Конституционная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации. Достижению цели способствует решение следующих исследовательских задач:
1. дать понятие конституционной ответственности;
2. рассмотреть признаки конституционной ответственности;
3. выявить особенности конституционной ответственности;
4. раскрыть содержание конституционной ответственности;
5. рассмотреть основание конституционной ответственности;
6. выявить состав конституционного правонарушения;
7. рассмотреть и изучить субъекты конституционной ответственности;
8. рассмотреть конституционно-правовые санкции.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятие, признаки, особенности и структура конституционно-правовой ответственности………………………………………………………..5
1.1. Понятие и признаки конституционно-правовой ответственности..5
1.2. Особенности конституционно-правовой ответственности………..8
1.3. Структура конституционно-правового регулирования……………9
Глава II. Основания конституционной ответственности……………………...13
2.1. Основания конституционной ответственности…………………...13
2.2. Состав конституционного правонарушения………………………16
Глава III. Конституционные правонарушения………………………………...18
3.1. Субъекты конституционно-правовой ответственности…………..18
3.2. Конституционно-правовые санкции……………………………….25
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по конституцуоному праву.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Таким образом, отмена или приостановление акта - это санкция, применяемая при  нарушении нормы права и содержащая в себе меру юридической ответственности.

В Федеральном  конституционном законе от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" указывается (ст. 12), что  Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Следует подчеркнуть, что отмена или приостановление  акта может рассматриваться в  качестве конституционно-правовой санкции  только в тех случаях, когда речь идет о нарушении норм конституционного права.

Одной из разновидностей рассматриваемой санкции является признание неконституционными актов различных государственных органов или их отдельных положений. Так, согласно Конституции РФ (ст. 125) Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод граждан  и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Акты или  их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  РФ договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Другой важной мерой конституционно-правовой ответственности  является досрочное прекращение  деятельности различных государственных  органов и должностных лиц. Так, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 117) Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключении Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93).

Следует заметить, что отставка должностного лица как мера конституционной ответственности порой очень близка к дисциплинарной ответственности и по форме, и по порядку применения. Различие же состоит в том, что дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение заданий, а конституционно-правовая - имеет более широкий арсенал оснований.

Рассматриваемые санкции содержатся во многих конституционно-правовых актах. Однако они, а также основания  их применения не всегда четко сформулированы. Это связано с особенностью конституционно-правовых норм, которые в одних случаях применяются как санкции (в случае правонарушения), а в других - не как санкции (в случае освобождения от должности по иным причинам). Кроме того, в ряде случаев нормы конституционного права вообще не предусматривают возможности применения рассматриваемых санкций, а только провозглашают существование ответственности.

Одной из конституционно-правовых санкций, применяющихся к депутатам  законодательных (представительных) органов  государственной власти, а также к членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, является лишение их полномочий по решению законодательного органа.

 «Конституционно-правовое  законодательство предусматривает  и такую меру конституционно-правовой ответственности, как ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан, которые применяются в связи с отдельными противоправными действиями граждан»20

Действующее законодательство относит к мерам конституционно-правовой ответственности и отмену решения о приеме в гражданство Российской Федерации. Так, в случае приобретения гражданства незаконным путем ст. 24 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. предусматривает отмену решения (в течение 5 лет) о приеме в гражданство Российской Федерации в случае установления в судебном порядке факта предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Если не будет доказана осведомленность членов семьи о данном конституционно-правовом правонарушении, отмена решения на них не распространяется.

Итак, Конституционно-правовые санкции, являясь, несомненно, необходимым  компонентом конституционного права, не играют в нем ведущей роли, поскольку угроза принуждения и  его применение не служат доминирующим способом конституционного воздействия на общественные отношения. Потребность в них возникает лишь тогда, когда в механизме правового регулирования происходит серьезный сбой, устранить который иными мерами нельзя. Таким образом, конституционно-правовые санкции - это лишь один (и, как правило, крайний) из способов обеспечения конституционноправовых норм, применяемый наряду с другими средствами. Но это отнюдь не умаляет значения конституционно-правовых санкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, конституционно-правовая ответственность является институтом отрасли конституционного права, выполняющим охранительную функцию, направленную на обеспечение соблюдения конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность впервые появилась не в правовых актах, а в научных исследованиях, причем по сравнению с другими видами юридической ответственности относительно недавно.

Конституционно-правовая ответственность является самостоятельным  видом юридической ответственности, осуществление мер которой в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений. Ее конституционное и законодательное признание и установление как одного из видов юридической ответственности будет повышать эффективность конституционно-правовых норм, усиливать их влияние на общественно-политическую практику, т.е. способствовать решению одной из самых актуальных проблем конституционного права.

Итак, конституционно-правовая ответственность - это закрепленная конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта конституционно-правовых отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано ему этими нормами, обеспечиваемая возможностью применения уполномоченной инстанцией мер государственного или приравненного к нему общественного воздействия.

Проанализировав учебную  и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.).
  2. Федеральный закон от 08.05.1994 № 4-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном суде Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2201-1 (ред. от 03.12.2012, с изм. от 30.12.2012) «О прокуратуре в Российской Федерации;
  5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.12.2012) «О Правительстве Российской Федерации»;
  6. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  7. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10.
  8. В.А. Виноградов, "Законодательство", N 10, октябрь 2002 г., ст. 23.
  9. Головистикова А.Н. Конституционное право России: учебное пособие / А.Н.
  10. Жогин О.В. Теоретико-правовые проблемы дефиниции субъектов конституционно-правовой ответственности. // Российский судья. 2006. N 10.
  11. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М., 2006. - с. 18
  12. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000.
  13. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2000. N 2.
  14. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001
  15. Кудрявцев В.Н. Закон, поведение, ответственность. М., 1986
  16. Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.
  17. Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. N 7. С. 41

 

1 Головистикова А.Н. Конституционное право России: учебное пособие / А.Н. С. 26

2 Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.

3 Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. N 7. С. 41

4 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М., 2006. - с. 18.

5 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001 с. 76

6 Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000. с. 108

7 Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. N 7. с. 139

8 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. М., 2004. С. 122

9 В.А. Виноградов, "Законодательство", N 10, октябрь 2002 г., ст. 23.

10 Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. М: 2001, С. 87.

11 Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности.//Законодательство. № 2. 2003.  С. 93

12 Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10.

С. 27

13 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С 84

14 Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2000. N 2. С 33

 

15 Жогин О.В. Теоретико-правовые проблемы дефиниции субъектов конституционно-правовой ответственности. // Российский судья. 2006. N 10. С 45

16 Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. С 96

17 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2201-1 (ред. от 03.12.2012, с изм. от 30.12.2012) «О прокуратуре в Российской Федерации».

18 Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2000. N 2.

19 Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции // Законодательство. 2001. N 12. С. 54-62.

20 Кудрявцев В.Н. Закон, поведение, ответственность. М., 1986.


Информация о работе Конституционная ответственность