Отчет по практике в прокуратуре Свердловского района г. Иркутска

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:01, отчет по практике

Краткое описание

Деятельность органов прокуратуры регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1, иными федеральными законами (Налоговый, трудовой, градостроительный, гражданский, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный, арбитражно-процессуальный кодексы, КоАП РФ), законами РФ, ведомственными правовыми актами (приказами и инструкциями Генерального прокурора Российской Федерации).

Файлы: 1 файл

отчет по практике 19 (1).doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Кроме того, к мерам прокурорского  реагирования относятся также протест, исковое заявление, заявление (например, заявление о признании имущества выморочным).

По данному аспекту следует заметить, что результат будет более эффективным при применении не одной какой-либо меры прокурорского реагирования, а использовании всего комплекса мер прокурорского реагирования.

- Отдел по  надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи 

Нормативно-правовой основой данного  направления являются: ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ГК РФ, СК РФ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, приказ Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», Конвенция ООН «О правах ребенка», Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Основная функция данного отдела – правозащитная.

К данному надзору относятся  вопросы: обеспечения несовершеннолетних жилищными, имущественными правами; вопросы образования, здравоохранения, социальной защиты; передачи в семьи, под опеку, попечительство, на усыновление или в интернатные учреждения; вопросы досуга; трудовой занятости; вопросы пресечения и предупреждения преступности несовершеннолетних; профилактики жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях; исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении; изъятия детей из неблагополучных семей, ограничения или лишения родительских прав; соблюдения прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий; исполнения требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.

На сегодняшний день данное направление  имеет большое значение. Что обусловлено  наличием большого количества детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей в Иркутской области (27600). При этом число социальных сирот превышает число биологических сирот, следует также отметить, что, несмотря на то, что рождаемость в Иркутской области превышает среднероссийские показатели, число детей в возрасте от 14 до 17 лет постоянно снижается. В связи с чем, данная категория граждан особо нуждается в защите их прав и помощи в реализации этих прав.

- Отдел по  обеспечению участия прокурора  в гражданском судопроизводстве

Судебная защита гражданских прав – гарантия применения мер прокурорского реагирования при нарушении прав граждан. Принцип судебной защиты прав граждан закреплен в Конституции РФ. Так, ст. 45 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве предусмотрены в ГПК РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», приказе Генерального прокурора от 02.12.2003 г. № 51 «Об обеспечении участия прокурора в гражданском судопроизводстве».

Выделяют три направления в рамках данного надзора: 1) исковое заявление; 2) непосредственное участие прокурора в рассмотрении гражданских дел, дача заключения; 3) обжалование судебных решений.

Согласно постановлению Пленума  Верховного суда РФ «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» № 64 от 28.12.2006 г., указаниями прокурора области № 43/37 от 07.04.2006 г. «Об усилении надзора за выявлением и расследованием налоговых преступлений» и № 37-03-2007 от 14.02.2007 г. «Об активизации работы по предъявлению гражданских исков по уголовным делам о налоговых преступлениях» органы прокуратуры наделены полномочиями выступать в качестве истцов по гражданским искам, заявленным по делам о налоговых преступлениях.

Федеральным законом от 05.04.2009 г. № 43-ФЗ было внесено дополнение в ст. 45 ГПК РФ, согласно которой обращение прокурора в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования, допускается без объяснения уважительности причин. Это оправданное дополнение. О чем свидетельствует заметное увеличение количества исков (свыше 17000 за 2009 год). При этом иски в большей своей части были удовлетворены судом, что говорит о том, что прокуроры не обращаются с необоснованными исками (99,8% удовлетворенности исков). Следует также заметить, что в основном иски подаются по социально-значимым вопросам: вопросам предоставления жилья детям из детских домов, оплаты проезда пенсионеров к месту отдыха, о взыскании заработной платы. Большинство исков подается в интересах граждан. В то же время значительное количество исков подается в интересах Российской Федерации, Иркутской области (7000). Много исков о лишении родительских прав.

- Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел (управление государственных обвинителей)

Участие в рассмотрении уголовных дел судами является одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры. В прокуратуре Иркутской области есть свое Управление государственных обвинителей, которое в свою очередь подразделяется на отделы: апелляционный, кассационный, надзорный. Такое управление есть не везде.

Основными нормативно-правовыми актами данного направления являются: ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Конституция РФ, УК РФ, УПК РФ, приказ Генпрокуратуры РФ от 20.11.2007 г. № 185 «Об  участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», приказ Генпрокуратуры РФ от 27.11.2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве». 

Основными задачами данного управления являются: обеспечение представления доказательств стороны обвинения в том виде, в каком они были получены на предварительном следствии; не дать опорочить доказательства в судебном заседании; принять меры для того, чтобы не стало известно о лицах, скрывающих о себе данные; изобличение лжесвидетелей.

Государственные обвинители назначаются  заблаговременно в целях обеспечения  тщательного изучения ими материалов уголовного дела, подготовки к участию в судебном разбирательстве. Государственный обвинитель должен: объективно оценить в совокупности все собранные доказательства – как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого; определить правильность квалификации, выраженной в обвинительном заключении; сформировать свою позицию относительно наказания; своевременно выработать тактику представления суду доказательств и опровержения доводов стороны защиты.

Для государственного обвинителя важно уметь установить психологический контакт со свидетелем, показать значимость его показаний (например, внимательно слушав его показания). В ходе судебного разбирательства следует применять методику допроса свидетеля (например, детализация показаний). Следует также проверить репутацию свидетеля (как до суда, так и в судебном заседании). Прокуроры должны тесно взаимодействовать с органами следствия, использовать имеющуюся у них информацию в строгом соответствии с УПК РФ.

Активная позиция и профессионализм  государственного обвинителя являются решающим факторов в обеспечении  неотвратимости наказания за совершенное  преступление. 

Государственные обвинители в рамках уголовного судопроизводства вправе приносить апелляционные и кассационные представления на все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам, а также надзорные представления. В случае же обжалования судебного решения другими участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления государственные обвинители должны выражать свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений

- Отдел по  обеспечению участия прокуроров в арбитражном судопроизводстве

Нормативно-правовой базой данного направления являются следующие акты: Конституция РФ, КоАП РФ, АПК, Постановление Пленума ВАС РФ № 2 от 27.01.2003 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ», Постановление Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», Постановление Пленума ВАС РФ № 46 от 26.07.2007 г. «О внесении дополнений в Постановление Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г.», методические рекомендации прокуратуры Иркутской области по направлению в Арбитражный суд Иркутской области заявлений о привлечении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к административной ответственности от 05.11.2008 г. № 38-09-08. Согласно данным рекомендациям привлечение виновных лиц к административной ответственности возможно: по результатам общенадзорной проверки, проводимой непосредственно прокуратурой; по результатам анализа полноты и достаточности мер, принимаемых контролирующими органами по результатам проведенных ими проверок (в случае поступления акта проверки в прокуратуру); по результатам законности и обоснованности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; по результатам проверки законности и обоснованности прекращения уголовного дела.

В соответствии с АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд лишь по категории дел, указанной в ст. 52 АПК РФ. Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве осуществляется путем: 1) подачи заявления об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) подачи иска о признании недействительными сделок, совершенных данными органами, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки; 3) вступления в начатый процесс по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Кроме того, согласно Приказу Генерального прокурора РФ № 20 от 05.06.2003 г. «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» одной из форм реализации прокурорами своих полномочий по участию в арбитражном процессе является самостоятельное направление в арбитражный суд заявлений о привлечении виновных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

На практике часто допускаются  нарушения, связанные с незаконной продажей государственного или муниципального имущества, передачи его в аренду без согласия собственника. Значительное число заявлений, связано с принятием незаконных решений органами государственной власти. Например, решение инспекции по налогам и сборам, в соответствии с которым суммы излишне уплаченных налогов не должны быть оплачены.

- Отдел по  работе с обращениями граждан

В первую очередь необходимо отметить значимость обращений. Ведь это не только источник информации о нарушении  прав граждан или форма контроля за деятельностью нижестоящих прокуроров, но и показатель уровня доверия граждан в органы прокуратуры.

Данный вид надзора регламентируется положениями Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказа Генпрокуратуры РФ от 17.04.2008 N 67 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации", ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приказа Генерального прокурора РФ от 15 декабря 1998 г. № 90 «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», приказа Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращения и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 1998 г. № 93 «О введение в действие инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры».

Обращение – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Прокуроры рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. Рассмотрению подлежат как письменные, так и устные обращения граждан в ходе личного приема. При этом содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин должен приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение  трех дней с момента поступления  в государственный орган, орган  местного самоуправления или должностному лицу. Срок их рассмотрения составляет 30 дней со дня регистрации.

Информация о работе Отчет по практике в прокуратуре Свердловского района г. Иркутска