Экологическое Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:32, реферат

Краткое описание

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.
Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований. При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

Файлы: 1 файл

экологическое.docx

— 51.31 Кб (Скачать)

    Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко применяемый на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда "выгоднее" компенсировать добровольно.

    Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

    В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" устанавливается, что юридические  и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования  природных ресурсов, деградации и  разрушения естественных экологических  систем, природных комплексов и природных  ландшафтов и иного нарушения  законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

    Общие основания ответственности за причинение вреда определены в ГК РФ: противоправность действия (бездействия), причинная связь  между действием (бездействием) и  наступившим результатом (причинение вреда) и вина причинителя. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда, в частности если вред причинен источником повышенной опасности. 

7.2. Возмещение вреда  природной среде 

    Дела  о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам  прокурора, государственных органов  управления использованием и охраной  природных ресурсов, граждан и  юридических лиц, во владении и пользовании  которых находятся природные  ресурсы, администрации государственных  заповедников и национальных природных  парков.

    ГК  РФ предусматривает два способа  возмещения вреда - в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается реального возмещения вреда в натуре, при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка - участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. - восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

    Решение о восстановлении прежнего состояния  земли, других природных ресурсов как  способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального  использования и охраны природных  богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

    - восстановление объективно возможно  и

    - правонарушитель в силу своей  специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

    Возмещение  причиненного природной среде вреда  в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных  законодательством об окружающей среде. В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    Иногда  размер причиненного вреда исчисляется  в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

    Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая - на наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденных распоряжением Правительства РФ, таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

    Таксы как инструмент исчисления вреда  применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены  на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно  уничтоженного животного. По рыбным запасам - также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными  государственными органами.

    Методики  подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

    По  фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

    В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба.

    При рассмотрении дела суд может назначить  экспертизу для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для  отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде. 

7.3. Возмещение вреда  здоровью и имуществу  человека,

причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды 

    Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - конституционное  право (ст. 42). По имеющимся данным, 20 - 30% заболеваемости населения непосредственно  связано с провоцирующим действием  загрязнения окружающей среды. Приведенные  данные свидетельствуют об остроте  и актуальности проблемы защиты этого  конституционного права каждого.

    О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован.

    Механизм  защиты соответствующего права регулируется Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Гражданским кодексом РФ, процессуальным законодательством, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС", другими законами.

    В соответствии с действующим законодательством  вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая:

    а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с  загрязнением окружающей среды;

    б) оформления инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;

    в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической  защиты, льгот и компенсаций;

    г) страхование риска причинения вреда  здоровью или имуществу граждан  от загрязнения окружающей среды;

    д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.

    Законодательство  устанавливает принцип полного  объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

    Предшествующий  Закон "Об охране окружающей природной  среды" указывал конкретные факторы, которые должны учитываться при  определении величины причиненного здоровью граждан вреда: степень  утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение  и восстановление здоровья, затраты  на уход за больным, иные расходы, в  том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с  необходимостью изменения места  жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

    Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как  частный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан соответствующее решение принимается на основе специальной экспертизы. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Они единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

    При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки  временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается  решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе  при наличии у гражданина признаков  инвалидности.

    При наличии признаков инвалидности, то есть нарушении здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием или другими причинами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты, соответствующее решение принимается по результатам медико-социальной экспертизы. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системы Министерства социальной защиты населения РФ по письменному заявлению лица, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, либо его законного представителя.

    Наряду  с материальным обеспечением инвалидов, включающим денежные выплаты по разным основаниям, законодательство предусматривает  льготы по медицинской помощи, получению  жилья, льготы на условия труда, социально-бытовое  и транспортное обслуживание, санаторно-курортное  лечение.

    Предоставление  гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС. Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", иными законами.

Информация о работе Экологическое Юридическая ответственность за экологические правонарушения