Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 11:18, курсовая работа
В связи с вышеизложенным цель данной работы - дать характеристику условно - досрочного освобождения от отбывания наказания в уголовном праве Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. рассмотреть исторический аспект условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
2. охарактеризовать понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
3. исследовать основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Введение………………………………………………………..………….……...3
Глава 1. Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания……………………...………………………..………………………….6
1.1 Становление института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России…………………………...…………………………………...6
1.2 Понятие и значение условно-досрочное освобождение от отбывания наказания…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания………………………………...………13
2.1 Основания и условия применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания……………………………..……………………………...13
2.2 Порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания……………...………………………………………………………….19
Глава 3. Правовые последствия и условия отмены условно-досрочного освобождения от отбывания наказания ………………………………………..24
3.1 Правовые последствия условно-досрочного освобождения………..…….24
3.2 Основания и порядок отмены условно-досрочного освобождения……...27
Звключение……………..……………………………………………………….31
Список использованной литературы ..…………………..………………….33
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Институт условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания……………………...……………………….
1.1 Становление института условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания
в России…………………………...……………………………
1.2 Понятие и значение условно-досрочное
освобождение от отбывания наказания………………………………………………………
Глава 2. Основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания………………………………...………13
2.1 Основания и условия применения
условно-досрочного освобождения от отбывания
наказания……………………………..……………………
2.2 Порядок применения условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания……………...…………………………………
Глава 3. Правовые последствия и условия отмены условно-досрочного освобождения от отбывания наказания ………………………………………..24
3.1 Правовые последствия условно-досрочного освобождения………..…….24
3.2 Основания и порядок отмены условно-досрочного освобождения……...27
Звключение……………..…………………………………
Список использованной литературы ..…………………..………………….33
ВВЕДЕНИЕ
Установление в законе и реализация на практике оснований для освобождения от отбывания наказания составляют одну из принципиальных проблем уголовной политики, поскольку дифференциация уголовной ответственности предполагает не только усиление кары по мере увеличения общественной опасности или рецидива преступлений, но и смягчение или полное освобождение от нее в зависимости от достижения целей наказания.
Действующее уголовное законодательство сочетает в себе жесткость наказания в отношении лиц, обладающих повышенной общественной опасностью, совершивших преступные деяния, и в то же время регламентирует разнообразные меры смягчения ответственности и освобождения от дальнейшего отбывания наказания осужденных, когда их исправление достигается до истечения установленного приговором суда срока уголовного наказания. Актуальным является не только применение кары, но и выделение из общего числа осужденных лиц, которые осознали пагубность преступного поведения и не нуждаются в полном отбытии назначенного судом наказания, а их дальнейшее исправление возможно без изоляции от общества.
Гуманным целям борьбы с преступностью и исправлению правонарушителей соответствуют гуманные средства. В их арсенале важное место занимает уголовно-правовой институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Этот институт, диалектически сочетая метод убеждения и принуждения, выражает гуманность и социально-политическую рациональность как принципы организации социальной системы воздействия на преступность в развитом гражданском обществе.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент РФ подчеркнул необходимость гуманизации закона и порядка его применения. «Судам следует более взвешенно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества. В то же время правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений».1 В этой связи особое значение приобретает совершенствование порядка применения условно-досрочного освобождения как меры, направленной на сокращение срока изоляции осужденного от общества при соблюдении ряда условий, среди которых важное место занимает полное либо частичное возмещение этим осужденным ущерба, причиненного преступлением. Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания представляет собой одну из форм прекращения отбывания наказания и является своеобразным актом правосудия и государственного поощрения, мерой положительной общественно-политической, нравственно-этической и юридической оценки, позитивных изменений в поведении осужденного, происшедших в нем в период отбывания наказания.
Этот институт, сочетая методы убеждения и принуждения, выражает гуманность и социально-политическую рациональность как принципы организации, социальной системы воздействия на преступность в развитом гражданском обществе.
Объектом данного исследования являются общественные (уголовно - правовые) отношения, составляющие сущность и содержание условно - досрочного освобождения от отбывания наказания в уголовном праве Российской Федерации.
Предмет курсовой работы - обширный опыт законодательного решения проблемы, современное отечественное уголовное законодательство, сложившуюся практику применения норм УК РФ, официальные статистические данные и достижения уголовно-правовой доктрины.
В связи с вышеизложенным цель данной работы - дать характеристику условно - досрочного освобождения от отбывания наказания в уголовном праве Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. рассмотреть
исторический аспект условно-
2. охарактеризовать понятие и сущность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания;
3. исследовать
основания, условия и порядок
применения условно-досрочного
Глава 1. Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
1.1 Становление института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России
В первые годы советской власти институт условно-досрочного освобождения закреплялся в разрозненных нормативно-правовых актах. Первый из них, Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 года № 2 «О суде», предоставляя право на досрочное освобождение, не регламентировал основание и порядок его применения.
В соответствии с постановлением НКЮ от 25 ноября 1918 года «О досрочном освобождении», условно-досрочное освобождение осуществлялось по отношению к любым осужденным, причем по отбытии половины срока назначенного наказания. В свою очередь, Декрет СНК от 21 марта 1921 года «О лишении свободы» уже подробней регламентировал назначение наказания в случае совершения досрочно освобожденным нового преступления в период неотбытой части наказания. Причем вновь совершенное преступление должно быть такого же рода, что и преступное деяние, за которое лицо было осуждено.
Согласно УК РСФСР 1922 года, условно-досрочное освобождение применялось к лицам, обнаруживающим исправление. Оно отменялось, если осужденный в течение неотбытой части наказания совершал тождественное или однородное преступление. Согласно УК РСФСР 1926 года, условно-досрочное освобождение применялось, как и раньше, к лицам, обнаруживающим тенденцию к исправлению, но теперь оно одновременно заключалось и в освобождении от дальнейшего отбывания меры социальной защиты, и в замене ее более мягкой мерой. При этом условно-досрочное освобождение допускалось по отбытии осужденным не менее одной трети срока определенной судом меры социальной защиты. В то же время его отмена связывалась с совершением преступного деяния, которое должно было быть не менее тяжким, чем то, за которое была назначена первоначальная мера социальной защиты.
Следующим наиболее значимым этапом развития положений условно-досрочного освобождения стало принятие 25 декабря 1958 года Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Теперь условно-досрочное освобождение могло применяться к лицам, осужденным не только к лишению свободы, но и к исправительным работам, ссылке, высылке или направлению в дисциплинарный батальон. Основанием для условно-досрочного освобождения являлось доказательство осужденным своего исправления, что подтверждалось примерным поведением и честным отношением к труду. Кроме того, необходимо было отбыть не менее половины срока, а лицам, осужденным за особо опасные государственные преступления, а также другие тяжкие преступления - не менее двух третей назначенного судом срока наказания. Вместе с тем условно-досрочное освобождение не применялось к особо опасным рецидивистам. Условно-досрочное освобождение отменялось, если осужденный в течение неотбытой части наказания совершал однородное или не менее тяжкое преступление по сравнению с тем, за которое он отбывал наказание.
В дальнейшем принятие УК РСФСР 1960 года и его изменения, связанные с институтом условно-досрочного освобождения, касались дифференциации срока, необходимого отбыть перед освобождением, категории лиц, к которой оно не применяется, а также требований, предъявляемых к поведению освобожденных во время неотбытой части наказания. Однако по-прежнему главную роль при определении возможности условно-досрочного освобождения играло именно исправление осужденного, которое он должен был доказать примерным поведением и честным отношением к труду.
Во времена коммунистического режима институт условно-досрочного освобождения также существовал, но использовался очень избирательно, и освободиться условно-досрочно было достаточно сложно. Так, в 1990 года только немногим менее 13 000 граждан были освобождены из мест лишения свободы до окончания назначенного судом срока отбывания наказания при общей численности тюремного населения почти в 2 миллиона человек. В 1999 года досрочно освободились более 93 000 граждан (общая численность заключенных - 1,04 миллиона человек). В 2003 году условно-досрочно было освобождено 139 031 человек, что составило 55,1% от общего числа освобожденных.
С каждым годом число условно-досрочно освобожденных растет, однако в этой тенденции кроется некая опасность. Низведение такого мощного стимулирующего поощрения как условно-досрочное освобождение до уровня простой формальности подрывает сам этот институт. Известно, что уровень рецидивной преступности в России достаточно высок (по разным оценкам он достигает 40%). Следует более жестко подходить к критериям, предъявляемым к условно-досрочно освобождаемым лицам.
1.2 Понятие и значение условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
В современных условиях гуманизации и либерализации уголовной политики государства, предусматривающий значительное сокращение численности осужденных, содержащихся в уголовно - исполнительной системе, существенно возрастает роль всех институтов прогрессивной системы, в том числе и института условно-досрочного освобождения.
Освобождение от наказания - отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от реального применения мер уголовного наказания к осужденному, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, либо от полного отбывания назначенной меры наказания.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является наиболее значимым поощрением, которое может быть применено к осужденным. Институт условно-досрочного освобождения позволяет суду прекратить дальнейшее отбывание наказания, если поведение осуждённого в период уже отбытого срока свидетельствует об успешном развитии процесса исправления так, что необходимости в полном отбывании наказания нет. При этом: условно досрочное освобождение может применяться в любом случае, когда наказание связано с лишением или ограничением свободы; снят запрет применения такого освобождения к отдельным категориям осуждённых; не требуется доказанности полного исправления.
Условно-досрочное освобождение — один из видов освобождения от наказания. Суть его заключается в освобождении осужденного от дальнейшего реального отбывания наказания с условием обязательного соблюдения ряда предписаний, перечисленных в законе и установленных судом в соответствии со статьями 79 и 93 Уголовного Кодекса РФ.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания должно применяться к лицам, твердо вставшим на путь исправления. Действительно, если очевидно, что цель исправления осужденного достигнута без полного отбывания назначенного ему наказания, то дальнейшее исполнение наказания становится нецелесообразным. Установленная законом возможность подвергнуться досрочному освобождению от реального отбывания наказания является, с одной стороны, средством поощрения осужденных, вставших на путь исправления, а с другой — стимулом для примерного поведения осужденных во время отбывания ими наказания и последующего освобождения от него.2
Орган, исполняющий наказание представляет суду свою оценку поведения осуждённого, свидетельствующую о добросовестном отношении к обязанностям, связанным с отбыванием наказания и примерном поведении, что связано, в частности, с отсутствием взысканий и наличием поощрений в том числе, с отсутствием претензий к поведению во время краткосрочного отпуска и иного пребывания вне территории учреждения. Оценка поведения должна охватывать значительный период времени, а не один - два последних месяца.
Для большей гарантии от ошибок при условно-досрочном освобождении УК РФ устанавливает ступенчатый перечень обязательной доли наказания, подлежащей отбытию до освобождения. В зависимости от категории преступления, это не менее одной третей, половины, не менее двух третей, не менее трёх четвертей срока назначенного наказания. Для пожизненного заключения также предусмотрена принципиальная возможность условно досрочного освобождения по отбытии не менее 25 лет лишения свободы. Это сделано для того, чтобы сохранить и для этой категории осуждённых перспективу улучшения положения, пусть достаточно отдалённую.
Институт условно-досрочного освобождения, конечно, стимулирует позитивное поведение в период отбытия наказания. Чтобы закрепить эту тенденцию после освобождения ведь исправление ещё не завершено, суд вправе возложить на освобождённого исполнение определённых обязанностей, таких же, как при условном осуждении. Предусмотрен и контроль специализированного органа за поведением освобождённого.
Эта форма представляет собой освобождение от продолжения отбытия наказания лица, которое доказало свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду в процессе отбывания наказания. В таких случаях продолжение отбывания наказания теряет свой смысл, так как лицо уже не представляет общественной опасности и, если освободить его от наказания и предоставить возможность жить в качестве полноправного гражданина, то общество получит больше пользы.