Отчет по практике в прокуратуре Свердловского района г. Иркутска

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:01, отчет по практике

Краткое описание

Деятельность органов прокуратуры регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1, иными федеральными законами (Налоговый, трудовой, градостроительный, гражданский, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный, арбитражно-процессуальный кодексы, КоАП РФ), законами РФ, ведомственными правовыми актами (приказами и инструкциями Генерального прокурора Российской Федерации).

Файлы: 1 файл

отчет по практике 19 (1).doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Непосредственно в прокуратуре действует ведомственная государственная статистическая отчетность Основным видом такой отчетности является Отчет о работе прокурора по форме П, утвержденная постановлением Госкомстата России от 16 февраля 
1993 г. № 20. Данный отчет состоит из восьми разделов и содержит показатели о надзоре за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами осуществляющими дознание и предварительное следствие, данные об участии прокурора в арбитражном, гражданском и уголовном судопроизводстве, о работе по рассмотрению и разрешению жалоб, за исполнением уголовного наказания и гласности в деятельности прокуратуры (выступлениях в средствах массовой информации).

Прокуратура Свердловского района г. Иркутска представляет также много других отчетов в прокуратуру области. В частности, это годовые, полугодовые, поквартальные и ежемесячные отчеты. Так согласно методическим указаниям от 10.12.2009 г. № 20-14-2009 «О подготовке городскими, районными, межрайонными и специализированными прокурорами докладов об итогах работы за полугодие и год» годовой доклад должен предоставляться в прокуратуру области – не позднее 15 января, полугодовой – не позднее 20 июля. Данный документ призван помочь более полно и унифицировано отражать работу прокуратур, давать объективную оценку состояния законности и правопорядка на поднадзорной территории.

Доклады об итогах работы за истекший период составляются, подписываются  прокурорами городов, районов, межрайонными и специализированными прокурорами и представляются в организационное управление на бумажном носителе. Доклад состоит из нескольких разделов, каждый из которых имеет подразделы.

К представляемой информации предъявляются  следующие требования:

- отражение результатов исполнения  поручений прокуратуры области,  плановых заданий;

- анализ состояния законности  и практики прокурорского надзора  за прошедший период с использованием показателей за аналогичный период предыдущего года, с приведением конкретных фактов и примеров;

- информирование о принятых (планируемых  к принятию) мерах по устранению  выявленных нарушений закона, внесение  предложений о совершенствовании  надзорной деятельности органов  прокуратуры. При отсутствии информации  по какому-либо пункту или разделу указывается соответствующая пункту или разделу нумерация и пишется «Нет информации».

Доклад включает в себя следующие  разделы: 1) Планирование и организация  работы; 2) Результаты работы по координации  деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 3) Результаты работы в сфере надзора за исполнением федерального законодательства; 4) Результаты работы по противодействию преступности; 5) Состояние прокурорского надзора за расследованием отдельных видов преступлений; 6) Состояние прокурорского надзора за расследованием преступлений и уголовно-процессуальной деятельностью СО СУ СК при прокуратуре РФ по Иркутской области; 7) Состояние прокурорского надзора за расследованием преступлений и уголовно-процессуальной деятельностью следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 8) Состояние надзора за производством дознания в органах внутренних дел, наркоконтроля, службы судебных приставов, государственной противопожарной службы; 9) Противодействие коррупции; 10) Результаты работы по надзору за исполнением законов по противодействию экстремизму и терроризму; 11) Результаты работы по обеспечению участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел; 12) Результаты работы органов прокуратуры по обеспечению участия в гражданском процессе; 13) Работа по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; 14) Результаты работы по надзору за исполнением законов в следственных изоляторах; 15) Состояние работы с кадрами; 16) Иные направления.

Методические указания от 04.12.2009 г. № 20-14-2009 содержат перечень документов и другой обязательной информации, представляемой городскими, районными и специализированными прокурорами в прокуратуру области. В указаниях содержится перечень учреждений, куда должны направляться документы и сроки их представления. Например, в отдел по надзору за исполнением законов в социальной сфере предоставляется информация: о результатах исполнения законодательства по выплате заработной платы ежемесячно к 10 числу; о результатах надзора за исполнением законодательства об обязательном пенсионном страховании каждое полугодие (15.01, 15.07); информация об организации надзора за исполнением законодательства в ЖКХ – ежемесячно к 20 числу и другие.

В отдел по надзору за исполнением  законодательства о противодействии  коррупции: информация о результатах надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции (с приложением в таблицах) – ежеквартально, к 5 числу месяца, следующем за окончанием квартала; информация о количестве рассмотренных в судах уголовных дел коррупционной направленности, количестве лиц, осужденных (оправданных), мерах наказания – ежемесячно к 5 числу; информация о всех зарегистрированных на поднадзорной территории сообщения о преступлениях коррупционной направленности, о принятых по ним решениям – в течение суток с момента поступления в прокуратуру; информация об уголовных делах по преступлениям коррупционной направленности, совершенных должностными лицами - ежемесячно до 5 числа и другие.           

Документы направляются также в  отдел по надзору за исполнением  налогового законодательства, отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, отдел по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, отдел документационного обеспечения, отдел по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе и другие.   

В ходе прохождения преддипломной  практики я познакомилась с основными  направлениями прокурорского надзора. По каждому направлению прокурорского надзора издан отдельный приказ Генерального прокурора РФ.

- Отдел по надзору за исполнением законов («общий» надзор)

Прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широким и многогранным направлением, охватывающим подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятельность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные судом. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, это направление является наиболее сложным и трудоемким. Поэтому данное направление прокурорского надзора иногда называют ядром районной прокуратуры.

Данный вид надзора регламентируется федеральными законами, законами субъектов РФ, органов местного самоуправления, приказом Генерального прокурора от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Предмет данного надзора согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» включает в себя:  надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) данными органами.

В рамках данного направления осуществляется надзор за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих общественные отношения в определенной сфере (социальной, налоговой, в сфере экономики, охраны природы, в сфере исполнения законов о несовершеннолетних и других).

Так, к надзору в социальной сфере  относятся вопросы: выплаты заработной платы; предоставления жилья; вопросы пожарной безопасности; защиты прав инвалидов, ветеранов, детей-инвалидов; защиты прав граждан на пенсионное страхование; вопросы предупреждения распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе ВИЧ-инфекции; трудового, миграционного законодательства. К надзору в сфере экономики и налогообложения относятся: бюджетные вопросы, вопросы приватизации, собственности, монополий, заказов, уплаты налогов. К  надзору в сфере охраны природы относятся: вопросы охраны воздуха, воды, животного мира; законов в сфере лесопромышленного комплекса и другие.   

Исходя из этого, следует, что работник по надзору за исполнением законов находится в гуще общественных отношений района, в котором он находится. В связи с чем, от него требуются глубокие знания о том, что происходит на поднадзорной ему территории (состояние законности). По каждому направлению прокурорского надзора за исполнением законов работники предоставляют отчеты.       

Сведения о состоянии законности работники прокуратур могут получить от контролирующих органов (Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ростехнадзор, Росприроднадзор, территориальные органы государственного пожарного надзора), из Иркутскстата и других органов, в СМИ. Сведения о состоянии законности анализируются, после чего определяются приоритетные направления. Это те направления, по которым совершается наибольшее количество правонарушений. После чего определяется перечень «приоритетных» объектов, подлежащих проверке в квартале.

  Существуют также национальные приоритетные проекты: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса». Результаты проверок по данным направлениям отражаются в ежемесячных докладных.

Основанием применения прокурором своих полномочий является, как правило, 
информация о нарушении закона (обращение гражданина), либо контрольное задание из прокуратуры области. После чего работниками прокуратуры района проводятся прокурорские проверки. Перед проведением той или иной проверки необходимо ознакомиться с положениями закона, соблюдение которого работник собирается проверить, составить план вопросов, которые необходимо задать, выяснить, почему было допущено данное нарушение, выявить виновных в нарушении лиц. При проведении проверки целесообразно привлекать специалистов.

Так, в частности, согласно Регламенту организации взаимодействия органов  прокуратуры Иркутской области и Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области от 20.05.2008 г. горрайпрокуроры при необходимости проведения проверки с привлечением специалистов Службы по обращениям граждан или юридических лиц, в рамках выполнения заданий (поручений) прокуратуры области направляют в Службу поручение о проведении такой проверки, после чего согласовывают по телефону с заместителем руководителя Службы – руководителем управления строительного надзора Иркутской области выезд специалистов Службы на место и сроки проведения проверки (по проверкам исполнения градостроительного законодательства) или заместителем руководителя Службы – руководителем управления жилищного контроля Службы (по проверкам исполнения жилищного законодательства).   

Привлечение контролирующих органов  обусловлено необходимостью составления  акта проверки, в котором фиксируются  выявленные в ходе проверки нарушения. На месте проверки следует установить имеет ли место событие административного  правонарушения (например, реализует ли ИП продукцию, не имея надлежащей лицензии), у проверяемого лица нужно истребовать учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе). Надлежит проследить, чтобы контролирующий орган правильно зафиксировал факт нарушения и сведения об учредительных документах в своем акте.

Следующим важным этапом проверки является сбор твердой доказательственной базы. В противном случае судом может  быть вынесено решение об отказе в  удовлетворении требований прокурора (привлечение к административной ответственности).

При выявлении нарушений работник прокуратуры, как правило, применяет  следующие меры прокурорского реагирования: предостережение о недопустимости нарушения закона, представление об устранении нарушения закона, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. При этом в представлении об устранении нарушений закона возможна постановка вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, возмещении ущерба, восстановлении прав. К административной ответственности виновных лиц работник прокуратуры привлекать не полномочен, он вправе лишь ставить вопрос о привлечении к административной ответственности перед органами, обладающими таким правом (например, перед судом).

В случае невыполнения законных требований прокурора в установленный срок, прокурор вправе обратиться в суд.

В случае выявления совершения административного  правонарушения постановление о  возбуждении дела об административном правонарушении выносится немедленно, в исключительных случаях этот срок может составить двое суток с момента выявления правонарушения (ст. 28.5 КоАП РФ). При этом следует письменно известить лицо, в отношении которого планируется вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, о времени и дате и месте его вынесения. Этим лицом является либо сам ИП, либо законный представитель юр. лица. Извещение (уведомление) лица о времени, месте и дате вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть вручено под подпись, доказательства извещения представляются в суд.

Следование данному сроку необходимо для соблюдения срока давности правонарушения. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ общий срок давности равен двум месяцам с момента совершения правонарушения, а по длящимся правонарушениям – с момента их обнаружения. В это время входит составление необходимых материалов, их пересылка и время рассмотрения дела арбитражным судом.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении должны быть разъяснены виновному права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП и ст. 51 Конституции, о чем ставится правонарушителей против каждой статьи подпись и дата. Копия постановления вручается правонарушителю, о чем ставится подпись и дата.  

Согласно п. 15 Постановления Президиума ВАС № 2 правом возбуждения дела об административном правонарушении и  направлении материалов в суды обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов, районов, а также вышестоящие  прокуроры. Таким образом подписать заявление о привлечении лица к административной ответственности должен либо прокурор города, района, либо его заместитель.

Информация о работе Отчет по практике в прокуратуре Свердловского района г. Иркутска