Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:25, курсовая работа
Вопрос, касающийся «крайней необходимости», является одним из самых актуальных, так как возникают большие трудности с квалификацией преступления. При крайней необходимости очень трудно понять, находилось ли лицо в момент совершения деяния в состоянии «крайней необходимости», насколько данное деяние соответствует признакам «крайней необходимости» и условиям правомерности его применения. При крайней необходимости обязательно причиняется вред либо лицу, либо охраняемым законом общественным отношениям, ведь при крайней необходимости из двух зол выбирается меньшее. Но и при жертве меньшего блага оно остается злом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ В
РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 5
2. КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ 8
2.1. УСЛОВИЯ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В СОСТОЯНИИ
КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ 15
2.2. УСЛОВИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
УСТРАНЕНИЕ ОПАСНОСТИ 21
2.3. ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМИНЕНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
В юридической литературе и в судебной практике поднимался вопрос об ответственности лица, которое стремилось предотвратить больший вред путем причинения меньшего, но в итоге и больший и меньший вред был причинен[52], В теории уголовного права действия, направленные на устранение опасности и оставшиеся незавершенными иногда называют “неудавшаяся крайняя необходимость”[53] Например, группа лиц с целью локализации пожара разрушает строения, близко расположенные к очагу. Однако их действия к желаемому результату не приводят, и огонь распространяется дальше[54].
Н.В. Лысак при этом считает, что “хотя указанными действиями и причиняется вред собственникам, тем не менее их следует отнести к социально-положительным и не преступным, несмотря на то, что цель не была достигнута. Нельзя, как мне представляется, в таких случаях привлекать причинителя к уголовной ответственности, поскольку он не должен нести ответственность за результаты, противоречащие его объективным и субъективным усилиям, если сами эти усилия общественно полезны”[55].
По этому поводу В.Н. Козак справедливо заметил, что иное решение вопроса не будет стимулировать граждан защищать правоохраняемые интересы в состоянии крайней необходимости из-за боязни, что в случае неудачи им придется нести за это ответственность[56].
Полагаем справедливо и мнение С.А. Домахина, который считал, что ответственность за причиненный вред в этом случае должна исключаться, если предотвратить вред не удалось, несмотря на все старания субъекта, и когда у него были достаточные основания полагать, что избранный им путь предотвращения является единственным и необходимым[57].
Предполагается, что при разрешении такой ситуации судами еще большее внимание должно уделяться мотивации действий субъекта и направленности его умысла на предотвращение грозящей опасности.
Так, с целью спасения утопающего человек берет чужую лодку, выбрасывает из нее груз, чтобы облегчить ее и быстрее достичь утопающего, однако потерпевший тонет до того, как спасатель успел к нему на помощь. Вред, который пытался предотвратить субъект, наступил независимо от его действий, вместе с тем он сделал все от него зависящее, чтобы предотвратить наступление этого вреда.
Вполне реальны случаи, когда лицо ошибочно полагало, что предотвращает больший вред, чем вред, причиненный актом крайней необходимости. Однако если лицо, допустившее подобную ошибку, не предвидело и не могло его предвидеть, оно ввиду отсутствия вины не может быть привлечено к уголовной ответственности.
Если имеется альтернатива или даже несколько способов осуществления акта крайней необходимости, действия лица, его осуществляющего, будут правомерными и тогда, когда оно применяет способ, причинивший не минимально возможный в данных условиях ущерб. В таких случаях необходимо, чтобы причиняемый ущерб (вред) был меньшим, чем вред предотвращенный. Как уже неоднократно отмечалось, для точного расчета наиболее выгодных решений в условиях экстремальной ситуации, с которой связана крайняя необходимость, обычно нет времени, либо в большинстве случаев лица не достаточно для этого профессиональных знаний и соответствующих навыков. Основополагающее в данном случае заключается в том, что в сложившейся ситуации оно считало свои действия верными. По моему мнению, законодательное закрепление требования об обязательном использовании при действиях состоянии крайней необходимости только самого оптимального способа с причинением минимального вреда привело бы к практической ликвидации этого социально полезного института уголовного права. По действующему российскому уголовному закону превышение пределов крайней необходимости будет в случаях, когда причиненный вред более значителен, чем тот, который был предотвращен, или даже равнозначен с предотвращенным. Так, например, нельзя спасать свое имущество, уничтожая равноценное имущество другого.
В теории уголовного права и в судебной практике нередко возникает вопрос: имеет ли право лицо при устранении опасности, угрожающей его жизни и здоровью, причинить смерть третьему лицу? Доктрина уголовного права занимает позицию, согласно которой лицо, находившееся в состоянии смертельной опасности, для сохранения собственной жизни, не имеет при этом права умышленно причинить смерть другому лицу[58]. Данная точка зрения обосновывается тем, что подобные действия вряд ли можно было бы оправдать с позиции права, что они явились бы грубейшим нарушением либеральных норм морали[59]. Сторонники подобного мнения утверждают, что закон в своих гражданах воспитывает чувство солидарности и взаимопомощи, поощряет личный героизм и борется с проявление грубого эгоизма[60]. Уголовный закон соответствует этой господствующей теории. В соответствии с ч. 2 ст.39 УК РФ превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, предотвращенный. Вместе с тем отдельные ученые-правоведы не отрицают возможности причинения смерти другому лицу при спасении большего их числа[61]. Законодатель придерживается аналогичной позиции и закрепляет правило, согласно которому превышением пределов крайней необходимости является причинение вреда, равного или более значительного по сравнению с предотвращенным. Аналогичным образом складывается судебная практика: машинист Б. во время движения электропоезда со скоростью 70 км/час заметил в 40-50 метрах от электровоза неожиданно выезжавшую на неохраняемый переезд автомашину. Машинист принял решение не применять экстренное торможение, так как это вызвало бы крушение поезда с пассажирами. Для того чтобы смягчить удар при столкновении поезда и машины, Б. применил простое торможение. В результате столкновения электропоезда с автомашиной водитель ее был убит, один пассажир поезда получил ранение средней тяжести, несколько человек получили ушибы. Техническая экспертиза подтвердила правомерность принятого Б. решения. Суд признал, что Б. осуществлял акт крайней необходимости, а следовательно, его действия общественно полезны. В данном случае существовала реальная угроза гибели значительно большего числа людей, если бы опасность не была бы предотвращена, т.п[62]. Тушинским районным судом Москвы был оправдан М., обвинявшийся в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 211 УК РСФСР. Инкриминированное ему деяния произошло при следующих обстоятельствах. В результате нарушения одним из водителей правил дорожного движения была создана аварийная обстановка. Во избежание тяжких последствий и для предотвращения столкновения автомашин М. применил резкое торможение. В результате его автомобиль занесло на разделительный газон, где он сбил гр-ку Ш., которая от полученных телесных повреждений скончалась. Суды первой и второй инстанций не усмотрели в действиях М. состава преступления. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР оставила протест заместителя Прокурора РСФСР об отмене оправдательного приговора без удовлетворения, указав следующее. М. вынужден был прибегнуть к резкому торможению для предотвращения тяжких последствий, принял все зависящие от него меры для предупреждения наезда. Поэтому Судебная коллегия сочла правильным вывод о том, что М. действовал в условиях крайней необходимости[63]. В этих и подобных случаях, возникающих в экстремальных условиях, превышения пределов крайней необходимости не будет[64].
Вместе с тем некоторые ученые считают недопустимым причинение смерти даже одному человеку для спасения многих людей[65]. Данное мнение обосновывается тем, что непозволительно и безнравственно оперировать количественным признаком и считать, что жизнь нескольких людей важнее жизни одного[66].
Причинение смерти другому лицу в целях сохранения собственной жизни не признается действующим законодательством состоянием крайней необходимости. Подобное действие рассматривается как превышение ее пределов, за что лицо привлекается к уголовной ответственности. К сожалению, такой подход отрицает естественное стремление человека к самосохранению, а также к сохранению жизни своих детей, близких родственников[67]. Иногда инстинкт самосохранения, определяя поведение человека, является при этом господствующим фактором. Так, 25 октября 1991 г. Курским областным судом осуждены Демин по п. “г” ст. 102 и ст. 207 УК (в присутствии Гридасовой убивший ее малолетнего сына, а затем под угрозой убийства заставивший Гридасову закопать труп ребенка) и Гридасова — по ч. 1 ст. 189 УК (совершившая укрывательство умышленного убийства своего сына). В приговоре суд сослался на то, что высказанная Деминым угроза убийством носила реальный характер и у Гридасовой имелись основания опасаться ее осуществления. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что Гридасова совершила противоправные действия в состоянии крайней необходимости для сохранения собственной жизни, поэтому приговор в отношении ее был отменен, а уголовное дело прекращено производством за отсутствием в действиях осужденной состава преступления[68].
Поскольку причинение смерти другому лицу для сохранения собственной жизни уголовным законодательством не признается состоянием крайней необходимости, неизбежно возникает следующий вопрос: в каких целях применяется уголовное наказание к лицу, умышленно причинившему смерть другому человеку для сохранения собственной жизни, и достигает ли наказание поставленных перед ним целей?
В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Социальная справедливость восстанавливается, когда наказание выступает в качестве справедливой меры за содеянное, за “упречное с точки зрения закона поведение лица, способного выбирать варианты своего поведения и выбравшего такой из них, который является посягательством на правоохраняемые интересы и нарушает уголовный закон”[69].
Цель исправления осужденного достигается в том случае, когда лицо, отбыв уголовное наказание, больше не совершает новых преступлений[70], “когда под влиянием наказания в его сознании происходят изменения, при наличии которых преступник хотя и не превращается в активного и сознательного члена нашего общества, но уже становится безопасным для общества”[71].
Цель предупреждения совершения новых преступлений заключается в том, что применение уголовного наказания к конкретному лицу за определенное преступление одновременно является предупреждением со стороны государства всем остальным лицам о том, что при совершении ими аналогичного деяния к ним будут применены принудительные меры уголовно-правового характера, т.е. уголовное наказание. Можно ли утверждать, что после применения уголовного наказания к лицу, признанному виновным в убийстве другого лица при превышении пределов крайней необходимости, виновный, оказавшийся снова в подобной ситуации, при выборе между собственной жизнью и причинением смерти другому лицу выберет личную гибель ради сохранения жизни другого?
Полагаю, что применением уголовного наказания к данному преступнику можно достигнуть лишь восстановления социальной справедливости, которое хоть как-то нейтрализует причиненные обществу вредные последствия, а также попытаться устранить возникновение сомнения в безопасности своего существования в обществе[72]. Исправить таким путем виновное лицо или предупредить совершение подобных преступных деяний со стороны других лиц в подобных ситуациях представляется практически невозможным. Существующие виды уголовных наказаний не могут быть господствующими социальными регуляторами поведения по сравнению с инстинктом самосохранения. Недаром, Кант, утверждал, что если сталкивается жизнь с жизнью, то убийство одного другим должно быть уголовно ненаказуемым деянием, так как при такой коллизии уголовный закон бессилен; наказание, которым он угрожает, не может быть сильнее потери жизни.
В настоящее время российское государство практически не воспитывает в своих гражданах героизм, ответственность перед обществом. Воспитательная функция в основном реализуется исключительно только за счет семьи либо в результате самовоспитания. В данных условиях некорректно требовать от члена общества самопожертвования ради спасения жизни другого. Каждый человек действует, исходя из своей шкалы духовных ценностей, которые, к сожалению, не являются в нашем обществе едиными и господствующими. В большинстве случаев поведение граждан определяется ценностями, во главе которых стоят собственная жизнь, стремление к постоянной наживе, отсутствие осознания собственного долга перед обществом. В связи с этим я поддерживаю мнение тех ученых, которые считают, что “моральное совершенствование личности не провозглашается целью наказания”[73]. В соответствии с действующим уголовным законодательством умышленное причинение смерти другому лицу при устранении опасности для сохранения собственной жизни и при отсутствии отягчающих обстоятельств следует квалифицировать по ч. 1 ст. 105 УК РФ, т. е. как умышленное причинение смерти другому лицу. Тот факт, что деяние совершено при превышении пределов крайней необходимости, будет учитываться как обстоятельство (п. “ж” ч. 1 ст. 61 УК РФ), смягчающее наказание[74]. На основании изложенного считаю, что такие цели наказания, как исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений, кроме восстановления социальной справедливости, за подобные преступные деяние практически не будут достигнутыми.
• Полагаю также, что за рассматриваемое деяние лицо должно наказываться сроком до восьми лет лишения свободы, которое следует назначать условно. Поэтому формулировка ч. 1 ст. 73 УК РФ на данный момент представляется несовершенной, так как в соответствии с ней суд может постановить считать назначенное наказание условным, если придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. Суд никогда не сможет быть уверенным в том, что лицо, находясь в стрессовой и экстремальной ситуации, угрожающей его жизни, при выборе между собственным существованием и смертью другого выберет героический поступок, самопожертвование. Сложно от человека, которому грозила реальная опасность, требовать, чтобы он действовал рассудительно и внимательно", а также исключительно в соответствии с существующими нормами морали. В связи с этим предлагается содержание ч. 1 ст. 73 УК РФ изложить в следующей редакции: “Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет суд придет к выводу о возможности восстановления социальной справедливости и (или) исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным”.
Как мы поняли из содержания курсовой работы, крайнюю необходимость и ее превышение разделяет очень тонкая грань, которую, подчас, очень трудно разобрать на практике. Актуальность этой проблемы подчеркивается тем, что ст. 39 УКРФ рассматривается учеными уже много веков, и однозначного мнения по этому вопросу пока нет. Я никому не пожелаю столкнуться с дилеммой: как поступить, пожертвовать своим во благо другому, или же, помочь себе в ущерб другого. Потому что в этих ситуациях очень сложно думать о законодательстве РФ и о пределах крайней необходимости. По моему мнению, необходимо посвятить этому подинституту обстоятельств исключающих преступность деяния больше научных исследований и теорий, т.к. ошибка в ту или иную сторону при квалификации и определении вопроса связанного с крайней необходимостью может отразиться для общества неблагоприятно и негативно. Считаю, также, необходимо закрепить в Особенной части УКРФ статьи связанные с преступлениями совершенными с превышениями пределов крайней необходимости. Раскрыв содержание крайней необходимости и условий ее правомерности, мнения ученых, правоприминителей, я раскрыл определенные неоднозначности, которые без должного внимания законодателя, будут возникать на практике, соответственно судейские решения также будут носить неоднозначный характер, что для справедливого правового общества недопустимо.
Информация о работе Крайняя необходимость как обстоятельство исключающее преступность деяния