Контробанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что контрабанда является одним из наиболее тяжких преступлений в сфере экономической деятельности в Российской Федерации. Согласно ст. 74 Конституции РФ "ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, зашиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

Оглавление

Введение……………………………………………………………………........1
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика и признаки контрабанды
1.1. Понятие контрабанды по действующему законодательству Российской Федерации…………………………………………………………………5
1.2. Причины и условия контрабанды в Российской Федерации в современный период……………………………………………………..9
1.3. Предмет контрабанды. ………………………………………………….15
1.4. Объект контрабанды и объективная сторона контрабанды …………18
1.5. Субъект и субъективная сторона контрабанды………………………..26
Глава 2. Ответственность за контрабанду
2.1. Предмет контрабанды как квалифицирующий признак состава преступления (ч.2 ст. 188 УК РФ)……………………………………...28
2.2. Контрабанда, совершенная неоднократно……………………………..32
2.3. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения………………………………………….36
2.1. Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль………………………………………….………..38
2.2. Контрабанда, совершенная организованной группой ……….………..42
Глава 3. Особенности квалификации и назначения наказания за контрабанду
3.1. Соотношение контрабанды со смежными преступлениями и административными правонарушениями……………………………….46
3.2. Применение судом назначения наказания по делам о контрабанде……………………………………………………………….51
3.3. Индивидуализация наказания за контрабанду по судебному приговору………………………………………………………………….54
Заключение………………………………………………………………………58
Список используемой литературы……………………………………………..62

Файлы: 1 файл

2. Курсовая УП Контробанда.docx

— 110.91 Кб (Скачать)


21Кочубей М.А. Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности: автореф. дисс.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000

состоит в том, что указанная диспозиция имеет сложнейшую и чрезвычайно  разветвленную бланкетную основу в  виде Федеральных законов, Указов и  распоряжений Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, нормативных документов Государственного таможенного комитета РФ. Это огромное количество нормативных  источников. Ориентироваться в нем  могут только профессионально высокоподготовленные юристы. Закон краток, предельно  спрессован. И это обязывает должностных  лиц правоприменительных органов  учитывать в своей деятельности все особенности и сложности  квалификации преступных деяний по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Контрабанда, совершенная неоднократно

   Одним из особо квалифицирующих  признаков контрабанды является  неоднократность. Новый Уголовный  кодекс РФ впервые в истории  Российского законодательства раскрывает  понятие неоднократности преступлений  в статье 16, которая устанавливает,  что таковой признается совершение  двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей  или частью статьи УК РФ. Совершение  двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями  кодекса, может признаваться неоднократным  в случаях, предусмотренных соответствующими  статьями Особенной части УК  РФ (например, п. "б" ч. 2 ст. 158 УК  РФ - кража, совершенная неоднократно). В ст. 188 УК РФ последнего варианта  неоднократности контрабанды не  предусмотрено. Отсюда следует,  что применительно к анализируемому  нами составу преступления, признак  неоднократности может образовать  при определенных условиях только  предшествующее совершение субъектом  именно контрабанды, а не какого- либо другого однородного деяния. Такой точки зрения придерживаются  многие авторы. При этом необходимо  отметить, что хотя законодатель  усиливает уголовную ответственность  за неоднократное совершение  контрабанды, в то же время  он не усиливает ответственность  за совершение данного преступления, если ему предшествовали преступления, однородные контрабанде, которые  являются не менее общественно  опасны. Это такие преступления  как незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и  услуг, сырья, материалов и  оборудования, используемых при  создании оружия массового поражения,  вооружения и военной техники  (ст. 189 УК РФ), невозвращение на  территорию Российской Федерации  предметов художественного, исторического  и археологического достояния  народов Российской Федерации  и зарубежных стран (ст. 190 УК  РФ), невозвращение из-за границы  средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Перечисленные преступления  также как и контрабанда нарушают  установленный законом порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов.

    Неоднократность как  признак особо квалифицированного  состава контрабанды не имеет  никакой правовой специфики по  сравнению с другими преступлениями, в составах которых ее образуют  предшествующее совершение или  предшествующая судимость (специальный  рецидив) за аналогичное (тождественное)  преступление. Наличие или отсутствие  судимости не имеет значения, решающим фактором здесь является  тождественность или однородность  преступлений. При этом не имеет  значения и то, совершило ли  ранее лицо оконченный состав  контрабанды (или было судимо  за него) либо приготовление или  покушение на данное преступление, а равно и то, являлось ли  оно его исполнителем или иным  соучастником (подстрекателем, пособником, организатором,).22

    В новейшей юридической литературе, посвященной анализу правовых норм, в том числе и ст. 16 УК РФ не поднимается и не обсуждается вопрос о том, требуется ли квалификация, помимо неоднократности по ч. 3 ст. 188 УК РФ, еще и по совокупности преступлений, если первая контрабанда выразилась в покушении (приготовлении) или в соучастии в той или иной форме. Такую форму в теории уголовного права именуют однородной неоднократностью. При разновременном совершении виновным двух и более самостоятельных составов оконченной контрабанды в качестве их соисполнителя этот вопрос не возникает, поскольку он разрешен самим законодателем в ч. 3 ст. 16 УК РФ, которая устанавливает: "В случае, когда неоднократность преступлений, предусмотрена настоящим Кодексом в качестве обстоятельства, влекущего за собой более строгое наказание, совершенные лицом преступления квалифицируются по соответствующей части статьи Кодекса, предусматривающей наказание за неоднократность


 

22 Галиакбаров P.P. Квалификация преступлений, совершенных преступным сообществом // Проблемы применения нового уголовного законодательства. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Краснодар, 2001. С. 13-22.

"преступлений", то есть в  данном случае только по ч. 3 ст. 188 УК РФ.

Однако правовая ситуация несколько  меняется, когда последнему самостоятельному акту контрабанды предшествовали покушение (приготовление) на данное преступление или соучастие в нем. В приведенном  случае формула квалификации только по п. "а" ч. 3 ст. 188 УК РФ общую картину  содеянного не раскрывает: из нее совершенно не видно, что же ранее совершил контрабандист - оконченное преступление, приготовление, покушение или соучастие в  нем. В этой связи в рассматриваемой  ситуации было бы правильнее с точки  зрения "чистоты" и точности уголовно-правовой оценки квалифицировать действия виновного  в зависимости от обстоятельств  дела по ст. 30 (или 33) ч. 1 ст. 188 УК РФ и  п. "а" ч. 3 ст. 188 УК РФ, тем более, что ст. 17 УК РФ допускает "совокупность преступлений, предусмотренных различными частями статьи Уголовного кодекса  РФ, ни за одно из которых лицо не было осуждено". Именно такая ситуация и имеет место в рассматриваемом  случае, и, как мы полагаем, не исключает  сочетания неоднократности и  совокупности разновременно совершенных  самостоятельных преступлений при  установлении и доказанности этих фактов в процессе их правовой оценки и  закрепления ее формулы в надлежащем процессуальном документе (постановлении  и предъявлении обвинения, обвинительном  заключении, приговоре суда).

    Контрабанда не признается совершенной неоднократно, если за ранее совершенное тождественное преступление лицо было в установленном законом порядке (например, ст. 75, 76, 77 УК РФ) освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята. Естественно, неоднократность отсутствует и в тех случаях, когда за первую совершенную контрабанду истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ), либо сроки давности исполнения обвинительного приговора суда (ст. 83 УК РФ). Указанные обстоятельства автоматически прекращают юридические последствия ранее совершенного преступления, и в силу этого они не могут учитываться при установлении признака неоднократности.

    Отличительной чертой неоднократности является то обстоятельство, что каждая из составляющих ее контрабанда сама по себе представляет собой юридически обособленное, отдельно взятое преступление, реализующее самостоятельно возникший у субъекта умысел на его совершение.

   Следует отметить, что контрабанда, совершенная неоднократно, в судебно-следственной практике встречается крайне редко, если за первое тождественное преступление виновный не был судим. Неоднократную контрабанду необходимо отличать от единого продолжаемого преступления, под которым следует понимать деяние, складывающееся из ряда тождественных преступных действий, имеющих общую цель незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ, которые охватываются единым умыслом виновного и составляют в совокупности одно целостное преступление. В единой продолжаемой контрабанде, в отличие от неоднократности, отдельные тождественные преступные акты, следующие друг за другом, тесно объективно и субъективно взаимосвязаны между собой и, по сути дела, представляют отдельные эпизоды, звенья единого преступного поведения. При этом главное состоит в том, что отдельные акты хотя и обособленные во времени, охватываются единым умыслом, который субъективно объединяет такого рода тождественные акты в одно неделимое преступление.23

 

 

 

 


23 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Авторский коллектив Московского юридического института МВД РФ. М.: Проспект, 2003.-760с.

    1. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения

   Другим особо квалифицирующим  признаком контрабанды является  совершение ее должностным лицом  с использованием своего служебного  положения. Уголовный кодекс РФ  не содержит перечень должностных  лиц, которые могут использовать  свое служебное положение при  совершении контрабанды. По мнению  некоторых авторов под должностными  лицами применительно к рассматриваемому  преступлению (ст. 188 УК РФ) следует  понимать таких лиц, служебное  положение которых обязывает  их осуществлять соответствующие  действия по досмотру перемещаемых  через границу товаров и иных  предметов и давать на это  разрешение. К ним относятся работники  таможенной службы: начальники таможни,  их заместители, инспектора, а  также должностные лица вышестоящих  таможенных учреждений; начальники  погранично-контрольных пропускных  пунктов, пограничных застав и  другие лица, осуществляющие контроль  на границе.

    Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях России.

   Должностное лицо, оказавшее контрабандистам с использованием своего служебного положения то или иное содействие в незаконном перемещении ими товаров через таможенную границу, подлежит ответственности за соучастие в совершении контрабанды. Если такие действия по службе совершены им за материальное вознаграждение, его действия должны квалифицироваться по совокупности еще и по соответствующей части ст. 290 УК РФ как за получение взятки, а действия контрабандистов - по ст. 291 УК РФ (дача взятки).

      Признак "использование служебного положения" должностным лицом, совершающем контрабанду, необходимо понимать в буквальном смысле этого юридического понятия. В подобных случаях должностное лицо действует только в рамках своих служебных полномочий, совершает активные действия или, наоборот, не исполняет обязанности, которые составляют его служебную компетенцию, определенную соответствующими нормативными документами (уставом, Таможенным кодексом, положением, приказом управомоченного компетентного органа). Естественно, что при совершении контрабанды должностное лицо злоупотребляет предоставленными ему по службе правами и полномочиями, действует вопреки интересам службы.24

   Здесь следует учитывать, что для состава данного преступления необходимо, чтобы виновное лицо использовало свое служебное положение для незаконного перемещения через границу предметов контрабанды. Если же, например, работник таможни, выезжая в другую страну в качестве туриста, пытается контрабандным путем провезти через границу какие-либо товары или иные предметы, то его действия не могут рассматриваться как использование должностным лицом своего положения. В данном случае он выступает как частное лицо или лицо, которое, полагаясь на свое высокое должностное или общественное положение, рассчитывает миновать таможенный контроль и, таким образом, безнаказанно совершить контрабанду.

    Использование должностным лицом своих служебных прав в целях контрабанды является признаком состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ, лишь в том случае, когда именно служебное положение облегчает совершение преступных действий.


24 Шмаров И.В., Мельникова Ю.Б, Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за контрабанду. - М., 2002. - 36с.

    1. Контрабанда с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль 

   О совершении контрабанды  с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, можно говорить в тех случаях,  когда на лицо, осуществляющее  контрольные функции на таможенной  границе, оказывается физическое  воздействие, например, наносятся  побои, причиняется легкий или  средней тяжести вред здоровью, чтобы принудить его не препятствовать  незаконному перемещению товаров  или иных предметов через таможенную  границу. Если насилие выразилось  в причинении смерти или тяжкого  вреда здоровью, то содеянное  должно квалифицироваться не  только по п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ, но и по соответствующим  статьям о преступлениях против  жизни и здоровья. 

    Одни авторы считают,  что физическое насилие включает  нанесение ударов, побои, причинение  легкого, средней тяжести, тяжкого  вреда здоровья потерпевшего  и лишь причинение смерти не  охватывается ч.З ст. 188 УК РФ, поэтому  должно дополнительно квалифицироваться  по ст. 105 УК РФ. Другие авторы  утверждают, что действия виновного  должны квалифицироваться дополнительно  и в том случае, если потерпевшему  причинен тяжкий или средней  тяжести вред здоровью (ст.ст. 111, 112 УК РФ). Некоторые авторы полагают, что насильственные действия, применяемые  в отношении лица, осуществляющего  таможенный контроль, могут выражаться  лишь в сопротивлении, нанесении  ударов, ссадин, синяков при условии,  что они не причиняют вреда,  вызывающего кратковременное расстройство  здоровья. В этом случае действия  виновного также должны квалифицироваться  по совокупности п. «в» ч.З  ст. 188 УК РФ и ст. 115 УК РФ.25

    В связи с этим возникает  немаловажный вопрос: какое по  степени тяжести физическое воздействие  на лицо, осуществляющее таможенный  контроль,


25 Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/ Под ред.  Н.Козыркина. М.: СПАРК, 2005. - 624с.

охватывается понятием «насилие»  как признаком контрабанды, а  какое выходит за его пределы  и соответственно требует дополнительной квалификации по совокупности совершенных  преступлений? Правильное разрешение этого вопроса основывается на общем  правиле: более тяжкое (опасное) преступление никогда и ни при каких условиях не может быть признаком менее  тяжкого (опасного) преступления. Исходя из этого, следует признать, что "насилие" как признак особо квалифицированного состава контрабанды охватывает собой такие действия и их последствия, как связывание, нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью, средней тяжести, а также простого и квалифицированного тяжкого вреда  здоровью потерпевшего (ч. 1 и п. «а», «б», «в», «г» ч. 2 ст.111 УК РФ), поскольку  эти деяния являются менее общественно  опасны или предусматривают менее  строгое наказание, чем преступление, предусмотренное п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ. Более тяжкое физическое насилие  в виде особо квалифицированных  составов умышленного причинения тяжкого  вреда здоровью (ч. 3 и ч. 4 ст. 111 УК РФ) и убийства (ст.105 УК РФ) не укладывается в рамки "насилия" как признака контрабанды и требует дополнительной квалификации по совокупности с одной  из указанных выше статей в зависимости  от последствий, поскольку они предусматривают  ответственность за более общественно  опасные преступления, чем контрабанда.26

Информация о работе Контробанда