Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 05:22, курсовая работа
Наше исследование направлено главным образом на состав преступления, предусмотренный статьей 290 УК РФ (Получение взятки).
Рассмотрены вопросы:
Наступает ли ответственность за получение должностным лицом взятки как за совершение незаконных действий (бездействие), так и за действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия? В какой момент преступление считается оконченным? Куда «идут» деньги (вещи), являющиеся предметом взятки? И др. вопросы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Восточно-Сибирский институт экономики и права
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
тема №132. Ответственность за получение взятки.
Курсовая работа
по дисциплине «Уголовное право»
Исполнитель __________________
(дата, подпись)
Научный руководитель _________________
(дата, подпись)
Иркутск 2012
Введение
Все беды России не от «дураков и дорог», а от взяток и взяточничества.
«Лихоимство – мздоимство - взяточничество – коммерческий подкуп» – эти понятия буквально пронизывают историю Российской Федерации, является тем клеймом, тем преступлением, от которого страна не может избавиться многие сотни лет.
Взяточничество в современной России – самое распространенное преступление. Субъектами получения взяток являются до 50% и более работников (должностных лиц) отдельных отраслей государственного управления.
По данным информационных агентств, объем взяток в российском бизнесе увеличился за последние пять лет в десять раз. В год только российскими и зарубежными предпринимателями в Российской Федерации дается взяток на сумму более 300 миллиардов долларов, и это не считая «бытовых» взяток.
Современный взгляд на вечную
проблему взяточничества весьма противоречив.
СМИ все чаще внушают населению,
что взяточничество обыденное явление
повседневной жизни, ее необходимый
элемент, а потому бороться с этим
злом бессмысленно. Тем временем взяточничество
становится все более изощренным,
приобретает беспрецедентные
Взяточничество – традиционно
актуальная тема. Поиск уголовно-правовых
формул для разрешения проблемы взяточничества
можно сравнить с поиском жизни
в космосе или созданием
Как отмечают исследователи,
помимо установления уголовной ответственности
за взяточничество, необходимо внести
изменения в действующее
Актуальность исследования правовых основ уголовного наказания за взяточничество, наряду с вышесказанным, подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Во-первых, современная статистика взяточничества позволяет сделать вывод о несовершенстве действующего уголовного законодательства. При этом такое несовершенство может быть связно как непосредственно с действующими нормами, так и с их правоприменением. Представляет актуальность поиск причин неэффективности данного института.
Представляет интерес
определение пробелов действующего
уголовно - законодательства в части
установления ответственности за взяточничество,
поиск направлений его
Во-вторых, представляет актуальность выработка конкретных мер по совершенствованию действующего уголовного законодательства устанавливающего ответственность за получение взятки; его правоприменения.
Проблемным на практике является разграничение получения взятки и мошенничества, разграничение взятки с иными составами преступлений направленными на хищение имущества. Проблемным также на практике является вопрос правильной квалификации взятки (например, получение взятки органами местного самоуправления, получение взятки с нарушением закона и без такого нарушения). В этой связи представляется актуальным систематизация разграничения получения взятки от иных составов преступлений.
В уголовном праве
Действующее уголовное законодательство Российской Федерации традиционно выделяет главу, включающую в себя составы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ).
Составы преступления включенные
в гл. 30 УК статьи (кроме ст. 288 и 291)
предусматривают
Общественная опасность должностных преступления выражается в том, что они ущемляют конституционные права и интересы граждан, подрывают демократические устои, правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращают принцип законности, препятствует проведению реформ в нашей стране.
Наиболее серьезным и опасным преступлением, предусмотренным главой 30 УК РФ "Преступления против государственной службы, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления", является получение взятки. Опасность этого преступления заключается в том, что взяточничество дискредитирует государственную власть и ее представителей, повышает уровень коррупции в органах власти, способствует криминализации общества и усиливает пренебрежение к закону.
Общественная опасность
взяточничества заключается в том,
что должностное лицо, получая
взятку, вносит дезорганизацию в работу
государственного и общественного
аппарата, подчиняя осуществление государственных
задач своим личным интересам, превращая
свою служебную деятельность в источник
личного обогащения; взяточничество
также подрывает авторитет
Взяточничеством поражены многие сферы управленческой деятельности. Так, по данным МВД России, структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц выглядит следующим образом: 1) работники министерств, комитетов и структур на местах - 42,7%; 2) сотрудники правоохранительных органов - 25,8%; 3) работники кредитно-финансовой системы - 11,3%; 4) работники контролирующих органов - 3,8%; 5) работники таможенной службы - 2,5%; 6) депутаты органов представительной власти - 2,2%; 7) прочие - 11,4%.
Наиболее часто взятки берутся за: уклонение от службы в армии, проведение ежегодного техосмотра автомобиля, различного рода правонарушения, различного рода социальную помощь (в том числе больничную).
Нередки случаи, когда взяточничество
связано с другими
Таким образом, экономический
ущерб государства составляет не
только «сумму взяток», не только финансовые
потери от престижа страны, но и те суммы
потерь, которые являются прямым следствием
взяточничества. С взяточничеством
связаны большинство трагедий и
громких преступлений: трагедия в
Беслане, уголовные дела вокруг покупки
государственных дач
Подводя общий итог экономического ущерба можно сказать, что это многие сотни миллиардов долларов (возможно, даже сумма близкая к триллиону долларов), при этом точной суммы финансовых потерь подсчитать невозможно.
Взяточничество причинят огромный ущерб и общемировому престижу страны. Отсюда, нежелание зарубежных предпринимателей работать на российском рынке, отток инвестиций.
Взяточничество является одним из самых существенных препятствий для развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране. Как следствие экономическая стагнация, финансовые потери всех участников рынка.
История борьбы со взяточничеством (путем установления серьезного наказания за данное преступление) уходит далеко в прошлое нашего государства. После судебника Русской Правды, с усилением княжеской власти народная юстиция начала терять мало-помалу свое прежнее значение, и к периоду действия Судебников вся деятельность народа сосредоточивается в руках дьяков - это были юристы, хорошо знакомые со всеми вылазками и больными местами законов. Их деятельность вела к страшнейшему взяточничеству и лихоимству. Такие преступления по службе: взяточничество, лихоимство, отказ в правосудии—и обращают на себя первое и главное внимание законодательства. Судебник Царя Ивана IV начинается и оканчивается ополчением законодателя против неправосудия и посулов.
Наиболее полно
В ст. 376 Уложения указывалось, что наказание за получение взятки следует и в том случае, если деньги или вещи были еще не отданы, а только обещаны «по изъявленному им (виновным) на то желанию или согласию». Устанавливалось также, что если взявший взятку «объявит о том с раскаянием своему начальству» до выполнения незаконных действий, то суд мог смягчить наказание до исключения из службы, увольнения от должности или строгого выговора с занесением или без занесения в послужной список виновного.
С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции взяточничество было весьма опасным явлением, что привело к тому, что вождь мирового пролетариата самолично отредактировал декрет 8 мая 1918 г. о борьбе со взяточничеством. В Уголовном кодексе 1922 г. за взяточничество были установлены суровые наказания вплоть до высшей меры наказания (ст. 114 УК 1922г.).
Искоренить взяточничество было задачей не из простых, и в 1922 году коммунистическая партия и Советское государство провели комплекс разносторонних энергичных мероприятий по борьбе со взяточничеством, учитывая повышенную опасность этого преступления. В числе этих мероприятий было осуществлено проведение специальной кампании по борьбе со взяточничеством и дальнейшее усиление кары за взяточничество и связанные с ним преступления. Декретом ВЦИК от 9 октября 1922 г., изменившим ст. 114 и введшим новую ст.114а, наказание за неквалифицированный вид взяточничества было установлено в виде лишения свободы на срок не ниже одного года с факультативной конфискацией имущества. За квалифицированные виды взяточничества наказание- — лишение свободы на срок не ниже трех лет, а при особо отягчающих обстоятельствах - расстрел с конфискацией имущества. За дачу взятки и посредничество во взяточничестве установлены были в принципе те же наказания, что и за получение взятки.
Статья 117 УК РСФСР 1926 г. определяла
взяточничество как получение должностным
лицом лично или через
Если получение взятки было совершено при отягчающих обстоятельствах, как-то: а) ответственному положении должностного лица, принявшего взятку, б) при наличии прежней судимости за взятку или неоднократности получения взятки, в) с применением со стороны принявшего взятку вымогательства, то наказанием в таком случае было лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже двух лет, с повышением вплоть до расстрела с конфискацией имущества.