Контробанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что контрабанда является одним из наиболее тяжких преступлений в сфере экономической деятельности в Российской Федерации. Согласно ст. 74 Конституции РФ "ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

Оглавление

Введение……………………………………………………………………........1
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и признаки контрабанды
1.1. Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации…………………………………………………………………5
1.2. Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период……………………………………………………..9
1.3. Предмет контрабанды. ………………………………………………….15
1.4. Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды …………18
1.5. Субъект и субъективная сторона контрабанды………………………..26
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1. Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)……………………………………...28
2.2. Контрабанда, совершенная неоднократно……………………………..32
2.3. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения………………………………………….36
2.1. Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль………………………………………….………..38
2.2. Контрабанда, совершенная организованной группой ……….………..42
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1. Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями……………………………….46
3.2. Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде……………………………………………………………….51
3.3. Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору………………………………………………………………….54
Заключение………………………………………………………………………58
Список используемой литературы……………………………………………..62

Файлы: 1 файл

2. Курсовая УП Контробанда.docx

— 110.91 Кб (Скачать)

   УК РФ угроза применения физического насилия не указана. Отсюда надо сделать единственно возможный вывод: в анализируемой правовой норме законодатель признает признаком особо квалифицированного состава контрабанды только применение физического насилия, а угроза таковым не является. Однако контрабанда с применением психического насилия, так же как и с применением физического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, представляет, на наш взгляд, более высокую общественную опасность, чем «простая» контрабанда, и должна влечь более


26 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/ Под ред.  Н.Козыркина. М.: СПАРК, 2005. - 628с.

строгое наказание, чем предусмотрено  ч.1 ст. 188 УК РФ.

   Проанализируем понятие  деяний, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК РФ применительно к  особенностям рассматриваемого  квалифицирующего признака и  сформулируем на этой основе  предложение по совершенствованию  диспозиции ч. 3 этой статьи.  Диспозиции  ч.1 и ч.2 ст. 188 УК РФ составлены  так, что для контрабанды не  характерно применение насилия,  а напротив контрабандисты стремятся  обманным путем получить от  таможенных органов добровольное  разрешение на перемещение через  таможенную границу Российской  Федерации товаров или иных  предметов. Насилие к лицу, осуществляющему  контроль, может быть применено  тогда, когда контрабандистам  не удалось обманным путем  переместить товары или иные  предметы через таможенную границу,  то есть когда преступление  уже совершено и обнаружено. При этом если основным способом перемещения через таможенную границу товаров является применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, то контрабандисту уже не нужно скрывать перемещаемые товары от таможенного контроля, поскольку он устранил препятствие для их перемещения через таможенную границу. Также не имеет значения какие документы предъявлялись работникам таможни и какие использованы средства идентификации на перемещаемые товары.

  Таким образом, приходим к выводу, что перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, является не только квалифицирующим признаком, но и одним из способов контрабанды. В связи с этим целесообразно диспозицию ч. 3 ст. 188 УК РФ изложить в следующей редакции: "Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, указанных в части первой или второй настоящей статьи, с применением насилия либо с угрозой его применения к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а равно деяния предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

  1. а) неоднократно;
  2. б)должностным лицом с использованием своего служебного положения".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Контрабанда, совершенная организованной группой 

   Опасность контрабанды за последние годы резко возросла именно потому, что она приобретает все более организованный и масштабный характер, причиняет значительный ущерб интересам общества.

Для организованных групп контрабандистов  характерно четкое распределение ролей  между сообщниками, устойчивость преступных связей, хорошо отлаженный механизм совершения операций, довольно высокая степень  конспиративности, организация своеобразной службы безопасности, наличие современных  технических средств, нацеленность на совершение многочисленных контрабандных  операций и извлечение наживы в особо  крупных размерах.

В части  четвертой ст. 188 УК РФ организованная группа выделена как признак исключительной тяжести. Понятие организованной группы применительно к контрабанде  ничем не отличается от того, которое  изложено в ст. 35 УК РФ. Это устойчивая, состоящая из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения контрабандных действий группа.

Таким образом, по смыслу этого разъяснения  признаками контрабандистской организованной группы является:

  1. Наличие в группе двух и более лиц.
  2. Заранее объединившиеся для совершения одного или нескольких преступлений в составе организованной и устойчивой группы.

Что представляет собой "организованная группа" как особо квалифицирующий  признак состава контрабанды, какими внешними и внутренними чертами  она характеризуется?

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ в п.4 постановления №5 "О  некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности  за преступления против собственности» под организованной группой следует понимать устойчивую группу из двух или более лиц, объединенных умыслом на совершение одного или нескольких преступлений. 27 Такая группа характеризуется, как правило, высоким уровнем организованности, планированием и тщательной подготовкой преступления, распределением ролей между соучастниками и т.п. Организованной группе как криминальному объединению контрабандистов свойственны следующие юридические признаки: 1) объединение двух или более лиц заранее; 2) достаточно высокая степень организованности, 3) устойчивость.

В большинстве  случаев без объединения усилий двух или более лиц для совместного  незаконного перемещения товаров  через таможенную границу Российской Федерации выполнение этого преступления в том объеме, который намечен, или в тех условиях, в которых  эта группа действует, либо невозможно, либо весьма затруднительно. Это и  толкает контрабандистов на тесное сплочение, более тщательную подготовку преступления и сокрытие его следов, что выражается обычно в детальной  разработке плана, включающего в  себя характер приобретаемых ценностей, их количество, место, время и способы выполнения задач, заранее возложенных на каждого соучастника по незаконному перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Каждый  участник организованной группы, независимо от фактически выполняемой им роли в совершении контрабанды, должен рассматриваться  как ее член и подлежит ответственности  в качестве соисполнителя по ч. 4 ст. 188 УК РФ. Другие участники организованной группы несут уголовную ответственность  только за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. Основанием ответственности для  организованных соучастников всех видов  является состав преступления, совершенного непосредственно исполнителем (исполнителями), при условии осознания конкретным соучастником, что он действует в  составе организованной группы или  сообщества.

 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" 


  Таким образом, организатор или руководитель организованной группы контрабандистов будут нести ответственность по ч. 4 ст. 188 УК РФ в качестве исполнителя преступления и в том случае, если они не принимали непосредственного участия в незаконном перемещении товаров через таможенную границу РФ, но при условии, что они в той или иной форме участвовали в его подготовке или планировании. При этом следует особо подчеркнуть, что по ч. 4 ст. 188 УК РФ несут ответственность в качестве исполнителей, то есть без ссылки на ст. 33 УК РФ, все участники организованной группы, так или иначе содействовавшие совершению конкретного акта контрабанды, независимо от той роли, которую они непосредственно исполняли.

Если  была создана организованная группа для занятия контрабандой, но она, будучи разоблачена, еще не успела совершить  ни одной контрабандной операции, ответственность ее участников в  соответствии с предписаниями ч. 6 ст. 35 УК РФ наступает за приготовление  к контрабанде по ч. 1 ст. 30 и ч. 4 ст.188 УК РФ.

Действующему  уголовному законодательству известна еще одна, самая опасная форма  соучастия - преступное сообщество (преступная организация), которое ч. 4 ст. 35 УК РФ определяет как сплоченную организованную группу (организацию), созданную для  совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо как объединение  организованных групп, созданных в  тех же целях.

    Завершая характеристику контрабанды, совершенной организованной группой лиц, следует обратить внимание на недостаточно полный перечень квалифицирующих признаков ч.З ст. 188 УК РФ, что не способствует усилению борьбы с данным преступлением. В силу специфики объективной стороны состава контрабанды её совершение в большинстве случаев оказывается возможным только в соучастии нескольких лиц, но при отсутствии признаков организованной группы. Такое преступление уже само по себе свидетельствует о повышенной общественной опасности деяния. Поэтому ч.З ст. 188 УК РФ нуждается, на наш взгляд, в дополнении квалифицирующим признаком «группой лиц по предварительному сговору».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду

    1. Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями

 Большое значение для квалификации контрабанды имеет правильное отграничение ее от смежных преступлений и административных правонарушений. Наибольшую сложность в правоприменительной деятельности представляет разграничение контрабанды (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ч. 1 ст. 194 УК РФ). В диспозиции последней статьи не раскрыты признаки состава преступления. Возникает вопрос, как следует квалифицировать перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, если эти действия сопряжены с неуплатой таможенных платежей, превышающих одну тысячу минимальных размеров оплаты труда?

При контрабанде лицо уклоняется от уплаты таможенных платежей только при перемещении  товаров и иных предметов через  таможенную границу Российской Федерации.

Таким образом, контрабанду по отношению  к уклонению от уплаты таможенных платежей необходимо признать специальной  нормой, а уклонение от уплаты таможенных платежей - общей нормой. Кроме того, законодатель не раскрывает диспозицию ст. 194 УК РФ, а это значит, что под  уклонением от уплаты таможенных платежей можно понимать различные действия, препятствующие поступлению в бюджет таможенных платежей.

Контрабанда вооружения, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового  поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации (ч. 2 ст. 188 УК РФ) имеет много общего с незаконным экспортом технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль (ст. 189 УК РФ). Однако, несмотря на их сходства, эти преступления разграничиваются по трем

признакам:

1 ) по предмету преступления;

  1. по таможенному режиму;
  2. по способам перемещения через таможенную границу Российской Федерации.28

   Контрабанда может быть совершена,  при таможенных режимах как  экспорта, так и импорта. Преступление, предусмотренное ст. 189 УК РФ, совершается  только при таможенном режиме  экспорта.

Контрабанда культурных ценностей, в отношении которых установлены  специальные правила перемещения  через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием обязательства их обратного ввоза  и с недостоверным декларированием  о таможенном режиме временного вывоза (ч. 2 ст. 188 УК РФ) имеет сходство с невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Оба эти преступления связаны с перемещением через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находившихся на территории России, с нарушением обязательства их обратного ввоза в оговоренный срок. 


28 Дьяков C.B., Игнатьев A.A., Карпушин М.П. Ответственность за государственные преступления. М.: Юрид. лит.,2002. -222с

   Основное отличие указанных преступлений по субъективной стороне. Если у лица умысел на невозвращение культурных ценностей на территорию Российской Федерации возник до или в момент перемещения их через таможенную границу, то налицо контрабанда культурных ценностей, поскольку перемещение совершено с умышленным недостоверным заявлением таможенного режима временного вывоза, а также с обманным использованием обязательства их обратного ввоза в оговоренный срок.

   Контрабанда драгоценных металлов, природных драгоценных камней, либо жемчуга (ч. 1 ст. 188 УК РФ) имеет сходство с незаконным оборотом указанных валютных ценностей (ч. 1 ст. 91 УК РФ).

Информация о работе Контробанда