Ответственность за преступления, совершаемые в сфере землепользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение и анализ уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение земельного правонарушения, определить элементы правонарушения, правовые основания и условия уголовной ответственности за земельное правонарушение, определить основания разграничения видов ответственности, дать характеристику признакам субъективной объективной стороны, ответственности за нарушение земельного законодательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ……………………………….4
1.1. Общая характеристика правовой охраны земель…………………………4
1.2. Понятие земельных преступлений……..…...………………………..……5
1.3. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые в сфере землепользования...…………………………………………………………..…..7
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ. ПРИЧИНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, МЕРЫ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ………..……………………………….9
2.1. Регистрация незаконных сделок с землей………………………………...9
2.2. Порча земли………………………………………………………………..13
2.3. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов…………………………………………………………….16
2.4. Основные причины земельных преступлений, меры по их предупреждению ….……………………………..……………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……….31

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Социально-поведенчески нарушения режима особо охраняемых территорий и объектов характеризуются распространенностью и меньшей латентностью, чем другие экологические преступления. В 1995 г. только в заповедниках зафиксировано 3 тыс. нарушений (незаконного нахождения, незаконного сбора дикоросов, нарушения режима вертолетами и самолетами и т. п.). Возбуждено 44 уголовных дела и 20 человек привлечены к уголовной ответственности, в основном за незаконную охоту, незаконные порубку, рыболовство.

Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий – это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 262 УК, являются особо охраняемые территории, т. е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и иное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. В отношении такого рода территорий, т. е. государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливается специальный режим охраны.

Нарушение режима в этом плане представляет собой совершение действий, прямо запрещенных соответствующими нормативными актами, в частности проникновение без разрешения на территорию, ведение там хозяйственной деятельности, добыча животных, разведение костров, устройство туристических стоянок в неотведенных местах и т. п. Объективная сторона может быть выражена и в форме бездействия, когда уполномоченные на то лица не принимают мер по обеспечению режима охраны территорий.

Последствия определены законодателем как причинение значительного ущерба, который может выражаться в утере значения территории, гибели ценных видов животных и растений и т. п.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона — прямой умысел.

Для применения к деянию ст. 262 УК РФ необходимы:

-установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;

-доказательство вины субъекта преступления в форме умысла или неосторожности;

-достижение субъектом преступления 16–летнего возраста и признание его вменяемым.

Из судебной практики: за 2010 год Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы признан потерпевшим от имени Правительства Москвы по ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», ст. 262 УК РФ «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов» по 33 уголовным делам, по всем уголовным делам заявлены гражданские иски на общую сумму 36 млн. 948 тыс. 377 руб. 51 коп.

Что касается нашей Республики Бурятия то можно рассмотреть обобщение судебной практики Иволгинского районного суда по уголовным делам,  рассмотренным за 12 месяцев 2010  года относительно экологических преступлений.

В 2010 г.  Иволгинским районным судом РБ по первой инстанции было рассмотрено  6 уголовных дел указанной категории (поступило 6), из них с вынесением обвинительного приговора – 2 в отношении 2  лиц, оправдательных приговоров  не выносилось, прекращено – 4 уголовных дела в отношении 7  лиц  в связи с  их деятельным  раскаянием.

По ст.256 ч.3  УК РФ  «незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов» в 2010 г. рассмотрено   4 уголовных дела;  по ст.260  ч.3  незаконная рубка лесных насаждений УК РФ  рассмотрено  2 уголовных дела;    по  остальным статьям  главы  26 УК РФ  в пределах подсудности  уголовные  дела Иволгинским районным судом РБ не рассматривались; в апелляционном порядке  уголовные дела по экологическим преступлениям не рассматривались.[7] 

В экологических преступлениях общего характера предмет преступления не конкретизирован: им выступает вся природная среда в целом или ее компоненты либо совокупность ресурсов отдельных территорий (континентального шельфа, исключительной экономической зоны, особо охраняемых территорий и объектов).
Объектом почти всех таких преступлений являются отношения, складывающиеся в сфере обеспечения экологической безопасности населения, охраны и рационального использования совокупности природных ресурсов.

 

2.4. Основные причины земельных преступлений, меры по их предупреждению

В настоящее время в России, обладающей огромным земельно-ресурсным потенциалом, имеет место интенсивный и массовый переход земель в частную собственность. Более трети всех земель, которые государство считает допустимыми к нахождению в частной собственности, уже были приватизированы и вовлечены в рыночный оборот.

Ситуация становления рынка земли, повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот, формирования института частной собственности на землю характеризуется значительным ростом административных правонарушений и уголовных преступлений.

Во многих регионах России идет массированная скупка земель сельскохозяйственного назначения. При этом скупленные земли не обрабатываются и фактически выводятся из аграрного сектора. В начале года губернатор Подмосковья Борис Громов, говоря о крупных приобретателях сельхозземель заявил, что «практически все они имеют проблемы с документами на землю». Аналогичная ситуация складывается в Карелии, Свердловской области, Красноярском крае, Архангельской области. Похоже, в стране не осталось ни одного региона, где не было бы подобных явлений.

Большой вред обществу, интересам людей наносят уголовно-наказуемые деяния в сфере земельных отношений, т.н. земельные преступления, объектом которых являются оборот земли и отношения землепользователей.

Специфика совершаемых земельных преступлений заключается в том, что основная масса посягательств относится одновременно и к корыстной, и к экономической, и к экологической, и к организованной преступности.

Данное обстоятельство, в свою очередь, неизбежно привело, с одной стороны, к появлению более ухищренных, замаскированных и дерзких способов, а с другой - к распространению данных преступных посягательств, позволяющих говорить в целом о специфическом направлении преступной деятельности в рамках "криминального рынка".

К преступлениям этой группы можно отнести:

- совершение незаконных сделок с землей путем фальсификации документов, необходимых для купли-продажи, аренды земельного участка;

-подкуп должностных лиц с целью незаконного получения земельного участка;

-мошеннические действия с земельными участками;

- принуждение к совершению сделки с земельным участком или к отказу от ее совершения;

-вымогательство земельного участка либо отчуждение права собственности на него;

- получение либо вымогательство взятки за содействие в получении земельного участка либо за ускорение процесса его получения;

-умышленные действия, направленные на банкротство невыгодных покупателю предприятий, с целью завладения недвижимостью, в т.ч. земельным участком;

- регистрация незаконных сделок с землей и т.д.

Повышенную опасность представляют преступления, направленные на завладение землей, сопровождающиеся убийствами, вымогательством. Их раскрытие крайне затруднительно ввиду постоянного расширения контроля в сфере преступного бизнеса при совершении криминальных сделок с недвижимостью со стороны преступных сообществ, усиления с их стороны противодействия расследованию.

При этом действующий Государственный земельный кадастр не только до конца не сформирован в некоторых регионах, но и не содержит конкретных сведений о реальной стоимости земли. В связи с вышеизложенным в настоящее время, пользуясь правовой неосведомленностью и информационным дефицитом о реальной стоимости земли, повсеместно на территории России земля скупается недобросовестными предпринимателями за бесценок по явно заниженным ценам. После чего приобретенные участки некоторое время "консервируются", а затем перепродаются по рекордно высоким ценам под строительство коттеджей, предприятий, заправок, частных домов отдыха и для других целей.

Официальной статистики, касающейся конкретно преступлений в сфере земельного оборота, в настоящее время в России не ведется. Данный вид преступности является частью преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, и вычленить ее из общего массива преступности очень затруднительно. Динамику развития данного вида преступности можно проследить по имеющимся данным о совершаемых преступлениях, предусмотренных ст. ст. 170 и 254 УК РФ

Наибольшее количество преступлений, связанных как с регистрацией незаконных сделок с землей, так и с порчей земли, совершается в Южном, Центральном и Северо-Западном регионах России.

Данный факт, по нашему мнению, связан, во-первых, со значительной стоимостью (а значит, и экономической привлекательностью, в том числе и для преступных посягательств) земель в Центральном и Северо-Западном регионах, Карелии в связи с приближенностью к городам федерального значения и наличием ценных лесных угодий в обоих регионах, а также с преобладанием ценных земель сельскохозяйственного назначения и идеальных климатических условий для агробизнеса в Южном регионе.

Анализ динамики преступлений, связанных с регистрацией незаконных сделок с землей, свидетельствует о росте посягательств, связанных с незаконным завладением и регистрацией незаконных сделок с землей, коррупцией.

Самую значительную часть посягательств в сфере оборота земли на сегодняшний день составляют посягательства, связанные с незаконным завладением землей: самозахваты и завладение земельными участками в результате мошеннических действий. Имеет место тенденция роста причиненного ущерба по всем зарегистрированным посягательствам.

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что, несмотря на принятие нового Земельного кодекса РФ и формирования новой законодательной базы в области оборота земли, данный вид преступности продолжает оставаться высоколатентным.

Дискуссионным является вопрос о квалификации самовольного захвата земли и неправомерного завладения земельными участками.

В настоящее время за эти деяния установлена административная ответственность по статье 7.1 КоАП РФ.

Так, только сотрудниками органов внутренних дел в 2006 г. было выявлено свыше 6 тыс. фактов административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.1. КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка. За 9 месяцев этого уже более 5 тыс.

Больше всего таких правонарушений выявлено в г. Москве, Дагестане, Башкортостане, Татарстане, Красноярском, Краснодарском, Пермском краях, Ярославской, Самарской, Тюменской, Кировской областях.

В юридической литературе высказываются мнения о необходимости возврата самовольного захвата земли в число преступлений.

В настоящее время актуализация проблемы незаконного завладения землей не в последнюю очередь вызвана участившимися и широко освещаемыми в российских СМИ случаями противоправного захвата земельной недвижимости. Земельное рейдерство стало одной из наиболее острых проблем не только для российского бизнеса, но и для рядовых граждан.

Журналистские расследования вскрывают многочисленные случаи незаконного завладения земельными участками, жертвами которых становятся простые люди: дачники, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств и иные труженики полей.

В этих условиях поиск эффективных средств противодействия новым формам преступных проявлений как никогда важен. Но необходимо понимать, что использование уголовных инструментов, достаточно действенных в советское время, вряд ли даст положительный результат сегодня. На смену простым действиям по самовольному захвату соседских земельных участков приходят изощренные схемы враждебных поглощений чужого имущества (в том числе земли), реализуемые командами профессионалов высшего уровня, активно использующих административный и судебный ресурсы.

Данную проблему можно решать, в том числе и через совершенствование практики применения имеющихся уголовно-правовых норм.

По нашему мнению, при рассмотрении перспективы введения уголовной ответственности за самовольный захват земли следует иметь в виду, что состав данного преступления не может быть связан только с нарушением установленного порядка приобретения земельных участков через соответствующие административные процедуры, так как общественные отношения, охранявшиеся посредством этой уголовно-правовой нормы, принципиально изменились.

На наш взгляд, и самовольный захват земли, и неправомерное завладение земельным участком могут быть квалифицированы как самоуправство по ст. 330 УК РФ.

Кроме того, в уголовном законе имеется норма об ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей - ст. 170 УК РФ. Незаконность завладения землей и есть, прежде всего, нарушение правил оборота земель, предусматривающих обязательную регистрацию прав на земельные участки или сделок с ними уполномоченным органом государственной власти. Если исходить из того, что самовольный захват земельного участка - это преступление, посягающее на установленный порядок приобретения земли, то наличие в УК РФ составов регистрации незаконных сделок с землей и самоуправства в достаточной степени обеспечивает правовую охрану отношений по законному приобретению прав на землю как посредством совершения гражданско-правовых сделок, так и в административном порядке.

Информация о работе Ответственность за преступления, совершаемые в сфере землепользования