Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 15:14, курсовая работа
Цель работы – получение новых научных знаний о преступлениях совершённых в состоянии опьянения как актуальной криминологической и социальной проблеме и выработка на этой основе эффективных, социально восприимчивых и научно обоснованных предложений и рекомендаций практической направленности и теоретического характера.
Достижение указанной цели невозможно без рассмотрения ряда задач:
– анализ наркомании и алкоголизма во всех аспектах и проявлениях и терминологического аппарата, который связан с данными явлениями;
– анализ уголовной ответственности лиц за деяния, которые совершены в состоянии опьянения, в истории России;
– анализ определения понятия “опьянения” в уголовном праве;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ответственность лиц, которые совершили преступления в состоянии опьянения, в истории уголовного права России, характеристика состояния опьянения……………………………………………………………...5
1.1 Уголовная ответственность лиц, за деяния, которые совершены в состоянии опьянения, в истории России…………………………5
1.2 Характеристика наркомании и алкоголизма на современном этапе их развития………………………………………………………………..10
Глава 2. Понятие “опьянения”, воздействие состояния опьянения в современном уголовном праве………………………………………………….15
2.1 Определение понятия “опьянения” в уголовном праве….15
2.2 Воздействие состояния опьянения на ответственность и вину в современном уголовном праве (сравнительно-правовой анализ)……………………………………………………………………………17
Глава 3. Ответственность и профилактика преступлений, которые совершены в состоянии опьянения……………………………………………..23
3.1 Ответственность за преступления, которые совершены в состоянии опьянения…………………………………………………………….23
3.2 Профилактика преступлений, которые совершены в состоянии опьянения…………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………..36
Список источников и литературы.……………………………………….38
Отягчающие и смягчающие обстоятельства, которые обязаны учитывать суды при назначении наказания, могут не относиться непосредственно к совершённому преступлению; могут быть связаны с ним, но не влиять на квалификацию; могут быть указаны в диспозиции статьи Особенной части УК, по которой квалифицированы действия виновного. В последней ситуации их воздействие на общественную опасность преступления уже учтено в законе. Однако нельзя считать, что в связи с этим их во всех ситуациях не следует учитывать при определении размера и вида наказания.
При назначении наказания суд должен во всех ситуациях определить отягчающие и смягчающие обстоятельства и дать им соответствующую оценку. Суду необходимо исходить не только из общественной опасности данного вида преступления, и вникнуть во все определённые обстоятельства, особенности наступивших последствий и детали преступления.
При этом от суда не требуется мотивировать, почему он при назначении наказания не учитывает те или другие отягчающие или смягчающие обстоятельства. Но если суд назначает наказание с учётом таких обстоятельств, в приговоре это должно получить отражение.
Впервые при изложении общих начал назначения наказания в УК РФ прямо записано, что наказание необходимо быть справедливым в пределах санкции статьи положений Общей части и Особенной части УК РФ.
Ссылка на положения Общей части УК РФ даёт основание для вывода о том, что наказание является справедливым и в той ситуации, если суд на законных основаниях назначил наказание ниже низшего предела, который указан в санкции статьи Особенной части УК РФ.
Требование справедливости наказания тем более актуально в настоящее время, когда наблюдается значительный рост преступности. История многократно доказала, что жестокостью наказания проблема преступности не может быть решена.
УК РФ исходит из того, что наказание в каждой ситуации должно быть справедливым. В доктрине уголовного права предпринята, успешная попытка сформулировать условия, которым должно отвечать справедливое наказание.
Они состоят в следующем:
1. Наказание должно соответствовать тяжести совершённого преступления и, которое имеет уголовную правовую значимость данным об общественной опасности личности виновного, в первую очередь тем, которые прямо предусмотрены законом в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств (индивидуализация ответственности).
2. Наказания, которые назначаются за равные по тяжести преступления и (или) при различной общественной опасности личности виновного, должны быть различными (дифференциация ответственности).
3. Наказания, которые назначаются за равные по тяжести преступления равным по степени общественной опасности виновным, должны быть равными (равенство ответственности).41
3.2 Профилактика преступлений, которые совершены в состоянии опьянения
Лица, которые страдают алкоголизмом, и совершившие противоправные действия, относятся к группе повышенного риска – зачастую правонарушения совершаются в состоянии алкогольного опьянения.
Судебно-психиатрическая оценка лиц, которые страдают алкоголизмом, как правило, не представляют значительных трудностей.
Учитывая наличие некоторых психических расстройств при этом заболевании и в то же время отсутствие серьёзных изменений сознания мышления, восприятия и мышления двигательно-волевой области тонуса лица, критики, они не лишены способности отдавать себе, отчёт в своих действиях, и руководить ими, поэтому, как правило, признаются вменяемыми.
При экспертизе лица, которое совершило правонарушение в состоянии простого алкогольного опьянения, учитываются все особенности картины опьянения, для чего очень существенные следственные данные, а также, клинические и анамнестические данные, которые получены при судебно-психиатрической экспертизе, могут или исключить диагноз этого состояния, или его подтвердить, что особенно важно в ситуациях дорожных транспортных правонарушений.
Больной алкоголизмом признаётся невменяемым только тогда, когда у него отмечается устойчивое слабоумие, которое исключает возможность больного осмыслить действительный характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. К этому лицу по решению суда могут быть применены меры медицинского характера.
В соответствии со статьёй 23 УК РФ лицо, которое совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, подлежит уголовной ответственности.
Если будет установлено, что лицо страдает алкоголизмом и нуждается в принудительном лечении, то осуждённому наряду с наказанием суд может назначить проведение принудительного лечения по месту отбывания лишения свободы (ст. ст. 99, 104 УК РФ).42
Иным видом клинической картины патологического опьянения является синдром галлюцинаторно-бредовый или параноидный (бредовый), который характеризуется появлением бреда, речевого возбуждения и стереотипного двигательного на фоне сумеречного помрачения сознания.
Отличием патологического опьянения является неспособность лица в этом состоянии к совместным действиям и общению с окружающими. Проступки его не вытекают из окружающей обстановки, но в, то, же время представляют часто внешне упорядоченные действия.
При судебно-психиатрической экспертизе важно получить данные о событиях, которые испытуемый помнит, и сопоставить, в какой мере они совпадают с реальностью.
При задержании лица в патологическом опьянении после правонарушения они в отличие от лица в простом алкогольном опьянении не проявляет возбуждения, агрессии, а пассивно подчиняется задержавшим его лицам.
Экспертиза лиц, которые совершили правонарушение в состоянии опьянения, самая частая и в то же время трудная, так как от решения вопроса, в каком состоянии опьянения совершено правонарушение, зависит вменяемость лица.
При проведении судебно-психиатрической экспертизы в состоянии опьянения должны учитываться данные тщательного опроса свидетелей о поведении испытуемого в периоды (после, во время и до) правонарушения.
Согласно статье 21 УК РФ патологическому опьянению как острому психозу даётся квалификационная оценка – испытуемые признаются невменяемыми в действиях, совершившие в период патологического опьянения.43
Лица, которые совершили правонарушения в состоянии метаалкогольного психоза, при проведении судебно-психиатрической экспертизы признаются невменяемыми. Лица, у которых метаалкогольный психоз развился после совершения правонарушения, в соответствии со статьёй 81 УК РФ направляются на принудительное лечение до выздоровления, после чего они могут подлежать уголовному наказанию и ответственности.44
Существенным условием оптимальной организации профилактики алкоголизма является работа всей лечебно-профилактической сети учреждений здравоохранения, в особенности поликлинического звена, в основе деятельности которых находится принцип общей диспансеризации населения.
Таким образом, обнаружение и лечение больных с зависимостью от алкоголя является задачей трудновыполнимой и сложной. Это объясняется и тем, что раньше существовавшие меры недобровольного лечения алкоголизма ушли в прошлое.
В соответствии с Законом “О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при её оказании”45 недобровольная госпитализация показана только при имеющихся признаках алкогольного психоза или в отдельных ситуациях при выраженных нарушениях интеллекта и памяти. Никаких специальных лекарственных средств, которые подавляют влечение к алкоголю, как известно, пока не существует. Если же будет разработано такое средство, к примеру, блокирующее его действие, то всегда останется высокий риск смены одной зависимости на другую. Поэтому возлагаются надежды на психотерапию как на наиболее действенное средство. Однако психотерапия бывает эффективной при наличии желания излечиться. Этим объясняются публикуемые иногда результаты высокой эффективности какого-либо психотерапевтического метода. К тому же далеко не всегда успехи психотерапии среди лечившихся по своему желанию проверены отдалёнными исследованиями.
Также в РФ должны проводиться законопроекты, алкогольная политика и ужесточение наказания за преступления в состоянии опьянения должны оказывать позитивное воздействие на профилактику преступлений совершённых в состоянии опьянения.
Основными препятствиями в алкогольной политике страны являются:
1. Опасность смещения потребления в сторону дешёвых и более вредных для здоровья напитков, таких как самогон и чистый спирт, в случае непопулярных мер.
2. Боязнь повторения ошибок, которые связаны с провалом антиалкогольной кампании 1985 года, которая была столь непопулярна в народе и привела к расцвету подпольного производства и потере государством контроля над алкогольным рынком.
3. Привычность тяжести алкогольной ситуации в государстве, которая начала складываться в середине 1950-х, и постепенно усугубилась до середины 1980-х.
4. Коррупция в области производства алкоголя и контроля за ним, на котором собственно и держится подпольное производство.
5. Идущее навстречу этой потребности подпольное производство, которое выводит на рынок дешёвый, а потому доступный продукт даже для беднейшего населения.
6. Потребность в алкоголе, как в способе снятия напряжения в связи с утратой ценностных ориентиров в обществе, неуверенностью в завтрашнем дне, бедностью большинства населения.
В 2005 году наметился интерес правительства государства к её алкогольным проблемам, были приняты два закона, подписанных Президентом: № 102-ФЗ46 и 114-ФЗ от 21 июля 2005 года.47
Сущность их в повышении уставного капитала для производителей алкогольной продукции, спирта и розничной торговли, что должно привести к укрупнению алкогольной сферы. Законы с 1 июля 2006 года существенно ужесточают порядок торговли спиртными напитками.
Но если смотреть в будущее, то основными задачами алкогольной политики государства должны явиться: монополизация или национализация отрасли; борьба с коррупцией в области алкогольного производства; подавление подпольного производства; повышение благосостояния народа.
Однако повышение благосостояния большинства населения – долгосрочная экономическая задача, подавление коррупции в конкретно взятой сфере производства невозможно в условиях коррупции, а национализация – задача слишком трудная.
Исходя из этого, в государстве возможна только политика “малых дел”, то есть простые меры вмешательства государства на рынке алкоголя, которые ставят своею целью сдерживание спроса населения и предложения производителей, по непонятным причинам до сих пор не осуществлённые:
1. Отпуск по рецептам в аптеках спирта, а также лекарств, которые содержат спирт.
2. Ограничения спроса за счёт увеличения минимального возраста для покупателя алкоголя, включая пиво, и ужесточение наказания за нарушение этого порядка. Эти меры уменьшат употребление алкогольных напитков подростками и отложат начало употребления на зрелый возраст.
3. Ограничения доступности для потребителя, которое состоит в уменьшении числа розничных точек торговли и времени их работы. Для примера, в Швеции, государству с подобным “северным” стилем употребления алкоголя, в котором преобладают крепкие напитки, приобрести алкоголь в розницу можно только в специализированных магазинах государства и только в рабочее время и в рабочие дни.
4. Повышение акцизов на спиртосодержащую жидкость и спирт, также как и на алкогольные напитки – основная фискальная мера, которая приводит к снижению спроса и росту розничных цен.
5. Укрупнение торговли и производства, что позволит легче контролировать как качество продукции, так и её поступление потребителю. Ограничение конкуренции попутно приведёт к снижению потребления алкоголя и росту цен.
Статистический анализ показал, что по мере роста благосостояния потребителей идёт снижение потребление самогона и увеличение потребления легальных спиртных напитков, таких как вино, пиво и водка.
Между двумя преобладающими спиртными напитками, пивом и водкой, выявляется эффект замещения, то есть рост потребления одного напитка в ответ на рост цены другого.
При увеличении стоимости на водку также наблюдается эффект замещения водки самогоном. В итоге оказывается, что рост цены на водку не оказывает влияние на общий объём употребления этанола.
Другим важным выводом является: с ростом доходов населения, хотя и происходит увеличения общего употребления этанола, оно приобретает более “мягкую” структуру (переход к слабоградусным напиткам и более качественным) и, следовательно, может иметь меньше вреда, чем при более низкой степени употребления в ситуации низких доходов.
Поэтому, с точки зрения алкогольной политики, в настоящее время, когда происходит быстрый экономический рост, можно рекомендовать постепенный опережающий инфляцию рост розничной стоимости на спиртные напитки без каких-либо негативных демографических последствий.
Заключение
Предупреждение преступлений в состоянии опьянения является одной из приоритетных задач правительства РФ. В осуществлении данной задачи важную роль играют нормы уголовного права, которые предусматривают ответственность за определённые преступления совершённые в состоянии опьянения, что предполагает значительность теоретического исследования возникающих в данной области вопросов усовершенствования законодательного материала и практики его применения. Наиболее актуальной является разрешение на практике двух вопросов: