Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: цель исследования заключается в том, чтобы на основе действующего законодательства, результатов конкретно-социологического исследования выявить условия уголовной ответственности и наказания.

Оглавление

Введение 3
1.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 6
1.1.Понятие уголовной ответственности 6
1.2.Освобождениенесовершеннолетних от уголовной ответственности 12
2.Особенности уголовного наказания несовершеннолетних 18
2.1.Понятие и содержание общих начал назначения наказания 18
2.2.Особенности применения наказания в отношении несовершеннолетних 22
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Уголовное право курсовая.doc

— 266.50 Кб (Скачать)
  1. Обязанность отчитаться в содеянном и подвергнуться осуждению и принуждению.
  2. Осуждение, порицание.
  3. Мера государственного принуждения в форме наказания.
  4. Судимость.

     Разновидностью  данной формы реализации уголовной  ответственности являются условное осуждение и осуждение с отсрочкой отбывания наказания (ст. 73 и 82 УК РФ).

     Второй  формой реализации уголовной ответственности  является осуждение без назначения наказания. В соответствии с ч.1 ст. 92 УК РФ осуждение без назначения наказания возможно только в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление небольшой или средней тяжести. При этом к осужденным, освобожденным от наказания, в обязательном порядке применяются принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные в ч. 2 ст. 90 УК РФ.

     В соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы  за совершение преступления средней  тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания  и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. При этом несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.2 Однако в соответствии с часть 4 той же статьи УК РФ продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.3

     В случае применения принудительных мер воспитательного воздействия, уголовная ответственность проявляется в трех ее элементах:

     1. Обязанность отчитаться в содеянном,  подвергнуться осуждению и принуждению.

     2. Порицание, осуждение, выраженное  в обвинительном приговоре.

     3. Государственное принуждение в  виде принудительных мер воспитательного воздействия.

     Четвертый элемент уголовной ответственности - судимость - в данном случае отсутствует.

     Принудительные  меры воспитательного воздействия  являются формой реализации уголовной ответственности только в том случае, если они применяются вместо наказания на основании обвинительного приговора суда. В том случае, когда они применяются по решению правоохранительного органа при освобождении от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ), то формой реализации уголовной ответственности они не являются.

     Важное  место в реализации уголовной  ответственности занимают меры уголовно-процессуального  принуждения, в первую очередь меры пресечения, применяемые к подозреваемому и обвиняемому (заключение под стражу, подписка о невыезде и др.). Эти меры применяются при наличии достаточных оснований считать, что обвиняемый (подозреваемый) скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью.

     Смысл применения этих мер заключается  также в обеспечении исполнения будущего обвинительного приговора. Эти меры принуждения носят процессуальный характер, однако они могут стать составной частью уголовной ответственности в материально-правовом смысле. В соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ содержание под стражей до судебного разбирательства засчитывается судом в срок наказания, например, при осуждении лица к лишению свободы, аресту или содержанию в дисциплинарной воинской части из расчета день за день, а при осуждении к ограничению свободы - день за два, к исправительным работам и ограничению по военной службе - день за три дня, а при осуждении к обязательным работам - из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

     Таким образом, «когда вина обвиняемого будет  подтверждена обвинительным приговором, примененные к нему меры процессуального принуждения превращаются в составную часть уголовной ответственности»4.

     На  вопрос о том, что является основанием уголовной ответственности, в науке уголовного права имелись различные взгляды. А в качестве такого основания назывались: вина, наличие состава преступления в совершенном деянии, факт совершения преступления и т.д. Законодатель положил конец этим дискуссиям, однозначно сформулировав основание уголовной ответственности: «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (ст. 8 УК РФ).

     Под составом преступления понимают совокупность предусмотренных уголовным законом  объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

     Преступление - это совершенное в реальной жизни  конкретное общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Состав преступления - это разработанный наукой уголовного права и зафиксированный в законе инструмент, позволяющий определить юридическую конструкцию общественно-опасного деяния и сделать вывод о том, что это деяние является преступлением, описанным в той или иной норме Особенной части УК.

     Понятие преступления и состав преступления - два неразрывно связанных друг с другом понятия, которые характеризуют одно и то же явление - уголовно-наказуемое деяние. Понятием «преступление» характеризуется главным образом социальная сущность уголовно-наказуемого деяния, а состав преступления раскрывает его юридическую структуру, его необходимые характеристики.

     Состав  преступления является юридической  характеристикой деяния, которое объективно обладает свойством общественной опасности. Поэтому одно лишь наличие формальных признаков состава преступления недостаточно для признания совершенного деяния преступлением и не может служить основанием уголовной ответственности.

     Но  даже если совершенное деяние объективно было общественно-опасным, оно не может  быть признано преступлением, если в  нем отсутствует хотя бы один из признаков, образующих в совокупности состав данного вида преступления. 

     1.2.Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности 

     Несовершеннолетний  может быть освобожден от уголовной  ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ). Вышеуказанные основания в отношении их не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст. 78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст. 94 УК РФ в отношении них они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

  а) один год после совершения преступления небольшой тяжести;

  б) три года после совершения преступления средней тяжести;

  в) пять лет после совершения тяжкого  преступления;

  г) семь с половиной лет после  совершения особо тяжкого преступления.5

     К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

     Наряду  с общими видами освобождения от уголовной  ответственности в законодательстве содержатся и специальные виды, применяемые  только к лицам, не достигшим восемнадцати лет. В ч. 1 ст. 90 УК РФ говорится: «Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождён от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия». Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности закон связывает с рядом обстоятельств:

  1. Преступление должно быть совершено впервые.
  2. Деяние должно относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести.
  3. Положительная характеристика личности подростка, позволяющая прийти к убеждению, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия.

     Такая убежденность должна складываться на основе характера общественности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершённости деяния, размер вреда, причиненного именно несовершеннолетним, и т.д.), данных о личности преступника (впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, в целом положительно характеризуется педагогами, преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для нег обстоятельств, не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной или наркотической зависимостью).

     При наличии данных обстоятельств, а также с учетом мотивов совершенного преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно при выяснении вопросов о том, применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного воздействия и какие именно, вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства.

     На  стадии предварительного расследования  прокурор или следователь с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче его материалов в специализированный государственный орган, который назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положениями статьи 90 УК РФ. На стадии судебного разбирательства суд сам выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Все специальные виды освобождения лиц, не достигших восемнадцати лет, от уголовной ответственности связаны с применением мер воспитательного воздействия, т.е. установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности. Принудительными они являются потому, что они назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли несовершеннолетнего или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственных органов, наделенных специальными полномочиями. Неисполнение назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в законе.6

     По  своему содержанию меры, предусмотренные  ч. 2 ст. 90 УК РФ, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается, прежде всего, путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости общественно опасного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии.

     Статья 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  а) предупреждение

  б) передача под надзор родителей или  лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа

  в) возложение обязанности загладить  причиненный вред

  г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

     Применение  принудительных мер воспитательного  воздействия, которые ограничивают права человека и гражданина (названные в п. п. «в» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ), в силу ст. 46 и 118 Конституции РФ допустимо только судом.

     Содержание  принудительных мер воспитательного воздействия раскрывается в ст. 91 УК РФ.

     Предупреждение, согласно закону, состоит в разъяснении  несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение7.

     Предупреждение  как мера воспитательного воздействия  реализует цели исправления и  превенции посредством разъяснения  подростку характера и степени  опасности совершенного им деяния, размера причиненного преступлением вреда и возможных последствий.

     Передача  под надзор состоит в возложении на родителей или лиц их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора:8

  1. Родители (лица, их заменяющие);
  2. Специализированные государственные органы.

     Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, возникают из семейного права. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, что предусмотрено СК РФ, она лишь должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка, устранению или нейтрализации криминогенных условий, служит предупреждением о необходимости усиления контроля за свободным временем подростка. Данная мера целесообразна лишь в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, еще имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль. Закон не требует согласия родителей (лиц, их заменяющих) на передачу им под надзор несовершеннолетнего, но практически оно необходимо, так как иначе теряется смысл этой меры. Если указанные лица в силу ряда причин не имеют возможности осуществлять контроль за поведением подростка, не способны обеспечивать должное воспитание, несовершеннолетнего целесообразно передать под надзор государственному органу. Им в настоящее время является комиссия по делам несовершеннолетних при соответствующем местном органе самоуправления.9

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних