Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:49, курсовая работа
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ - чрезвычайно сложное, многогранное, общественно опасное явление, которое с каждым днем приобретает все большие масштабы, глубже проникает в жизнь общества.
Наркотические средства и психотропные вещества имеют двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения. С другой - их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением.
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. История развития уголовного законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов…….…………………………………………………………..………….5
1.1. Досоветское законодательство …………………...……………………...5
1.2. Законодательство периода СССР ……….…………………………….…6
1.3. Постсоветское законодательство ……….…………………………...…10
1.4. Современные методы борьбы с незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов ...………...12
2. Понятие объекта и предмета незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов …………………………….……...…18
2.1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК)……………………………………………………………………....18
2.2. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228.1 УК)…………….24
2.3. Нарушение правил оборота наркотических средств или
психотропных веществ (ст. 228.2 УК)…..…………….………………………..26
Заключение …………………………………………………………………………..29
Список использованных источников ……………………………….……………..32
Список
веществ, находящихся под специальным
контролем, используемых при незаконном
изготовлении наркотических средств
или психотропных веществ, в соответствии
с Конвенцией ООН о борьбе против
незаконного оборота
Инструменты и оборудование, как предметы преступления, предусмотренные ст. 2282 УК, должны отвечать требованиям, указанным в Критериях и списке инструментов и оборудования, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утвержденных Постоянным комитетом по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. К ним, например, относятся: заводские или кустарно изготовленные машины и приспособления для таблетирования или ампулирования веществ; полуфабрикаты, пустые ампулы, шприц-тюбики и разных объемов капсулы; приспособления для маркировки; устройства для фильтрации жидкостей под вакуумом и др11.
Растения, используемые для производства наркотических средств или психотропных веществ, - это запрещенные к возделыванию растения, отличающиеся значительной концентрацией наркотиков или элементов, входящих в состав психотропных веществ.
Объективная
сторона преступления заключается
в нарушении установленных
По конструкции состав преступления является материальным, считается оконченным с момента утраты указанных в законе предметов.
Субъективная
сторона характеризуется
Субъект преступления специальный - лицо, в обязанности которого входит соблюдение соответствующих правил.
В ч. 2 ст.
2282 УК указаны квалифицирующие
Корыстные побуждения предполагают наличие мотива получения материальной выгоды для виновного либо других лиц или намерение избавиться от материальных затрат.
Под вредом здоровью человека следует понимать по неосторожности причинение тяжкого вреда.
Иные тяжкие последствия - понятие оценочное, оно, например, может характеризоваться количеством и стоимостью утраченных средств, веществ, оборудования, растений, являющихся предметом преступления. Отношение к указанному последствию также является неосторожным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Анализ статистических данных12 показывает, что злоупотребление наркотическими средствами в России приобретает все большие масштабы. Число лиц, потребляющих наркотики, превышает 2 млн. человек, а по некоторым данным, достигает 3 млн. За последние 10 лет количество больных наркоманией увеличилось более чем в 20 раз. В 2011 г. на официальном учете состояло более 450 тыс. человек. По мнению экспертов, фактически их число в 2-3 раза больше.
Уголовная статистика фиксирует, что в 2011 г. в 2,6 раза возросло число зарегистрированных случаев незаконного приобретения или хранения наркотиков; на 11% больше выявлено посевов опийного мака и конопли; на 21% увеличилось число притонов для потребления наркотиков, что на 5% превышает показатель 2010 г.
По оценкам
экспертов Организации
Объем потребления наркотиков в России оценивается суммой более чем в 1 млрд. долларов в год. В то время как на противодействие наркомании по программе правительства на 2012-2013 гг. выделялось 2,4 млрд. рублей. Это почти в тысячу раз меньше, чем в США.
Стабильно увеличивается незаконный оборот наркотических средств. Россия по-прежнему прельщает наркодельцов своими обширными пространствами, «прозрачными границами», более высокими ценами на наркотики по сравнению с европейскими и американскими.
Распространение наркотиков - это прежде всего экономическое явление, основу которого составляет получение прибыли.
Килограмм героина в Афганистане стоит 9 тыс. долларов, в Таджикистане - 25 тыс., а в Москве - до 150-250 тыс. долларов. Для внутреннего рынка основной поток наркотиков, героина и опиума, идет со среднеазиатского направления - из Афганистана, Пакистана и бывших республик СССР - Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана. В последние 7 лет весьма значительная по объему масса наркотиков переправляется в Россию и в страны Западной Европы из Афганистана и Пакистана в контейнерах с различными товарами. Часть наркотиков, прежде всего маковая соломка, поступает с территории Украины.
Наркотические вещества - это товар очень выгодный, как для наркодельцов, потому что в отличие от других товаров они не нуждаются в рекламе и как бы сами создают себе рынок, образуя вокруг него самоорганизующиеся дилерские сети, так и для геополитического освоения.
Наркоторговля
- это практическая реализация концепции
многоуровневого маркетинга, где
каждый наркоман становится активным
продавцом, чтобы обеспечить себе уровень
доходов, позволяющий потреблять наркотики,
путем вовлечения в наркоманию других
лиц: один наркоман в нашей стране
может вовлечь до 20 человек. В
развитых странах пропорция меньше:
больше способов легально заработать.
Формируется прочная и
Россия является перспективным и емким рынком сбыта для стран, которые более развиты технологически. Эти страны испытывают потребности в ресурсах для промышленности, рынках сбыта для своих товаров и услуг, территориях для уничтожения отходов и пр.
Зарегистрированное
в странах Содружества
Высока
степень наркотизации населения
в южных и восточных
Таким образом, постоянно растущий объем незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и их потребления показывает, что борьба с этим злом сложна, не всегда успешна, но необходима.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 По данным ИЦ ГУВД Ульяновской области
2 Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. – Л.: ЛГУ, 1974.
3 О мерах регулирования торговли наркотическими веществами: Постановление ВЦИК и СНК СССР от 23.05.28 г.// Собрание законодательства СССР. – 1928. – № 33. – Ст. 290.
4 О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 08.01.98 г. № 3-ФЗ// Российская газета. – 1998. – 15 января.
5 Зазулин Г. В борьбе с наркоманией нет легких рецептов/ Г. Зазулин // Санкт-Петербургский университет. Специальный выпуск. – 2002. – 24 июня. – С. 10-11.
6 Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.05.04 г. № 231// Российская газета. – 2004. – 12 мая.
7 Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 N 1215
8 МОСКВА, 25 фев 2013г. — РИА Новости
9 МОСКВА, 27 ноя 2013 г. - РИА Новости
10 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219; 2012. № 27 (ч. I). Ст. 2700.
11 БВСРФ. 2003. №3.
12 Преступность и правонарушения (2001-2011): Статистический сборник. М.: МВД России; Министерство юстиции России; МСК СНГ, 2011. С. 125.