Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 05:22, курсовая работа
Наше исследование направлено главным образом на состав преступления, предусмотренный статьей 290 УК РФ (Получение взятки).
Рассмотрены вопросы:
Наступает ли ответственность за получение должностным лицом взятки как за совершение незаконных действий (бездействие), так и за действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия? В какой момент преступление считается оконченным? Куда «идут» деньги (вещи), являющиеся предметом взятки? И др. вопросы.
Преступления, предусмотренные ч.4 ст.290 УК РФ наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
3.3 Отграничение взяточничества
от смежных составов
Ответственность за получение
взятки не исключает одновременного
привлечения к уголовной
Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений - по части второй статьи 290 УК РФ и соответствующей статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п.) (п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").
Зачастую получение взятки
связано со злоупотреблением должностными
полномочиями, которое представляет
собой использование
В этой связи на практике возник вопрос: необходимо ли получение взятки дополнительно квалифицировать по ст.285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями)?
Как пояснила Судебная коллегия Верховного суда РФ в одном из своих Определений, действия лица квалифицируются по совокупности преступлений как получение взятки и злоупотребление должностными полномочиями, если последнее образует самостоятельный состав преступления (Определение СК Верховного Суда РФ от 28 января 1998г.).
Таким образом, при квалификации необходимо выяснить, является ли злоупотребление полномочиями самостоятельным составом преступления.
На практике необходимо отграничивать получение взятки от коммерческого подкупа (ст.204 УК РФ). Приведем пример из практики:
«Верховным Судом Республики Саха (Якутия) был оправдан П., который обвинялся в том, что, работая начальником управления по сбору страховых взносов департамента пенсионной службы Республики Саха (Якутия), использовал свое служебное положение и за незаконные вознаграждения необоснованно выделял вексельные кредиты коммерческим структурам.
Оправдывая П., суд признал,
что занимаемая им должность, его
функции, права, полномочия и специфика
учреждения, где он работал, свидетельствуют
о том, что П. не обладал организационно-
Критерий для отграничения
двух схожих составов преступления –
субъект. Если для ст.290 УК РФ – это должностное
лицо, то для ст.204 УК РФ (Коммерческий подкуп)
– это лицо постоянно, временно либо по
специальному полномочию выполняющее
организационно-
Трудности могут возникнуть при разграничении получения взятки и преступления, предусмотренного ч. 3 и 4 ст. 184 УК РФ, установившими ответственность за незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов.
Разграничение указанных выше преступлений довольно четко прослеживается по признакам объекта, субъективной стороны и субъекта.
Объектом преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 184 УК РФ, являются общественные отношения, регулирующие организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, а не интересы государственной службы.
С субъективной стороны это преступление, помимо прямого умысла, предполагает наличие такой специальной цели, как оказание влияния на результаты соревнований или конкурсов.
И, наконец, субъектом, согласно ст. 184 (ч. 3 и 4), является четко определенный законодателем круг лиц - спортсмены, спортивные судьи, тренеры, руководители команд, организаторы и другие участники профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов, тогда как субъектом получения взятки может быть только должностное лицо, признаки которого определены в примечании к ст. 285 УК РФ.
3.4 Отграничение взяточничества
от хищения: проблемы
Взяточничество, как преступление корыстное, тесно связно с материальными благами, их хищением. Как подчеркивают эксперты, нередки случаи квалификации получения и дачи взятки по совокупности с хищениями, зачастую взяточничество квалифицируется по совокупности с корыстными посягательствами на собственность.
Связь взяточничества и хищения можно провести через следующие сочетания получения взятки и хищения:
1. Взяточничество за счет
чужого имущества, когда
2. Дача и получение взятки
за сокрытие хищений, когда
взяточничество явилось
3. Подстрекательство к даче взятки и мошенничество.
4. Нередко возникают трудности
при разграничении хищения
На практике преступление, предусмотренное ст.290 УК РФ необходимо отграничивать от хищений, и в частности, от мошенничества (ст.159 УК РФ). Приведем показательный пример из практики (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2002 г.).
«Московским городским судом
30 октября 2001 г. Казанский осужден
по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ и п. "в"
ч. 3 ст. 286 УК РФ. Он признан виновным
в том, что, являясь должностным
лицом - судебным приставом-исполнителем
отдела службы судебных приставов по
Западному административному
27 июля 2000 г. Казанский
потребовал от начальника
Председатель Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос… о переквалификации его действий с п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ на п. "б" ч. 3 ст. 159 УК РФ.
Президиум Верховного Суда РФ 25 декабря 2002 г. удовлетворил протест, указав следующее.
Допрошенный в судебном заседании
Казанский, признавая факт получения
им от Федотова 5 тыс. долларов США и
отсутствие у него как судебного
пристава-исполнителя
По смыслу закона под действиями (бездействием) должностного лица, которые оно совершает в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые оно правомочно или обязано выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.
Служебные полномочия судебного
пристава-исполнителя
Из содержания названных
нормативных актов следует, что
полномочия судебного пристава-
Как установлено органами предварительного следствия и судом, 2 февраля 1998 г. Казанский, получив исполнительные документы, вынес постановление о возбуждении исполнительного производства, а 21 апреля 1998 г. - постановление о прекращении исполнительного производства в связи с фактическим погашением долга и заявлением взыскателя о возвращении ему исполнительного документа. 23 апреля 1998 г. исполнительный лист Арбитражного суда г. Москвы был возвращен Казанским представителю взыскателя.
Таким образом, судом установлено, что на момент совершения Казанским преступления в июле 2000 г. у него исполнительное производство не находилось, это, в свою очередь, лишало его права совершения каких-либо действий по исполнению решения Арбитражного суда.
Приобщенные к материалам уголовного дела копии определения и решения Арбитражного суда г. Москвы и письмо председателя Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 15 октября 2000 г. подтверждают то обстоятельство, что судебных решений об аресте нежилых помещений, принадлежащих ОАО "Транспортная компания "Фили", судами не принималось.
Мотивируя квалификацию действий
Казанского как получение взятки,
суд первой инстанции признал, что
в должностные полномочия Казанского
- судебного пристава-
Вместе с тем этот вывод суда о правомочности действий Казанского направить упомянутый документ в ТБТИ находится в противоречии с установленными в ходе судебного следствия обстоятельствами.
Из приобщенного к материалам уголовного дела сообщения ТБТИ "Западное-1" видно, что письмом от 30 июля 1997 г. за подписью судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы предложено ТБТИ наложить арест на нежилые строения, принадлежащие ОАО "Транспортная компания "Фили", и оно принято к исполнению.
Уведомление судебного пристава ОССП по ЗАО г. Москвы Старостовой о снятии ареста со спорных строений, направленное в июне 2000 г., ТБТИ к исполнению не принято, а в письме старшего судебного пристава по ЗАО г. Москвы от 29 августа 2000 г. ОАО "Транспортная компания "Фили" даны разъяснения о том, что снятие ареста со строений судебным приставом законом не предусмотрено.
Председатель Дорогомиловского районного суда г. Москвы 15 октября 2000 г. письмом в адрес заинтересованных сторон официально разъяснил, что определения (постановления) о наложении ареста на нежилые строения, принадлежащие ОАО "Транспортная компания "Фили", судом не выносилось, письмо судьи от 30 июля 1997 г. как "не соответствующее нормам закона не может быть основанием для наложения ареста на имущество должника", и предложил ТБТИ снять арест, что в последующем и сделано.
Следовательно, судом установлено, что самостоятельного "решения о снятии ареста" либо направления судебным приставом-исполнителем Казанским "уведомления о снятии ареста" не могло быть осуществлено в пределах его служебных полномочий и не могло повлечь за собой желаемых для взяткодателя правовых последствий».
Таким образом, получение должностным лицом денег за действия, которые оно не могло осуществить из-за отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать как мошенничество (ст.159 УК РФ), а не получение взятки".
Еще один пример отграничения
состава ст.290 УК РФ от 159 УК РФ: если
лицо получает от кого-либо деньги или
иные ценности якобы для передачи
должностному лицу в качестве взятки
и, не намереваясь этого делать, присваивает
их, содеянное следует