Конституционная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации. Достижению цели способствует решение следующих исследовательских задач:
1. дать понятие конституционной ответственности;
2. рассмотреть признаки конституционной ответственности;
3. выявить особенности конституционной ответственности;
4. раскрыть содержание конституционной ответственности;
5. рассмотреть основание конституционной ответственности;
6. выявить состав конституционного правонарушения;
7. рассмотреть и изучить субъекты конституционной ответственности;
8. рассмотреть конституционно-правовые санкции.

Оглавление

Введение
Глава I. Понятие, признаки, особенности и структура конституционно-правовой ответственности………………………………………………………..5
1.1. Понятие и признаки конституционно-правовой ответственности..5
1.2. Особенности конституционно-правовой ответственности………..8
1.3. Структура конституционно-правового регулирования……………9
Глава II. Основания конституционной ответственности……………………...13
2.1. Основания конституционной ответственности…………………...13
2.2. Состав конституционного правонарушения………………………16
Глава III. Конституционные правонарушения………………………………...18
3.1. Субъекты конституционно-правовой ответственности…………..18
3.2. Конституционно-правовые санкции……………………………….25
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по конституцуоному праву.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

К индивидуальным субъектам относятся: граждане Российской Федерации; депутаты всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; должностные лица.

Коллективными субъектами, имеющими конституционно-правовую деликтоспособность, являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; объединения граждан и другие социальные образования (комитеты и комиссии представительных органов, избирательные комиссии и т.п.).

«Самостоятельным субъектом конституционно-правовой ответст-венности является государство. Такой вывод следует, в частности, из анализа ст. 53 Конституции РФ, в которой указывается, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Правда, вопрос о возмещении государством вреда не является вопросом конституционно-правовой ответственности. Однако он однозначно свидетельствует о наличии у государства деликтоспособности. Кроме того, незаконные действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц вполне можно отнести к вопросу конституционно-правовой ответственности.»14

Государство должно нести конституционно-правовую ответственность  во всех случаях, когда оно не выполняет  официально взятых на себя обязательств, если в результате этого нанесен  ущерб кому бы то ни было.

Прежде всего, это относится к деятельности государства по защите прав и свобод граждан.

Необходимой предпосылкой конституционно-правовой деликтоспособности физического лица является наличие  у него российского гражданства. Однако и при этом условии гражданин не деликтоспособен до достижения им определенного возраста. Согласно действующему законодательству гражданин Российской Федерации приобретает общую (полную) деликтоспособность, т.е. способность стать субъектом любого вида юридической ответственности, только по достижении им восемнадцатилетнего возраста.

Кроме наличия  российского гражданства и определенного  возраста для признания конституционно-правовой деликтоспособности граждан требуется  также наличие у них дееспособности. Признанные судом недееспособными граждане освобождаются от всякой юридической ответственности, включая и конституционно-правовую.

В определенных случаях граждане Российской Федерации  могут нести конституционно-правовую ответственность только в том  случае, если они наделены специальной правосубъектностью депутата, должностного лица и т.д.

Деликтоспособность  депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти определена действующим законодательством. Согласно ст. 3, 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

Таким образом, законодательство о статусе депутатов  определяет момент возникновения и  прекращения их правосубъектности, включая и деликтоспособность. При  этом возраст здесь значения не имеет, так как сам факт избрания депутата свидетельствует о достижении им необходимого в этом отношении возраста.

Конституционно-правовая деликтоспособность различных должност-ных лиц также определяется законодательством.

В одних случаях  в законодательстве содержится указание на возможность применения мер ответственности к конкретным должностным лицам. Так, в соответствии со ст. 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются, в частности, ввиду нарушения порядка его назначения на должность; вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью; неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин.

В других случаях  законодательство может содержать  косвенное указание на возможность применения мер ответственности к конкретным должностным лицам. Так, согласно п. 8 ст. 9 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ Председатель Государственной Думы, его первый заместитель и другие заместители могут быть освобождены от должности. Решение об их освобождении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Наконец, конституционно-правовая деликтоспособность некоторых должностных  лиц может быть определена путем  провозглашения ответственности тех органов, которые возглавляют или в состав которых входят эти должностные лица.

Конституционно-правовая ответственность должностных лиц  имеет важное значение, поскольку  она способствует улучшению работы государственного аппарата, укреплению государственной дисциплины и повышению эффективности деятельности руководящих работников.

Что касается деликтоспособности коллективных субъектов конституционного права, то она в общей форме  закреплена в Конституции РФ ч. 2 ст. 15 применительно к органам государственной власти, органам местного самоуправления и к объединениям граждан, которые обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Особого рода деликтоспособностью  обладают законодательные (представительные) органы государственной власти. Они несут ответственность прежде всего перед избравшими их гражданами, которые на очередных выборах дают позитивную или негативную оценку их деятельности. Однако и в процессе своей деятельности эти органы государственной власти могут понести ответственность за те или иные действия, связанные с нарушением Конституции РФ.

Так, Конституционный  Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции  РФ может признать неконституционными федеральные законы, а также нормативные  акты Государственной Думы.

«деликтоспособность органов местного самоуправления несет ответственность прежде всего перед избравшими их гражданами. Вместе с тем и в процессе своей работы они несут ответственность за совершение ими действий, связанных с выполнением действующего законодательства».15

Свою специфику имеет и деликтоспособность исполнительных органов государственной власти. Они несут конституционно-правовую ответственность лишь тогда, когда речь идет о нарушении ими конституционно-правовых норм. Возникновение правоотношений ответственности в сфере управления, не регулируемой нормами конституционного права, является реализацией административно-правовой ответственности.

К числу субъектов, обладающих конституционно-правовой деликтоспособностью, относятся избирательные комиссии, играющие ведущую роль в деле обеспечения законности при проведении выборов и референдумов.

Особого рассмотрения заслуживает вопрос о субъектах  конституционного права, имеющих право  привлекать к конституционно-правовой ответственности, а также в отдельных  предусмотренных законом случаях - право возбуждать этот вопрос.

«Правом непосредственного применения мер юридической ответственности обладает такой круг субъектов, который характерен только для правонарушений, влекущих за собой конституционно-правовую ответственность. Это представительные органы государства, Президент РФ и руководители субъектов Федерации, Конституционный Суд РФ, конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии.»16

Так, согласно ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная  Дума может выразить недоверие Правительству РФ. В Конституции также установлено (ч. 2 ст. 129), что Генеральный прокурор РФ освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

А также на основании  ст. 42 Закона «О прокуратуре в Российской Федерации» при любой проверке сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.17

Соответствующая избирательная комиссия может признать выборы не состоявшимися, а итоги  голосования, результаты выборов, референдума - недействительными.

Надо сказать, что во многих случаях субъекты, привлекающиеся к конституционно-правовой ответственности, являются в то же время и субъектами, несущими эту ответственность. В законодательстве предусмотрены также полномочия субъектов, участвующих в возбуждении вопроса о привлечении к конституционно-правовой ответственности

Так, вопрос об отрешении от должности Президента РФ согласно Конституции РФ может  быть возбужден только на основании  выдвинутого Государственной Думой  обвинения в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления.

Следует признать, что Федеральное Собрание - это  коллективный субъект конституционной  ответственности. Конституция РФ предусматривает  такую санкцию, как роспуск лишь Государственной Думы Федерального Собрания, что предусмотрено ст. 109, 111, 117 Конституции РФ.

Следующими  субъектами конституционной ответственности  являются общественные объединения. Так, в случае злоупотребления ими  своими правами наступают такие  меры, как ограничение права на объединение. Другими словами, неблагоприятными последствиями, установленными ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, является запрещение их создание и деятельности.

«Должностные и физические лица в большинстве случаев субъекты административной, дисциплинарной ответственности, хотя для них не исключена и конституционная ответственность, если деяния этих субъектов нарушают нормы Конституции РФ и налицо другие черты конституционной ответственности. Например, если физическое лицо приобрело гражданство РФ на основании предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов, то наступает такая мера конституционной ответственности, как отмена решения о приеме в гражданство РФ».18

Субъекты Федерации  обладают как конституционными правами, так и несут обязанности на основе федеральной конституции. Они  также признаются самостоятельным субъектом конституционной ответственности.

Государство может  быть субъектом конституционной  или гражданско-правовой ответственности (например, государство - сторона гражданского договора). В первом случае, потерпевший  имеет право возместить ущерб  независимо от вины конкретного должностного лица и независимо от его платежеспособности. Полагаем, что при нарушении Конституции РФ со стороны государства должна наступать не гражданско-правовая, а конституционная ответственность, так как здесь налицо осуществление публичных функций со стороны государства.

Как известно, многие конституционные правонарушения являются результатом коллегиальных решений, что затрудняет установление вины конкретных лиц. Поэтому, для коллегиальных  субъектов следует законодательно закрепить ответственность независимо от субъективного отношения к данному деянию, поскольку незаконным решением, как правило, затрагиваются интересы большинства населения, избирателей и т.д.

Вина коллектива выражается не только в вине конкретных людей, но и в деятельности коллектива в целом, в котором отсутствие, недосмотр и упущение одного могут и должны быть восполнены действиями других членов коллектива.

При злоупотреблении  своими правами или невыполнении (ненадлежащем исполнении) своих конституционных  обязанностей должна наступать конституционная ответственность для субъекта РФ. Мерами воздействия может быть ограничение прав, если налицо их злоупотребления, или наступают иные санкции (приостановление актов органов исполнительной власти субъектов РФ, признание неконституционным акт субъекта Федерации и т.д.) в случае невыполнения (ненадлежащего исполнения) конституционных обязанностей.

Итак, на основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством, к индивидуальными субъектами конституционной ответственности относятся: граждане РФ, депутаты, должностные лица, Президент РФ. Коллективными субъектами ответственности являются: Федеральное Собрание, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Правительство РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, субъекты Федерации, Генеральная Прокуратура РФ.

 

3.2. Конституционно-правовые  санкции

 

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической  ответственности, является своеобразие ее санкций.

«Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. Юридическая ответственность - это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция - мерой этой ответственности.»19

В настоящее  время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят прежде всего отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.

Значение этой формы государственного воздействия  состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка.

Информация о работе Конституционная ответственность