Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 05:22, курсовая работа
Наше исследование направлено главным образом на состав преступления, предусмотренный статьей 290 УК РФ (Получение взятки).
Рассмотрены вопросы:
Наступает ли ответственность за получение должностным лицом взятки как за совершение незаконных действий (бездействие), так и за действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия? В какой момент преступление считается оконченным? Куда «идут» деньги (вещи), являющиеся предметом взятки? И др. вопросы.
В этот период за взяточничество устанавливается самое строгое наказание, когда-либо назначаемое за аналогичное преступление – смертная казнь. В настоящее время нельзя сказать об эффективности действия такого рода санкций в тот период, т.к. на практике зачастую такое наказание применялось только к «кулачным элементам».
31 октября 1927 г. мера наказания за преступление с отягчающими обстоятельствами была заменена на лишение свободы на срок не ниже двух лет с конфискацией имущества.
Верховный суд уже в этот период издает специальные постановления, обобщающие накопившийся к тому времени практический материал по рассматриваемому виду преступления. Так, в Постановлении от 16 апреля 1931 г. закрепляется, что дача взятки активистам, участвующим в работе советов, как-то: членам секций советов, членам комиссий по проведению хлебозаготовок и т.п., при выполнении ими возложенных на них заданий в целях совершения или отказа от совершения тех или иных действий, а также получение взятки этими активистами являются социально-опасными и должны преследоваться в уголовном порядке по аналогии со ст. 118 и ст. 117 УК[8].
Все случаи получения должностными лицами магарыча, т.е. всякого рода угощения в каком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки по ст. 117 УК. Требование магарыча при найме рабочей силу со стороны должностных лиц также должно квалифицироваться как взяточничество по ст. 117 УК. Получение магарыча при найме рабочей силы частными лицами (пастухов и др.) должно квалифицироваться как нарушение трудового законодательства (искусственное уменьшение зарплаты) по ст. 133 УК или, если вследствие отказа в угощении нанявшемуся было отказано в приеме на работу, - то по ст. 174 УК за вымогательство.
Верховный суд обращал
внимание судов на то, что при
возбуждении этих дел, а равно
при вынесении приговоров и определений
меры социальной защиты суды должны иметь
в виду, что борьба с этим злом,
вкоренившимся в быт, не может
быть осуществлена одними лишь судебными
мерами и что для искоренения
этого явления необходима одновременно
длительная и систематическая работа
по мобилизации общественного
В рамках борьбы со взяточничеством в определенный период даже было запрещено совместительство. Как отмечали полномочные органы: иногда получение взятки маскируется под видом получения премиальных, оплаты за совместительство и т.д. Поэтому Постановление СНК СССР 20 апреля 1934 г.:
- запрещает советским
хозяйственным и другим
- запрещает рабочим
- постановляет рассматривать
такого рода премирование и
совместительство как
В последующем нормы о взяточничестве получают закрепление в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г.. За получение взятки устанавливается наказание лишением свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества. Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или неоднократно, или сопряженные с вымогательством взятки, либо получение взятки в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества (ст.173).
Итак, за весь период советского
государства и права, взяточничество
каралось законом достаточно строго.
Абсолютно все составы
Современный Уголовный кодекс за получение взятки предусматривает наказание штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Квалифицированные и особо квалифицированные составы рассматриваемого преступления наказываются лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а также штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет.
Как известно, современный законодатель отказался от конфискации имущества как вида наказания за уголовное преступление, федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ исключено данное наказание и из состава ст.290 УК РФ.
Как показывает история института наказаний за взяточничество, даже самое серьезное наказание (вплоть до смертной казни) не может остановить субъектов от совершения данного преступления.
Даже самые эффективные
уголовные нормы будут
По оценкам зарубежных средств массовой информации зачастую борьба с коррупцией в Российской Федерации селективно используется против отдельных чиновников, проводятся лишь показательные процессы, тогда как многие виновные избегают ответственности. Так, например, на практике в органах внутренних дел, есть такое негласное правило, что если сотрудник попался на взятке первый раз, и дело не получило огласки, то максимум, что ему грозит – это увольнение «по собственному желанию», при это виновный не только избегает ответственности, но и такого рода преступления не заносится ни в какую статистику. Тем самым, официальная статистика о взяточничестве в государственных органах власти зачастую не соответствует действительности; принцип «круговой поруки» позволят избежать наказания.
Таким образом, уголовно-правовые способы борьбы со взяточничеством должны сочетаться с социальной, экономической и иной политикой государства. Должна существовать и работать комплексная программа по борьбе со взяточничеством, социальная программа по его предотвращению.
На сегодняшний день работает Совет при президенте России по противодействию коррупции - совещательный орган, созданный в мае 2008г. ( Он заменил собой Совет при президенте России по борьбе с коррупцией, созданный в 2003г.) Сам совет возглавил глава государства Владимир Путин.
На мой взгляд, в современной России должно быть уделено особое внимание профилактике преступления предусмотренного статьей 290 УК РФ.
2.1 Понятие взяточничества (получения взятки)
Как я уже подчеркивала во введении, понятие взяточничество в уголовно-правовой литературе соотносится с обеими сторонами преступления – как дачей, так и приемом взятки. Однако в своем исследовании я буду опираться на получение взятки, поскольку по объективным причинам эта сторона преступления является наиболее социально опасной, т.к. именно у получателей (властьимущих, должностных лиц) имеется больше полномочий для дестабилизации социальных, деловых и правовых отношений в обществе. Спрос же рождает предложение.
Обратимся, прежде всего, к определениям понятий «взятка», «взяточничество», «получение взятки». Слово «взятка» произошло от слова «взяток», означающего сбор меда пчелами. «Взяточничество» как вид преступления изначально обладало множеством смысловых оттенков, отображающих лишь особенности формы, но не содержания явления. Так, например, словарь В.Даля определяет взятку как «срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пешкеш, бакшиш, хабару, магарычи, плата или подарок должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело». При этом взятка - это не то, что обещано, а то, что взято фактически. То, что обещано, но фактически не взято, есть посул.
С усложнением общественных
отношений усложняется и форма
взятки, приобретает все более
замысловатые виды. В последние годы
появилось несколько новых
"Накат", "наезд" - кроме
прочего, вымогательство
Определение понятий «взятка» или «получение взятки» современный уголовный закон не дает, определяя лишь наказание за совершение таких действий. Описательно же явление взяточничества можно вывести из ст. 290 УК РФ: это получение должностным лицом лично или через посредника выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Таким образом, понятие «получение взятки» охватывает абсолютно все незаконные получения должностными лицами любых материальных ценностей и не выраженных материально выгод имущественного характера. Невозможно дать исчерпывающее определение данному явлению, т.к. формы взяточничества, порядок передачи ценностей от одного лица другому (напр., через цепь подставных лиц) в каждом конкретном случае очень индивидуализирован. Дав исчерпывающее определение, законодатель тем самым поставит себя в условие, когда необходимо будет периодически и постоянно вносить изменения в перечень.
В то же время, данное определение
– получение взятки – содержит
все необходимые признаки для
квалификации деяния как получение
взятки. Как видно из легального
определения понятия взятки, как
вариант ее получения законодатель
также включил общее
К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.
К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.
Закон не различает момент получения взятки - до или после совершения действий в пользу взяткодателя или иных лиц. На мой взгляд, общественная опасность получения вознаграждения до совершения действий выше, чем после, т.к. взяткополучатель, имея уже на руках гарантии своей выгоды будет более тщательно подходить к выполнению обговоренного, чтобы во-первых, максимально скрыть вообще факт какой-то между ними договоренности, подкупа, придав своим действиям естественный, обусловленный и необходимый характер (чтобы они не вызывали подозрений), и во-вторых, взяткодатель, довольный результатом проведенного, как это ни прискорбно и ни цинично, сможет «порекомендовать» взяткополучателя третьим лицам.
Нельзя не признать, что законодательство XIX века подходило к вопросу взяточничества намного аккуратнее, нежели современное. Было, например, разграничение наказаний с учетом смягчающих обстоятельств - в случае, когда лихоимец (взяткополучатель), согласившись за мзду совершить незаконные действия, вдруг осознает пагубность этого деяния и раскается после получения взятки, но до совершения указанных действий. УК РФ такого разграничения не приводит.
2.2 Субъективные признаки
Субъектом (точнее – специальным субъектом) преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.
Данное преступление не входит
в исчерпывающий список преступлений,
ответственность за которое несет
малолетний или несовершеннолетний,
да и специфика преступления не позволяет
несовершеннолетнему быть его субъектом
по определению. Должность требует
определенных знаний, умений, житейского
опыта, специальной подготовки. Однако
на сегодняшний день, как ни прискорбно,
высокие требования к кандидатам
на должности чиновников несколько
позабылись. В прошлом и позапрошлом
веке предусматривалось ступенчатое
прохождение службы, обязательное наличие
определенного образования, а в
некоторых случаях лицо должно было
иметь и соответствующее