Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: цель исследования заключается в том, чтобы на основе действующего законодательства, результатов конкретно-социологического исследования выявить условия уголовной ответственности и наказания.

Оглавление

Введение 3
1.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 6
1.1.Понятие уголовной ответственности 6
1.2.Освобождениенесовершеннолетних от уголовной ответственности 12
2.Особенности уголовного наказания несовершеннолетних 18
2.1.Понятие и содержание общих начал назначения наказания 18
2.2.Особенности применения наказания в отношении несовершеннолетних 22
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Уголовное право курсовая.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Принимая  решение о виде наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос о назначении более мягкого наказания, чем  предусмотрено законом (ст. 64 УК), и об условном осуждении (ст. 73 УК).14

  При назначении наказания суд учитывает  характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы содеянного, характер и размер причиненного вреда, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Все положения УК применительно к несовершеннолетним имеют особенность. Так, характер общественной опасности преступления в первую очередь зависит от объекта преступления. Однако при совершении преступления несовершеннолетним следует выяснить, насколько подросток осознавал ценность объекта. Несовершеннолетние не всегда могут полно и правильно осознавать многообразные стороны и элементы общественных отношений, охраняемых законом; нередко по их представлению они посягают на менее ценный объект, в сравнении с его действительной значимостью.

     При определении степени общественной опасности совершенного преступления следует исходить из совокупности всех обстоятельств, при которых было совершено преступное деяние (форма вины, мотив, способ, обстановка и стадия совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления и пр.).

     Касаясь различных форм вины, следует иметь  в виду, что даже в умышленных преступлениях умысел может быть различным по степени осознанности виновным своих действий, степени предвидения последствий, времени возникновения умысла (прямой или косвенный, заранее обдуманный и внезапно возникший и т.д.). В преступлениях, совершенных подростками, в большинстве случаев умысел беднее по содержанию, чем у взрослых.

     Еще сложнее дать оценку субъективной стороны  неосторожного преступления, совершенного подростком. Так, совершая преступление по легкомыслию, несовершеннолетнему бывает затруднительно предвидеть абстрактную возможность наступления общественно-опасных последствий, а если они ее и предвидят, то нередко, преувеличивая свои возможности, самонадеянно рассчитывают на предотвращение этих последствий. Аналогично и в преступлениях, совершенных подростками по небрежности, довольно часто субъективный критерий бывает слабо выражен, т. е. способность подростка по своим индивидуальным качествам (незавершенность интеллектуального развития, особенности психики, недостаточность жизненного опыта, незаконченность образования и т.д.) предвидеть наступление общественно опасного последствия.

     При определении характера и степени  общественной опасности преступления, совершенного подростком, большое значение имеют мотив и цель преступления. Довольно часто даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время. Хулиганские действия, изнасилование подчас связаны со стремлением не отстать от товарищей, выглядеть взрослым, смелым, самостоятельным и т.д.

 

      Заключение

 

     Современные тенденции преступности: ее рост, значительное омоложение, увеличение доли тяжких преступлений и др. — не могут не тревожить общество, государство, граждан. В настоящее время более половины всех преступлений в стране совершается лицами молодого возраста (до 30 лет), причем только несовершеннолетними — каждое десятое, и на их долю приходится около трети всех изнасилований, грабежей, краж личного имущества граждан.

     Многие  исследователи отмечают значительный рост преступной активности несовершеннолетних. Жизнь и юридическая практика подсказывают, что первым звеном в предупреждении конфликта с законом является знание того, что есть закон, чем он отличается от норм морали и какие последствия для человека возникают при нарушении закона. Если же говорить о личности подростка, то в ситуации конфликта и его предупреждения приходится учитывать многое: и возраст подростка, и тип его нервной системы, и уровень развития его интеллекта, влияние на него со стороны взрослых лиц и многое, многое другое.

     И здесь, как говорится, не грех было бы обратиться к зарубежному опыту, взять на вооружение то, что нам приемлемо. Ведь признали же мы необходимость участия России в интеграционных процессах в правоохранительной сфере! Создано же ведь, например, российское бюро Интерпола! Почему же до сих пор мы так консервативны в уголовном законодательстве в отношении несовершеннолетних? Неужели непонятно, что, если сызмальства малолетний преступник будет чувствовать безнаказанность за свои деяния, то этим самым ему предоставляется больше шансов стать преступником профессиональным?

     Я не сторонница только репрессивных методов, хотя и от них в наше время никуда не деться. Однако считаю, что и воспитательные меры должны быть достаточно разнообразными и действенными.

     Уголовный кодекс Российской Федерации вступил  в законную силу с 1 января 1997 года. Одним из наказаний он предусматривает обязательные работы, которые несовершеннолетним назначаются на срок до ста шестидесяти часов. Сейчас уже год 2004-й. И что мы имеем? До сих пор этот вид наказания не применяется! До сих пор не создан механизм его реализации! Неужели за 7 лет после принятия нового УК нельзя было ничего сделать в этом направлении? А ведь обязательные работы – это бесплатные общественные работы, это прекрасный метод воспитания. В то же время правонарушитель будет помнить, что в случае уклонения от этих работ его неизбежно ждет более суровое наказание. Чем не воспитательное воздействие?!

     Вывод один! До тех пор пока мы будем  только декларировать, а не применять  на практике наши достижения, в том  числе и в правоохранительной сфере, мы будем иметь только рост преступности, особенно среди молодежи, которая в наше время очень чутко и быстро реагирует на все изменения в общественной жизни.

 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Вменяемость в уголовном праве нормальное состояние психически здорового человека; выражается в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Необходимое условие вины и уголовной ответственности. В. предполагается, если судебно-психиатрическая экспертиза не установит обратное.
2 Дисциплинарная  ответственность одна из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Вид юридической ответственности (наряду с уголовной, административной, гражданско-правовой). Заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией предприятия или учреждения, где трудится работник.
3 Закон 1) юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Для 3. характерен особый порядок принятия, специальная законо-творческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных связей, 3. в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические (см. Конституционный закон, Органический закон) и обычные. Обычные 3. делятся на кодификационные и текущие; 2) в широком смысле - нормативные правовые акты в целом; все установленные государством общеобязательные правила.
4 Законодательство 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т.д.). В РФ понятием "З." обычно охватываются (на федеральном уровне): Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Однако состав 3. для каждой отрасли права имеет свои особенности.
5 Надзор одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. Различают надзор судебный, конституционный (см. Конституционный контроль), прокурорский надзор, различные виды административного надзора. Особым видом является авторский надзор.
6 Наказание мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43 УК РФ). Н. применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
7 Неприменение  наказания в уголовном и уголовно-процессуальном праве РФ освобождение лица, совершившего преступление, от наказания при наличии оснований, предусмотренных законом. Все случаи Н. н. подразделяются на две группы: освобождение от уголовной ответственности и в силу этого - от наказания; освобождение только от наказания.
8 Преступление по ст. 14 УК РФ "виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
9 Уголовное законодательства совокупность законодательных актов, содержащих нормы уголовного права. В РФ состоит исключительно из Уголовного кодекса РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ.
10 Цель наказания Восстановить социальную справедливость, исправить осужденного и предупредить совершение новых преступлений.

 

     Список  использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. – М., Юрид. лит., 1995.
2. Комментарий к  Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева) – М., 2000.
3. Аминов Д. И. Уголовное право: Общая часть  – М., 2001.
4. Бабий Н. А. Уголовная ответственность несовершеннолетних – Минск, 1986.
5. Бирюков Е. Подростки  в беде. Социалистическая законность. №9. – 

 М., 1987.

6. Васильев В. Л. Юридическая психология – С.-П., 2002.
7. Гаухман Л. Д. Уголовное  право: Общая часть – М., 2000.
8. Денисов Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности. – С.-П., 1999.
9. Карпец И.И. Индивидуализация наказания. — М., 1961.
10. Морозова А. В. Социальная конфликтология – М., 2002.
11. Прохоров Л.А. Общие начала назначения наказания  и предупреждения рецидивной преступности. — Омск, 1980.

 

      Приложения

А

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних