Ответственность за получение взятки

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 05:22, курсовая работа

Краткое описание

Наше исследование направлено главным образом на состав преступления, предусмотренный статьей 290 УК РФ (Получение взятки).
Рассмотрены вопросы:
Наступает ли ответственность за получение должностным лицом взятки как за совершение незаконных действий (бездействие), так и за действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия? В какой момент преступление считается оконченным? Куда «идут» деньги (вещи), являющиеся предметом взятки? И др. вопросы.

Файлы: 1 файл

взятничество - готовая работа.docx

— 65.34 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Восточно-Сибирский институт экономики  и права

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

тема №132. Ответственность за получение  взятки.

 

Курсовая работа

по дисциплине «Уголовное право»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель ____________________ Студентка гр. Ю-З-11-3-1

(дата, подпись)

 

Научный руководитель ____________________ к.ю.н. доцент

(дата, подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

 

Введение

 

Все беды России не от «дураков и дорог», а от взяток и взяточничества.

 

 

«Лихоимство – мздоимство - взяточничество – коммерческий подкуп» – эти понятия буквально пронизывают историю Российской Федерации, является тем клеймом, тем преступлением, от которого страна не может избавиться многие сотни лет.

 

Взяточничество в современной  России – самое распространенное преступление. Субъектами получения  взяток являются до 50% и более работников (должностных лиц) отдельных отраслей государственного управления.

 

По данным информационных агентств, объем взяток в российском бизнесе увеличился за последние  пять лет в десять раз. В год только российскими и зарубежными предпринимателями в Российской Федерации дается взяток на сумму более 300 миллиардов долларов, и это не считая «бытовых» взяток.

 

Современный взгляд на вечную проблему взяточничества весьма противоречив. СМИ все чаще внушают населению, что взяточничество обыденное явление  повседневной жизни, ее необходимый  элемент, а потому бороться с этим злом бессмысленно. Тем временем взяточничество становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству. Большинство отечественных  правоведов относит взяточничество к разряду ключевых уголовно-правовых проблем.

 

Взяточничество – традиционно  актуальная тема. Поиск уголовно-правовых формул для разрешения проблемы взяточничества можно сравнить с поиском жизни  в космосе или созданием вечного  двигателя, - практически все исследователи  отмечают, что решить данную проблему в ближайшие годы невозможно.

 

Как отмечают исследователи, помимо установления уголовной ответственности  за взяточничество, необходимо внести изменения в действующее банковское, финансовое, таможенное и налоговое  законодательство. Например, принятие федерального закона "О государственном  контроле за соответствием крупных расходов полученным доходам граждан" сделает затруднительным получение взятки не самим взяткополучателем, а иными лицами, посредниками. Способствовать борьбе со взяточничеством может и введение обязательного декларирования доходов физическими лицами по итогам календарного года.

 

Актуальность исследования правовых основ уголовного наказания  за взяточничество, наряду с вышесказанным, подтверждается нижеследующими обстоятельствами.

 

Во-первых, современная статистика взяточничества позволяет сделать  вывод о несовершенстве действующего уголовного законодательства. При этом такое несовершенство может быть связно как непосредственно с  действующими нормами, так и с  их правоприменением. Представляет актуальность поиск причин неэффективности данного института.

 

Представляет интерес  определение пробелов действующего уголовно - законодательства в части  установления ответственности за взяточничество, поиск направлений его совершенствования. На практике до сих пор возникают вопросы: Наказуемо ли покушение на получение взятки? Что следует понимать под вымогательством взятки? Как квалифицируются действия лица при получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями, если последнее образует самостоятельный состав преступления? Наступает ли ответственность за получение должностным лицом взятки как за совершение незаконных действий (бездействие), так и за действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия? В какой момент преступление считается оконченным? Куда «идут» деньги (вещи), являющиеся предметом взятки? И др. вопросы.

 

Во-вторых, представляет актуальность выработка конкретных мер по совершенствованию  действующего уголовного законодательства устанавливающего ответственность  за получение взятки; его правоприменения.

 

Проблемным на практике является разграничение получения взятки и мошенничества, разграничение  взятки с иными составами преступлений направленными на хищение имущества. Проблемным также на практике является вопрос правильной квалификации взятки (например, получение взятки органами местного самоуправления, получение  взятки с нарушением закона и без  такого нарушения). В этой связи представляется актуальным систематизация разграничения  получения взятки от иных составов преступлений.

 

В уголовном праве взяточничество, зачастую, – это собирательная  категория, включающая как получение, так и дачу взятки. Между тем, наше исследование будет направлено главным  образом на состав преступления, предусмотренный  статьей 290 УК РФ (Получение взятки).

 

 

 

 

    1. Место взяточничества среди преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

 

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации традиционно  выделяет главу, включающую в себя составы  преступлений против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ).

 

Составы преступления включенные в гл. 30 УК статьи (кроме ст. 288 и 291) предусматривают ответственность  за противоправные деяния, существенно  отличающиеся от других как своеобразием объекта преступного посягательства, так и спецификой его субъекта, каковым может быть только должностное лицо. Это так называемые должностные преступления, объектом которых, является, нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а непосредственным объектом - права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

 

Общественная опасность  должностных преступления выражается в том, что они ущемляют конституционные  права и интересы граждан, подрывают  демократические устои, правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращают принцип законности, препятствует проведению реформ в нашей  стране.

 

Наиболее серьезным и  опасным преступлением, предусмотренным  главой 30 УК РФ "Преступления против государственной службы, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления", является получение взятки. Опасность  этого преступления заключается  в том, что взяточничество дискредитирует государственную власть и ее представителей, повышает уровень коррупции в  органах власти, способствует криминализации общества и усиливает пренебрежение  к закону.

 

Общественная опасность  взяточничества заключается в том, что должностное лицо, получая  взятку, вносит дезорганизацию в работу государственного и общественного  аппарата, подчиняя осуществление государственных  задач своим личным интересам, превращая  свою служебную деятельность в источник личного обогащения; взяточничество также подрывает авторитет данного  государственного органа или общественной организации.

 

Взяточничеством поражены многие сферы управленческой деятельности. Так, по данным МВД России, структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц выглядит следующим образом: 1) работники министерств, комитетов и структур на местах - 42,7%; 2) сотрудники правоохранительных органов - 25,8%; 3) работники кредитно-финансовой системы - 11,3%; 4) работники контролирующих органов - 3,8%; 5) работники таможенной службы - 2,5%; 6) депутаты органов представительной власти - 2,2%; 7) прочие - 11,4%.

 

Наиболее часто взятки берутся за: уклонение от службы в армии, проведение ежегодного техосмотра автомобиля, различного рода правонарушения, различного рода социальную помощь (в  том числе больничную).

 

Нередки случаи, когда взяточничество связано с другими преступлениями, в том числе с теми, которые  относятся к тяжким или особо тяжким. К ним могут относиться иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (например, служебный подлог), преступления экономического характера (незаконное предпринимательство, нарушение таможенных правил, уклонение от уплаты налогов), преступления против собственности (хищение имущества, мошенничество), преступления против правосудия (незаконное содержание под стражей, вынесение заведомо неправосудного приговора).

 

Таким образом, экономический  ущерб государства составляет не только «сумму взяток», не только финансовые потери от престижа страны, но и те суммы  потерь, которые являются прямым следствием взяточничества. С взяточничеством  связаны большинство трагедий и  громких преступлений: трагедия в  Беслане, уголовные дела вокруг покупки  государственных дач чиновниками (Касьяновым).

 

Подводя общий итог экономического ущерба можно сказать, что это  многие сотни миллиардов долларов (возможно, даже сумма близкая к триллиону  долларов), при этом точной суммы  финансовых потерь подсчитать невозможно.

 

Взяточничество причинят огромный ущерб и общемировому престижу страны. Отсюда, нежелание зарубежных предпринимателей работать на российском рынке, отток инвестиций.

 

Взяточничество является одним из самых существенных препятствий  для развития малого и среднего предпринимательства  в нашей стране. Как следствие  экономическая стагнация, финансовые потери всех участников рынка.

 

 

    1. История правового регулирования ответственности за получение взятки по уголовному праву России

 

История борьбы со взяточничеством (путем установления серьезного наказания за данное преступление) уходит далеко в прошлое нашего государства. После судебника Русской Правды, с усилением княжеской власти народная юстиция начала терять мало-помалу свое прежнее значение, и к периоду действия Судебников вся деятельность народа сосредоточивается в руках дьяков - это были юристы, хорошо знакомые со всеми вылазками и больными местами законов. Их деятельность вела к страшнейшему взяточничеству и лихоимству. Такие преступления по службе: взяточничество, лихоимство, отказ в правосудии—и обращают на себя первое и главное внимание законодательства. Судебник Царя Ивана IV начинается и оканчивается ополчением законодателя против неправосудия и посулов.

 

Наиболее полно ответственность  за взяточничество стала регулироваться в XIX веке. Получение взятки тогда именовалось «мздоимством» и «лихоимством» (последнее считалось наиболее тяжким видом взяточничества). Глава 6 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 года) так и называлась: «О мздоимстве и лихоимстве». Мздоимство есть принятие должностным лицом взятки, добровольно предложенной, в виде вознаграждения за оказание служащим служебной услуги, не выходящей за границы его полномочий. Наказание — от денежного взыскания до отрешения от должности. Значительно строже карается (до арестантских отделений) лихоимство, т. е. принятие служащим вознаграждение за действия, нарушающие служебные обязанности. Самой тяжелой степенью лихоимства признается вымогательство, т. е. вынуждение взятки самим служащим.

 

В ст. 376 Уложения указывалось, что наказание за получение взятки следует и в том случае, если деньги или вещи были еще не отданы, а только обещаны «по изъявленному им (виновным) на то желанию или согласию». Устанавливалось также, что если взявший взятку «объявит о том  с раскаянием своему начальству»  до выполнения незаконных действий, то суд мог смягчить наказание до исключения из службы, увольнения от должности  или строгого выговора с занесением или без занесения в послужной список виновного.

 

С первых же дней Великой  Октябрьской социалистической революции  взяточничество было весьма опасным  явлением, что привело к тому, что вождь мирового пролетариата самолично отредактировал декрет 8 мая 1918 г. о борьбе со взяточничеством. В Уголовном кодексе 1922 г. за взяточничество были установлены суровые наказания вплоть до высшей меры наказания (ст. 114 УК 1922г.).

 

Искоренить взяточничество было задачей не из простых, и в 1922 году коммунистическая партия и Советское  государство провели комплекс разносторонних энергичных мероприятий по борьбе со взяточничеством, учитывая повышенную опасность этого преступления. В числе этих мероприятий было осуществлено проведение специальной кампании по борьбе со взяточничеством и дальнейшее усиление кары за взяточничество и связанные с ним преступления. Декретом ВЦИК от 9 октября 1922 г., изменившим ст. 114 и введшим новую ст.114а, наказание за неквалифицированный вид взяточничества было установлено в виде лишения свободы на срок не ниже одного года с факультативной конфискацией имущества. За квалифицированные виды взяточничества наказание- — лишение свободы на срок не ниже трех лет, а при особо отягчающих обстоятельствах - расстрел с конфискацией имущества. За дачу взятки и посредничество во взяточничестве установлены были в принципе те же наказания, что и за получение взятки.

 

Статья 117 УК РСФСР 1926 г. определяла взяточничество как получение должностным  лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде вознаграждения (взятки) за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, которое должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения. Закон наказывает такое преступление лишением свободы на срок до двух лет.

 

Если получение взятки было совершено при отягчающих обстоятельствах, как-то: а) ответственному положении  должностного лица, принявшего взятку, б) при наличии прежней судимости  за взятку или неоднократности получения  взятки, в) с применением со стороны  принявшего взятку вымогательства, то наказанием в таком случае было лишение  свободы со строгой изоляцией  на срок не ниже двух лет, с повышением вплоть до расстрела с конфискацией имущества.

Информация о работе Ответственность за получение взятки