Общие начала наказания и их значение для деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Основной целью проведенного исследования является рассмотрение понятия общих начал назначения наказания и их значение для деятельности органов внутренних дел.
Задачами исследования, зависящими от его направлений, выступают:
- Рассмотреть общие положения начала назначения наказания и ихи значение для деятельности органов внутренних дел;
- Определить историю становления общих начал назначения наказания;
- Охарактеризовать принципы назначения наказания;
- Исследовать общие начала наказания по действовающему законодательству;
- Раскрыть установление предпосылок наказания;
- Изучить законность, справедливость и индивидуальность назначения наказания;
- Подвести итоги исследования данной темы курсовой работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие положения начала назначения наказания и их значение для деятельности органов внутренних дел……………...…………………………...5
1.1. История становления общих начал назначения наказания………………..5
1.2. Принципы назначения наказания………………………………………….14
2. Общие начала наказания по действовающему законодательству……...….23
2.1. Установление предпосылок наказания…………………………………….23
2.2. Законность, справедливость и индивидуальность назначения наказания................................................................................................................28
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Уголовному праву. Общие начала наказания и их значение для деятельности органов внутренних дел..doc

— 195.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общие  положения начала назначения наказания и их значение для деятельности органов внутренних дел……………...…………………………...5

1.1. История становления общих начал назначения наказания………………..5

1.2. Принципы назначения наказания………………………………………….14

2. Общие  начала наказания по действовающему законодательству……...….23

2.1. Установление  предпосылок наказания…………………………………….23

2.2. Законность, справедливость и индивидуальность  назначения наказания................................................................................................................28

Заключение……………………………………………………………………….35

Список  литературы………………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность  данной темы исследования курсовой работы заключается в том, что процесс демократических преобразований в Российской Федерации нераздельно связан с построением цивилизованного правового государства, способного обеспечить защиту своих наивысших ценностей от преступных посягательств. Поэтому вопросы назначения наказания занимают одно из центральных мест в учении о наказании, а их научная и учебно-практическая разработка способна выявить новые направления и средства формирования правопослушного поведения граждан, исправления осужденных. Практика применения Уголовного, Уголовно-исполнительного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации диктует настоятельную потребность в дальнейшем изучении и анализе законодательных подходов к проблеме назначения наказания, выявлении имеющихся недостатков, пробелов и подготовке соответствующих рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики судов. Это направление представляется тем более актуальным в связи с тем, что действующее и продолжающееся совершенствоваться уголовное законодательство предусматривает новые направления, подходы, методы, приемы дифференциации и индивидуализации, а фундаментальных теоретических и учебно-практических исследований в указанной сфере пока явно недостаточно. Изучение проблемы назначения наказания представляется значимым и с позиции технико-юридического конструирования закона. С развитием законодательства виды, способы, приемы дифференциации наказания изменяются и совершенствуются. Они становятся все более оптимальными, позволяя наиболее конструктивно решать вопросы назначения наказания.

       Степень разработанности проблемы. Проблема определения и реализации, общих  начал назначения наказания занимались такие авторы как Анашкин Г.З., Бажанов М.И., Безнасюк А.С., Белогриц-Котляревский Л.С., Беляев В. Г., Брайнин Я.М., Бриллиантов А.В., Буранов Г. К., Бурлаков В.Н., Васильев Н.В. и другие, несмотря на такое внимание, проблема остается до настоящего времени не достаточно разрешенной.

       Цель  исследования. Основной целью проведенного исследования является рассмотрение понятия общих начал назначения наказания и их значение для деятельности органов внутренних дел.

       Задачами  исследования, зависящими от его направлений, выступают:

       - Рассмотреть общие положения начала назначения наказания и ихи значение для деятельности органов внутренних дел;

       - Определить историю становления общих начал назначения наказания;

       - Охарактеризовать принципы назначения наказания;

       - Исследовать общие начала наказания по действовающему законодательству;

       - Раскрыть установление предпосылок наказания;

       - Изучить законность, справедливость и индивидуальность назначения наказания;

       - Подвести итоги исследования  данной темы курсовой работы.

       Объект  исследования. Непосредственным объектом исследования выступают нормы уголовного кодекса, предусматривающие понятие и порядок назначения наказания в частности ст. 60 Уголовного кодекса Российской Федерации.

       Методы  исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод  научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики.

       Структура дипломной работы. Работа состоит  из введения двух глав объединяющих в  себе четыре параграфа, заключения и списка литературы. 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 

1.1. История становления общих начал назначения наказания 

       Вопрос  об общих началах назначения наказания  в российском уголовном законодательстве решался в разные периоды неодинаково, по-разному. Так, Уголовное уложение 1903 г. не содержало, отдельной статьи, которая бы определяла общие начала назначения наказания. Вопросам назначения наказания в Уложении были посвящены отдел 7 «Об обстоятельствах, усиливающих ответственность» и отдел 8 «Об обстоятельствах, смягчающих и устраняющих наказание». Каждый из указанных отделов содержал несколько статей, которые регулировали вопросы усиления или смягчения наказания по различным основаниям и применительно к конкретными видам наказания - смертной казни, каторге и т.д., (напр., ст. 53 и 60 Уголовного уложения)1.

       В литературе высказывалось мнение, что  впервые в отечественном уголовном  законодательстве указание на общие  начала назначения наказания появились  лишь в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., а до этого такого понятия как общие начала назначения наказания в законе 1903 г. не существовало, не было оно известно и теории уголовного права, поскольку наука советского уголовного права оперировала понятием принципов назначения наказания, под которыми понимались положения, останавливающие основания, условия и порядок применения мер уголовного наказания2.

       С таким мнением вряд ли можно согласиться, поскольку оно достроено на более  узком понимании требований, учитываемых  при назначении наказания, сводимых лишь к принципу наказуемости и принципу индивидуализации наказания, без учета иных положений3.

       Принципы  и общие начала назначения наказания  хотя и взаимосвязаны, но это самостоятельные  категории уголовного права, находящиеся  в определенном соотношении между собой и требующие отдельного рассмотрения.

       Следует лишь отметить, что принципы права, в том числе и уголовного, определяются в литературе через категорию  идеи, при этом подчеркивается, что  принципы есть основные, исходные или руководящие идеи.

       Принципы  права в зависимости от характера и содержания обычно подразделяются на общие правовые, определяющие направления и основные черты правового регулирования всей системы права, и на отраслевые - отражающие специфику и конкретизирующие правовое регулирование каждой отдельной отрасли права4.

       Содержание  принципов рачительно шире, чем их роль при назначении наказания.

       Общие начала есть требования закона, которые  суд обязан читывать при назначении наказания, исходя, в том числе и из предписаний принципов уголовного закона. Если обратиться к УК РФ 2006 г, то вопрос о принципах в нем решается не только применительно к наказанию, но и ко всему уголовному законодательству в целом. В этой связи из числа указанных в УК РФ принципов (законность, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма) в общих началах непосредственно упоминается только принцип справедливости, а другие лишь предполагаются. Общие начала назначения наказания определяют не только правовую возможность действий суда при назначении наказания, но и возлагают на суд обязанность учитывать при этом соответствующие требования.

       Поэтому общие начала назначения наказания  не только закрепляют определенные принципиальные положения, но и реализуют их в  целом, обязывая суд их учитывать.

       Принципы  по своему содержанию находят свое воплощение практически во всех нормах Общей части УК РФ, а не только при назначении наказания. Общие же начала назначения наказания применяются в процессе определения виновному наказания.

       Достаточно  распространена в литературе позиция о том, что общие начала наказания характеризуются как определенные правила, которыми должен руководствоваться суд в каждом случае при назначении наказания виновному5.

       На  существование общих требований (правил) при назначении наказания  указывалось еще в юридической литературе дореволюционной России. В частности, П.И. Люблинский писал, что при определении санкции и наказания возникает необходимость указывать те технические приемы и общие соображения, которыми должен руководствоваться судья в каждом конкретном случае6.

       Общие начала назначения наказания можно  определить как отправные требования уголовного закона о порядке и  пределах назначения наказания, которыми должен руководствоваться суд в  каждом конкретном уголовном деле. Именно в таком направлении исторически решался в России, вопрос об общих началах назначения наказания. Уже в первых декретах ВЦИК, инструкциях и постановлениях НКЮ, заложивших основы советского уголовного права,7 можно встретить обращенные к судам и революционным трибуналам указания руководствоваться при избрании меры наказания обстоятельствами дела, революционным и социалистическим правосознанием, соблюдать рамки санкций.

       В ст. 11 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г. давалась более  развернутая характеристика общих  начал назначения наказания, при этом первостепенное значение придавалось личности виновного, ее общественной опасности. В частности, в статье указывалось, что «при определении меры воздействия на совершившего преступление суд оценивает степень и характер (свойство) опасности для общежития как самого преступника, так и совершенного им деяния. В этих целях суд, во-первых, не ограничиваясь изучением всей обстановки совершенного преступления, выясняет личность преступника, поскольку таковая выявилась в учиненном им деянии и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании образа его жизни и прошлого, во-вторых, устанавливает, насколько само деяние в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности».

       Руководящие начала по уголовному праву 1919 г. в ст. 12 давали перечень обстоятельств, которые влияли на определение вида наказания, при этом перечень этих обстоятельств не был исчерпывающим.

       Аналогичное содержание общих начал назначения наказания имело место в УК РСФСР 1922 г. и Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. В то же время УК РСФСР 1922 г. включал в себя совокупность довольно тщательно разработанных норм, посвященных порядку назначения наказания. В первую очередь надо отметить отчетливо проведенный принцип индивидуализации наказания.

       Целый ряд норм последовательно требовал выполнения этого принципа, но наиболее ярко он проявился в ст. 24 УК РСФСР, где указывалось, что «при определении  меры наказания учитывается степень  и характер опасности как самого преступника, так и совершенного им преступления. Для установления этого изучается обстановка совершенного преступления, выясняется личность преступника, поскольку таковая выразилась в учиненном им преступлении и его мотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании его образа жизни и прошлого, а также устанавливается, насколько само преступление в данных условиях времени и места нарушает основы общественной безопасности».

       Норма вместе с тем не содержала указаний учитывать при назначении наказания  смягчающие и отягчающие обстоятельства, хотя такие перечни были включены в УК 1922 г. Большая часть смягчающих и отягчающих обстоятельств характеризовала степень опасности личности преступника. УК 1922 г. при назначении наказания исходным считал степень и характер опасности, как самого преступника, так и совершенного им преступления. В то же время в УК РСФСР 1922 г. была специальная статья, которая предоставляла суду право при наличии исключительных обстоятельств дела назначать подсудимому меру наказания ниже низшего предела, указанного в законе (ст. 28 УК РСФСР 1922 г.). Перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств был более совершенен, по сравнению с руководящими началами, где система их была разработана довольно слабо. Законодатель здесь, видимо, больше полагался на революционную совесть и социалистическое правосознание.

       Дальнейшее  развитие института назначения наказания  получило в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных  республик 1924 г. Основные начала полностью  отказались от термина «наказание» и заменили его терцинам «мера социальной защиты» судебно-исправительного характера8.

Информация о работе Общие начала наказания и их значение для деятельности органов внутренних дел