча земли
Статья 254 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшими причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Квалифицирующими признаками являются: совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также причинение по неосторожности смерти человека.
Чрезвычайно сложно сформулированная статья содержит в себе признаки материального основного состава преступления с альтернативными признаками объективной стороны по характеру деяния и причиняемого вреда (ч. 1) и квалифицированных составов преступления, различающихся по степени общественной опасности и ее содержанию (ч. 2 и 3). В ней предусмотрены преступления небольшой и средней тяжести.
Социально-поведенчески такого рода деяния являются очень распространенными. Приведем некоторые данные.
Площадь земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых и геологоразведочных работах, составляет 697,6 тыс. га; при торфоразработках — 300,5 тыс. га; в 1996 г. рекультивировано всего 79,9 тыс. га нарушенных земель, на 80,2 тыс. га меньше, чем в 1995 г. Тяжелыми металлами загрязнено 1,4 млн. га земель сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 1 января 1997 г. площади деградированных оленьих пастбищ составляли 230,6 млн. га, из которых 32% — сильной, 46,6% — средней и 21,4% — слабой деградации. Каждый третий гектар пашни и пастбищ является эродированным и нуждается в осуществлении мер защиты от деградационных процессов; распаханность территории России превышает экологически допустимые пределы. Крупнейшей экологической проблемой России становится загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами: абсолютное большинство (89-96%) аварийных разливов вызывают необратимые повреждения; за последние 5-6 лет доля аварий на промысловых и магистральных трубопроводах возросла на 60-70%.
Как и ранее, в 1996 г. 53,5% из числа нарушений законодательства об охране земель пришлось на их загрязнение и засорение; 16 тыс. выявленных объектов захламления земель, в том числе несанкционированными свалками, занимают площадь 32 тыс. га. Кроме того, 62 тыс. га занято шламонакопителями и хвостохранилищами (т. е. специальными емкостями для хранения жидких и других отходов), более 100 тыс. га — отвалами, терриконами, причем общее количество отходов, накопленных на этих объектах, как отмечают специалисты, не поддается учету.
Приведенные данные свидетельствуют о высокой степени общественной опасности противоправного поведения, нарушающего законодательство об охране земель, о недостаточной эффективности мер юридической ответственности.
Цель данной статьи - охрана земли путем предотвращения ее порчи, т. е. ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которого является земля. Применяется эта статья в сфере деятельности землепользователей, а также субъектов хозяйственной и иной деятельности по обращению с опасными химическими и биологическими веществами либо деятельности, в результате которой производятся вредные для состояния земли продукты (отходы).
Предметом данного преступления является земля как любые виды земельных участков (угодий), освоенные, осваиваемые, не осваиваемые человеком, независимо от форм собственности или характера владения ею, в том числе земли: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов, занятые под нужды промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; лесного и водного фонда, а также земли запаса. Смежным в смысле данной статьи понятием с термином “земля” является термин “почва” как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли, характеризующийся плодородием. Объективная сторона данного преступления представляет деяние, выраженное в форме отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности и совершенное путем нарушения правил обращения с удобрениями, стимулятором роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами в процессе обращения с ними. Например, привидение земли в негодность вследствие применения ядохимикатов с нарушением правил, уничтожение плодородного слоя почвы и т.п.
К иным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которые подлежат обязательной государственной регистрации на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ».
Законодатель не допускает расширительного толкования, поэтому порча земли, какая бы она не была по масштабу и наступившим последствиям, если только причинена веществами, не названными в статье, исключает ее применение. Удобрения и химикаты действительно часто использовались в прошлом, но в связи с упадком экономики немного хозяйств применяют их в настоящее время. Источники порчи земли сейчас иные. В основной массе это нефтепродукты, мазут. Обратимся к практике. Приговором Сызранского райсуда Самарской области К. и С. Были осуждены 20 июля 1999 года по статьям 167 часть 2, 158 часть 2 пункт а, б, в УК РФ за то, что неоднократно совершали кражи дизельного топлива из трубопровода Куйбышев - Брянск АО «Юго-Запад Транснефтепродукт», похитив нефтепродукты на общую сумму 189 932 руб. При этом был допущен разлив на грунт дизельного топлива в количестве 199 791 т на сумму 272 252 руб., создавший реальную угрозу взрыва при сверлении трубопровода. Кроме того, на ликвидацию аварий было затрачено 619 424 руб. Однако действия С. и К. не были квалифицированы по статье 254 УК РФ из-за того, что дизельное топливо к источникам загрязнения земли по данной статье не относится. С. и К. понесли ответственность лишь за хищение и умышленное уничтожение чужого имущества.[5]
Саратовской природоохранной прокуратурой 17 февраля 1997 г. Было возбуждено уголовное дело по ст. 246 УК РФ по факту прорыва сварного шва магистрального трубопровода Самара-Тихорецк в Энгельсском районе Саратовской области, вследствие которого была загрязнена нефтепродуктами большая площадь земельных ресурсов в водоохраной зоне реки Волга и ее притока реки Мечетка. Квалификация действий также не была произведена по ст. 254 УК РФ, поскольку нефтепродукты не относятся к источникам загрязнения земли, предусмотренным данной статьей. Уголовное дело № 8597 // Архив материалов практики Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры за 1997 год. Данные примеры доказывают недейственность ст. 254 УК РФ и таким образом отсутствие реальной защиты земли от порчи. Следовало бы пересмотреть редакцию данной статьи, приблизив ее к реалиям жизни, закрепив все источники и способы порчи земли.[6]
Иногда суды необоснованно отказывают в иске, ссылаясь на отсутствие специальных методик для расчета размера ущерба. В частности, Рязанский областной арбитражный суд отказал в иске областному комитету по охране окружающей природной среды к АО "Рязанский сельский строительный комбинат" о возмещении вреда, причиненного в результате загрязнения земель. Истцом на территории ответчика были выявлены несанкционированные места складирования токсичных отходов. Суд мотивировал свой отказ в удовлетворении исковых требований тем, что истцом не доказан факт причинения ущерба в результате захламления территории, а также не представлен обоснованный расчет предполагаемого ущерба. Кроме того, суд в решении отметил, что законодательством не установлены критерии, позволяющие определить степень загрязнения земель. В соответствии с нормами действующего законодательства расчет причиненного ущерба должен был быть произведен истцом на основании Порядка определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденного письмами Минприроды России 04-25 и Роскомзема 61-5678 от 27 декабря 1993 г. Однако и отсутствие методики расчета ущерба не может служить основанием отказа в исковых требованиях.
За нарушение прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в статье 62 ЗК РФ предусмотрено возмещение убытков в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (см. комментарий к ст. 62 ЗК РФ).
2.3. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Природно-заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ):
-государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
-национальные парки;
-природные парки;
-государственные природные заказники;
-памятники природы;
-дендрологические парки и ботанические сады;
-лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.
Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:
-штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
-лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
-исправительными работами на срок до 2 лет.
В статье содержится материальный состав с альтернативными признаками по предмету посягательства. Квалифицирующие признаки отсутствуют, поэтому размеры значительного ущерба определяются судом на основании нормативных актов экологического законодательства по усмотрению, так же как и степень общественной опасности деяния.
Информация о работе Ответственность за преступления, совершаемые в сфере землепользования